www.proua.com
В преддверии ротации?
Наверное, не зря соглашения об интеграции нефтетранспортных систем Украины и Польши, а также о создании совместного предприятия по достройке трубопроводного участка Броды - Плоцк было подписано в Брюсселе. Столица Бельгии, как известно, по совместительству является еще и столицей Евросоюза, куда Украина так стремится.
Теперь, когда Кабинет министров Украины принял решение о западном направлении работы нефтепровода Одесса - Броды, начинает разворачиваться наступление на тех, кто на государственном уровне содействовал идее его реверса. 12 февраля министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов обратился к Кабинету министров с предложением освободить от занимаемых должностей председателя правления ОАО "Укртранснафта" Станислава Василенко и его заместителей.
Последние были обвинены в саботаже поручения правительства по организации и проведению эксперимента по последовательной прокачке нефти разных сортов по нефтепроводу "Дружба", в рамках которого на нефтеперерабатывающий завод в чешском городе Кралупы в ноябре 2003 года планировалось поставить легкую нефть в объеме 20 тыс. тонн. Кроме того, С. Ермилов поставил С. Василенко в вину срыв поручения Кабмина по обеспечению работ, связанных с пуском нефтепровода Одесса - Броды и его заполнению технологической нефтью, а также отказ "Укртранснафты" профинансировать работу американской компании Energy Solution, занимавшейся оценкой вариантов использования нефтепровода Одесса - Броды.
Реакция главы правительства была оперативной. "Если ситуация с "Укртранснафтой" существует и кто-то препятствует государственным интересам, будут приняты очень жесткие решения",- заявил премьер-министр Виктор Янукович (ДАТА) во время своей поездки в Днепропетровск.
Неразбериха в ОАО "Укртранснафта", вызванная двоевластием в компании, являлась значительным препятствием, отпугивавшим потенциальных поставщиков нефти для трубопровода Одесса - Броды. В то время как ее президент Александр Тодийчук заключал договора и протоколы о намерениях, его бывший заместитель и генеральный директор компании Станислав Василенко активно выступал за "разворот" трубы. Теперь, когда американская компания ChevronTexaco все-таки решилась доверить украинской нефтемагистрали добытое в Казахстане "черное золото", остальным поставщикам необходимо дать гарантию, что официальный Киев не изменит своему решению.
Залогом ее может быть только устранение двоевластия в "Укртранснафте". Поэтому, думается, в ближайшее время от правительства следует ожидать более решительных шагов в этом направлении.
ТНК не сдается
Большинство российских нефтекомпаний довольно спокойно отреагировали на вердикт нашего Кабинета министров по делу украинской нефтемагистрали. Исключение составила разве что ТНК-ВР. Судя по заявлению, сделанному на пресс-конференции вице-президентом компании Александром Городецким, "танкисты" решили не успокаиваться и во что бы то ни стало добиваться реверса трубы. По его словам, ТНК-ВР собирается продолжать переговоры с украинской властью, а также с создаваемой правительственной рабочей группой по вопросам наполнения и использования трубопровода с целью убедить их в целесообразности реверса.
Характеризуя решение украинского Кабмина как политическое, А. Городецкий высказал сомнение в существовании достаточных объемов каспийской нефти для поставок ее на запад и в том, что принятие предложения ТНК обеспечило бы Украине ежегодную прибыль около $90 млн. за ее транзит.
Данная цифра значительно расходится с расчетами компании Energy Solution, согласно которым Украина сможет получить за транспортировку российской смеси urals почти втрое меньшую сумму, и то за три года. Но даже и эта обещаемая прибыль меньше той, которая, по словам министра топлива и энергетики Украины Сергея Ермилова, может поступить от транзита каспийских легких смесей на запад – $150 млн.
Но вот вопрос: а сможет ли поставить ТНК-ВР обещаемые ею 9 млн. тонн нефти? Согласно сообщениям российских СМИ, российская "Транснефть", стремящаяся отправить на запад излишки urals, законтрактировала столько "черного золота" для европейских нефтеперерабатывающих заводов по линии проекта "Дружба-Адрия", что участок Унеча - Мозырь магистрали "Дружба" загружен на 98%. Суть в том, что данный участок соединяется через территорию Украины с нефтепроводом Одесса - Броды. И именно через него ТНК-ВР планировала качать свою нефть по направлению к терминалу "Южный".
Но это было теоретически возможно до 4 февраля, пока Верховная Рада не ратифицировала закон об интеграции системных трубопроводов "Дружба" и "Адрия". Теперь, когда закон ратифицирован, а российская "Транснефть" уже почти под завязку наполнила этот самый горячий участок, ТНК-ВР просто опоздала со своими 9 млн. тонн. Все, что для нее остается, это, по данным авторитетного нефтяного издания Petroleum Argus, чуть больше полутора миллионов тонн нефти. К слову сказать, то же издание сообщает, что ТНК-ВР законтрактовала на 2004 год около 2,5 млн. тонн морских партий нефти для прокачки по направлению к "Южному".
Конечно, ради одной ТНК сами же россияне не будут освобождать участок Унеча - Мозырь. Таким образом, Украина, дав согласие на реверс, "подставила" бы не только своих западных, в частности польских, партнеров, но и российских. А тот факт, что ТНК-ВР в прошлом году из законтрактованных 4 млн. тонн нефти для прокачки к Южному прокачала менее половины данного объема, вообще поставил под сомнение уверения данной компании в наличии у нее обещанных 9 млн. тонн для украинской трубы.
Да и россияне в последнее время начинают понимать, что черноморское направление, вследствие перегруженности Черноморских проливов, не является для них перспективным. По данным Petroleum Argus, именно по этой причине российская правительственная Комиссия по доступу к экспортным трубопроводам отклонила предложение "Транснефти" об увеличении квартальных квот для экспорта нефти через терминал "Южный" в феврале-марте нынешнего года на 600 тыс. тонн.
В целом же решение о прямом (на запад) направлении перекачки каспийской нефти говорит о том, что Украина поставила долгосрочные стратегические интересы, в числе которых инвестиционные проекты, напрямую не связанные с нефтью, выше краткосрочных. Конечно, можно утверждать, что наша страна может потерять определенный объем сиюминутных инвестиций, но стоимость перспективных планов намного выше. Что ж, отодвинуть близкую, саму собой идущую в руки выгоду ради гораздо более привлекательных стратегических перспектив – это вполне по-европейски. |