NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 7.12.2024 05:09 ast
03:09 msk

Авиакомпания "Эйр Казахстан" отменила все рейсы и отправила летчиков в отпуск без содержания
Зампред Комитета гражданской авиации РК Б.Наурзалиев: Весь менеджмент руководящий, кто приходил, занимался только разбазариванием средств. Увеличивалась только кредиторская задолженность
17.02.2004 / экономика

"Жеты кун"/"Хабар", 15 февраля

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ АВИАКОМПАНИЯ "ЭЙР КАЗАХСТАН" СНОВА ПОПАЛА В НОВОСТНОЙ РЯД ГАЗЕТ И ТЕЛЕКАНАЛОВ. И СНОВА ПО ПЕЧАЛЬНОМУ ПОВОДУ. В УСТЬ-КАМЕНОГОРСКЕ БЫЛИ ОТМЕНЕНЫ ВСЕ ВНУТРЕННИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙСЫ, ЛЕТЧИКИ ОТПРАВЛЕНЫ В ОТПУСК БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ. ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД, МОЖНО ОПРЕДЕЛЕННО СКАЗАТЬ, ЧТО ИСТОРИЯ "ЭЙР КАЗАХСТАН" - ЭТО ИСТОРИЯ БЕСКОНЕЧНЫХ КОНФЛИКТОВ И БОЛЬШИХ РАЗОЧАРОВАНИЙ. НАВЕРНОЕ, НИ В ОДНОЙ ДРУГОЙ ОТРАСЛИ НЕ БЫЛО СТОЛЬКО СКАНДАЛОВ, ФИНАНСОВЫХ ПОТЕРЬ И РАЗОБЛАЧЕНИЙ. УЖЕ СПУСТЯ ЧЕТЫРЕ ГОДА ПОСЛЕ СВОЕГО СОЗДАНИЯ АВИАКОМПАНИЯ "ЭЙР КАЗАХСТАН" ФАКТИЧЕСКИ ОКАЗАЛАСЬ НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА. В НОЯБРЕ 2000 ГОДА ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИНЯЛО РЕШЕНИЕ ПЕРЕДАТЬ АКТИВЫ АВИАКОМПАНИИ В ЧАСТНЫЕ РУКИ. КАСЫМЖОМАРТ ТОКАЕВ, В ТО ВРЕМЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР, ПОДПИСАЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПЕРЕДАЧЕ 50-ТИ % ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАКЕТА АКЦИЙ "ЭЙР КАЗАХСТАН" ЕГО ГЛАВНОМУ КРЕДИТОРУ - "КАЗКОММЕРЦБАНКУ". ДРУГИЕ 50 % АКЦИЙ ЭТОТ ЖЕ БАНК ПОЛУЧИЛ В УПРАВЛЕНИЕ НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК. "ЭЙР КАЗАХСТАН" ОБРЕЛ НОВОГО-СТАРОГО ХОЗЯИНА, КОТОРЫЙ И НЕ СКРЫВАЛ, ЧТО В БУДУЩЕМ АВИАКОМПАНИЯ БУДЕТ ПЕРЕПРОДАНА. ВОТ ЦИТАТА ТОГО ВРЕМЕНИ ИЗ ИНТЕРВЬЮ АЙДАРА АХМЕТОВА, УПРАВЛЯЮЩЕГО ДИРЕКТОРА "КАЗКОММЕРЦБАНКА":

- Наша задача - это временное управление с последующей перепродажей. Но для нас это будет не просто коммерческая перепродажа. Было бы стыдно продать "Эйр Казахстан" в таком плачевном состоянии, спихнуть с рук. нам было доверено правительством, и мы постараемся продать "конфеткой".

