Ярослав ГОЛЫШКИН, "Око", 13 февраля
Когда-то преуспевающая павлодарская компания "Иртыш-Авиа" могла по праву считаться национальной гордостью. Один из лучших самолетных парков и высокая квалификация персонала позволили региональному предприятию выйти на международный уровень, совершать регулярные рейсы в дальнее зарубежье, Германию и Турцию, например. Немудрено, что однажды на достигшую небывалых высот павлодарскую авиацию положили глаз сильные мира сего. И начались проблемы. Истории с долгами, незаконными операциями вокруг акций компании, расформированием, слиянием... В общем, после всех злоключений в 2002 году павлодарскую "Иртыш-Авиа", а точнее то, что осталось от некогда процветавшей компании, лишив самостоятельности, присоединили к национальному авиа-перевозчику "Эйр Казахстан".
Но на этом мытарства павлодарских летчиков отнюдь не закончились. Над ними нависла реальная угроза сокращения штатов. Правда, новые хозяева обещали, что коснется она главным образом административного аппарата, а не летного состава. Но с учетом стремительного сокращения количества рейсов, которые стали передавать бригадам из других городов, в это не особенно верилось. Летчики забили тревогу, и проститься пришлось лишь с дюжиной специалистов. Однако положение от этого лучше не стало.
А на днях до павлодарских летчиков докатились слухи о теперь уже полной ликвидации здешнего отряда. Самолеты Як-42, между прочим, одни из самых новых в республике, базирующиеся в настоящее время в Усть-Каменогорске, по словам павлодарских авиаторов, должны быть переправлены в южную столицу. Полеты на них официально прекращаются с начала весны. Старенькие
Як-40, по версии пилотов, руководство компании намеревалось сосредоточить в Восточном Казахстане, а небольшие Ан-2 вовсе распродать на запчасти, как нерентабельные. На последний из обслуживавшихся павлодарскими авиаторами маршрутов - Павлодар - Алматы - уже заступает отряд "Скат" из Шымкента.
А из Астаны в Павлодар тем временем прилетели тревожные вести о непростой ситуации в судьбе самого национального перевозчика - "Эйр Казахстан". Рейсы задерживаются, отменяются, в павлодарские СМИ стали обращаться с жалобами горожане, которые не смогли вовремя улететь по заранее купленным билетам. Благо еще, что нынешних пассажиров у отечественной авиации немного (уж больно дорого обходится казахстанский авиатранспорт, отчего большинство практичных павлодарцев старается улететь в Москву, Азию или Европу за гораздо меньшие деньги из соседнего российского Омска).
Критическая ситуация вынудила павлодарских авиаторов обратиться за помощью к акиму области Кайрату Нурпеисову и Главе государства. Без экстренного вмешательства властей, считают пилоты, погибнет не только павлодарский авиаотряд, но и вся авиационная отрасль страны как таковая. Потому что перевозить людей по воздуху в стране будет некому, кроме только становящейся на ноги "Эйр Астана".
* * *
Решение авиакомпании "Эйр Казахстан" ликвидировать с 1 марта свои представительства в шести крупнейших городах республики приведет к тому, что только в Усть-Каменогорске на улице окажутся около пятисот человек, в основном - специалисты высокого класса.
Ольга СЕМЕНОВА, "Око"
Летный состав уже получил уведомление об увольнении, но сдаваться без боя усть-каменогорские авиаторы не намерены. На состоявшейся во вторник профсоюзной конференции летного состава ВКО было принято решение обратиться к Президенту, правительству, депутатам парламента и в Генеральную прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации.
Прежде всего, авиаторы считают, что необходимо отменить постановление №1004 от 13 сентября 2002 года, которым региональная компания "Иртыш-Авиа" была присоединена к "Эйр Казахстан", как не достигшее своей цели и приведшее к негативным последствиям.
- Мы пережили третье объединение с "Эйр Казахстан", после каждого из которых нам приходится с неимоверным трудом восстанавливать потенциал и работоспособность предприятия. После последнего присоединения к "Эйр Казахстан" за счет "Иртыш-Авиа" удалось увеличить прибыль в три раза, а теперь нас намерены просто ликвидировать, забрав себе всю технику, которая, кстати, приобреталась на деньги области, - говорят летчики.
Беспрецедентные меры, в том числе и финансового характера, предпринятые правительством, чтобы стабилизировать работу "Эйр Казахстан", по мнению усть-каменогорских авиаторов, оказались, что мертвому припарки - национальный авиаперевозчик вновь в предбанкротном состоянии. С другой стороны, ликвидация "Иртыш-Авиа" нанесла существенный материальный ущерб государству. В частности, бюджет республики ежегодно недополучает более 130 млн. тенге налоговых поступлений. Плюс к этому, огромные средства уходят из Казахстана, так как линии, ранее обслуживаемые "Иртыш-Авиа", заняли иностранные авиаперевозчики. И как финал этой печальной истории, потеря около 500 рабочих мест, хотя и "Эйр Казахстан", и министерство транспорта уверяли, что никаких сокращений не будет.
- Мы убеждены, что до ликвидации представительства "Эйр Казахстан" в
Усть-Каменогорске необходимо вывести имущественный комплекс с четырьмя самолетами ЯК-42 и 12 самолетами ЯК-40 из структуры ЗАО с последующей передачей его в муниципальную собственность ВКО, чтобы затем восстановить на этой базе региональную авиакомпанию, - говорилось на конференции, - ведь если представительство будет ликвидировано, промышленно-развитая область окажется необеспеченной авиаперевозками.
Кроме того, считают летчики, деятельностью "Эйр Казахстан" пора заинтересоваться правоохранительным органам. И поэтому они просят Генеральную прокуратуру проверить законность подведения к банкротству национальной авиакомпании, а также достоверность информации об ее финансовой деятельности. - Мы будем действовать в рамках закона, но до принятия правительственного решения по нашим требованиям коллектив оставляет за собой право пойти на экстренные меры, чтобы не допустить разбазаривания народного имущества, - заявили участники конференции. |