ВМЕСТО "КОНФЕТКИ" ПОЛУЧИЛАСЬ "ГОРЬКАЯ ПИЛЮЛЯ", КОТОРУЮ ВПОСЛЕДСТВИИ ПРИШЛОСЬ ПРОГЛОТИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВУ. МЕНЕДЖМЕНТ БАНКИРОВ БЫЛ ПОСТРОЕН НА ПРАГМАТИЧНОЙ ФОРМУЛЕ – УПРАВЛЕНИЕ АВИАКОМПАНИЕЙ "КАЗКОМ" РАССМАТРИВАЛ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, С ПОЗИЦИЙ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ, ВЛОЖЕННЫХ В "ЭЙР КАЗАХСТАН" В ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ГОДЫ. В РЕЗУЛЬТАТЕ В 2002 ГОДУ, ПОСЛЕ СЕРИИ НЕПРИЯТНЫХ ИНЦИДЕНТОВ С ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ "ЭЙР КАЗАХСТАН", МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ОБЪЯВИЛО О ТОМ, ЧТО АВИАКОМПАНИЯ СНОВА НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА. ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ И СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ БЫЛА ДОСТИГНУТА ДОГОВОРЕННОСТЬ О ТОМ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОЛНОСТЬЮ ВЫКУПАЕТ У "КАЗКОММЕРЦБАНКА" АКТИВЫ АВИАКОМПАНИИ И ВОЗВРАЩАЕТ ЕЕ ГОСУДАРСТВУ. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА "ЭЙР КАЗАХСТАН" ОКАЗАЛАСЬ НЕЗАВИДНОЙ. НА РЫНКЕ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ АВИАПЕРЕВОЗЧИК "ЭЙР АСТАНА", ДЛЯ КОТОРОГО БЫЛ СОЗДАН РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ. К "НОВЫМ КРЫЛЬЯМ РОДИНЫ" ПОСТЕПЕННО ОТОШЛИ ВСЕ САМЫЕ ПРИБЫЛЬНЫЕ РЕЙСЫ, А "ЭЙР КАЗАХСТАН" БЫЛА ОТВЕДЕНА РОЛЬ НЕЛЮБИМОЙ ПАДЧЕРИЦЫ, ОТ КОТОРОЙ ВСЕ ХОТЕЛИ ИЗБАВИТЬСЯ. АВИАКОМПАНИЯ С ФИНАНСОВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ И ИЗНОШЕННЫМ ПАРКОМ САМОЛЕТОВ ОКАЗАЛАСЬ НИКОМУ НЕ НУЖНА. В ДЕКАБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА РУКОВОДСТВО "ЭЙР КАЗАХСТАН" ОБЪЯВИЛО О ПРЕДСТОЯЩЕМ СОКРАЩЕНИИ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ ПОЧТИ НА 70 %. ИЗ-ЗА ФИНАНСОВЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПЕРЕВОЗЧИК ОТКАЗАЛСЯ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ ПО МНОГИМ МАРШРУТАМ. СОВСЕМ НЕДАВНО, В НАЧАЛЕ ФЕВРАЛЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОВЕЛО СПЕЦИАЛЬНОЕ СОВЕЩАНИЕ, НА КОТОРОМ ОБСУЖДАЛИСЬ ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ "ЭЙР КАЗАХСТАН". НИКАКОГО РЕШЕНИЯ ПРИНЯТО НЕ БЫЛО. РАЗОБРАТЬСЯ В СИТУАЦИИ ПОРУЧИЛИ МИНИСТРУ ТРАНСПОРТА. КАКИМИ БУДУТ ЕГО ВЫВОДЫ, МЫ УЗНАЕМ СОВСЕМ СКОРО. ПОКА ЖЕ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ПРИХОДИТСЯ КОНСТАТИРОВАТЬ, ЧТО ИЗ-ЗА БЕЗОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ И ТЕХНИКЕ АВИАКОМПАНИИ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОСТРАДАЛИ ТЕ, КТО ЭТОГО СОВСЕМ НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ – ЛЕТЧИКИ И РЯДОВОЙ ПЕРСОНАЛ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ В МАТЕРИАЛЕ, КОТОРЫЙ ПОДГОТОВИЛИ ДМИТРИЙ КРЮКОВИЧ И ИННА СОВА.

Усть-Каменогорск, 5 февраля. Все международные и внутренние рейсы авиакомпании "Эйр Казахстан" отменены. В этот день было продано около 300 билетов в Алматы и Астану. Некоторые пассажиры приняли предложение воспользоваться услугами частной авиакомпании, но большинство отказалось. Покупали билеты на "ЯК–40", а лететь предложили на стареньком, 64 года выпуска "Ан-24". Для коллектива "Эйр Казахстан" известие о закрытии представительства не стало неожиданностью. Борис Быков летал вторым пилотом. Долгое время специализировался на международных рейсах. Сейчас в семье он единственный кормилец. Уже больше месяца в отпуске без содержания. Чтобы прокормить семью, "таксует" на своей машине. Говорит, обидно потерять работу перед самой пенсией.

Борис Быков, пилот:

- Я с первого дня пришел сюда в Усть-Каменогорск. Менялись люди, техника. Я продолжал работать. Если пересчитать, то у меня сейчас 13 тысяч часов налета. Это в воздухе я провел 2 с лишним года.

Уведомление об увольнении получили и сотрудники павлодарского летного отряда. Вячеслав Шилин провел за штурвалом самолета едва ли не полжизни. Он один из тех, кого в авиации называют ассом. Весть о том, что "Эйр Казахастан" отменяет рейсы и увольняет пилотов, застала командира в небе.

Вячеслав Шилин, командир павлодарского летного отряда:

- Я вот летал последний рейс на Прагу. Прилетаем в Прагу, там в шоке все представители, показывают журнал. Эта трасса сейчас свободна.

Пилоты в растерянности. И в Усть-Каменогорске, и в Павлодаре им вряд ли удастся найти работу по специальности. За бортом рискуют оказаться более 2000 летчиков, бортпроводников, техников "Эйр Казахстан". Профсоюзные собрания одно за другим последовали в разных регионах страны. В контексте всех выступлений явно звучал вопрос: "что будет с нами?". Однако профсоюз взял на себя не свойственную ему функцию ревизора. Председатель федерации Валерий Ситдиков попытался доказать, что авиакомпанию ведут к банкротству намеренно. Главный аргумент – то, что "Эйр Казахстан" на тендерах 2002 и 2003 года лишили лучших маршрутов.

Валерий Ситдиков, председатель федерации профсоюзов авиационных работников Республики Казахстан:

- Если аэропорты не заправляют самолеты керосином, если мы не смогли получить банковский кредит, если по всем позициям блокируется работа национального авиаперевозчика, то можно сказать, что авиаперевозчик был завален на бок.

В комитете гражданской авиации убеждены, что "Эйр Казахстан" неконкурентоспособна. Кредитная задолженность компании - 55 миллионов долларов. Долги появились еще в 99-ом, когда компания приобрела в лизинг несколько Боингов и аэробусов. Сейчас руководство государственной компании обвиняют в неграмотном менеджменте.

Булат Наурзалиев, заместитель председателя комитета гражданской авиации Республики Казахстан:

- Весь менеджмент руководящий, кто приходил, занимался только разбазариванием средств. Увеличивалась только кредиторская задолженность.

Серик Сабиров, первый вице-президент компании "Эйр Казахстан":

- Никто сейчас не даст разбазаривать. Никто и не разбазаривал. Просто элементарно сложилась определенная экономическая ситуация.

Встреч с журналистами руководство "Эйр Казахстан" избегает. И хотя юридически банкротом компанию может признать только суд, а до судебных разбирательств дело еще не дошло, передел авиарынка уже состоялся. Компания передала почти все свои регулярные рейсы другим авиаперевозчикам – "Атырау Ауе жолы", "Тулпар авиа сервис", "SCAT".

Алматбек Мамбетов, председатель комитета гражданской авиации Республики Казахстан:

- Естественно, побеждает тот, кто имеет лучшую технику и финансовое состояние. Сейчас у "Эйр Астана" гораздо лучше положение по этим параметрам и естественно, большинство маршрутов отходит к ним.

В Казахстане, по данным комитета гражданской авиации, 47 авиакомпаний. Из них около 20 транспортных. Место летчикам и техникам "Эйр Казахстан" в них найдется – считают в комитете. Однако в профсоюзе говорят, что пока конкретных решений не принято, Казахстан теряет лучших специалистов. Несколько летчиков уже согласились работать за рубежом.

ВЕДУЩИЙ:

И СЕГОДНЯ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ОБСУДИТЬ СИТУАЦИЮ, СЛОЖИВШУЮСЯ ВОКРУГ АВИАКОМПАНИИ "ЭЙР КАЗАХСТАН", С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОМИТЕТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА АЛМАТБЕКОМ МАМБЕТОВЫМ. СЕЙЧАС ОН НАХОДИТСЯ В НАШЕЙ АСТАНИНСКОЙ СТУДИИ.

- АЛМАТБЕК АБИЛХАСИМОВИЧ, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР! МОЙ ПЕРВЫЙ ВОПРОС СВЯЗАН С РЕАКЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ РАБОТНИКОВ АВИАОТРАСЛИ НА ТО, ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСОДИТ ВОКРУГ КОМПАНИИ "ЭЙР КАЗАХСТАН". ПРОЗВУЧАЛО ОБВИНЕНИЕ В НАМЕРЕННОМ БАНКРОТСТВЕ АВИАКОМПИИ. КАК БЫ ВЫ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ?

- Добрый вечер. Прежде чем ответить на этот вопрос, я бы хотел остановиться на текущей ситуации в авиакомпании, как сложилась такая обстановка. Дело в том, что ситуация в настоящее время очень непростая, и это складывалось в течение нескольких лет, как вы сами отмечали. Это, прежде всего, думается, замена эффективного менеджмента путем неэффективного кредитования. С 1999-года у авиакомпании начались финансовые трудности, и с этого момента правительство не раз обращалось к авиакомпании и предоставляло свою помощь. В 2001 году, когда путем выкупа 2 аэробусов А-310 было капитализирована сумма 4,5 миллиона долларов, и в 2002 году вышло знаменитое постановление №1004, где произошла практически реструктуризация, прощение долгов в размере 50 миллионов долларов. После этого можно было ожидать, что руководство авиакомпании примет меры по оптимизации и дальнейшему улучшению работы авиакомпании. К сожалению, этого не произошло, даже, можно сказать, было ухудшение финансового состояния и состояния воздушного флота. Дело в том, что во всем мире принято откладывать определенные провизии на содержание флота, на поддержание норм летной годности, что тоже не производилось авиакомпанией, и естественно, эта политика постоянного привлечения краткосрочных кредитов, которые, насколько вы сами понимаете, нужно было возвращать, усугубило положение. И плюс к этому, сейчас можно констатировать, что практически весь флот авиакомпании "Эйр Казахстан" вырабатывает свои ресурсы, и нет средств у компании на их дальнейшее поддержание. В качестве примера можно привести те два аэробуса А-310, которым нужно в ближайшее время для восстановления и поддержания их дальнейшей годности от 16 до 18 миллионов долларов.

- ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДЕЛО КОНЧИТСЯ БАНКРОТСТВОМ И НЫНЕШНИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КОМПАНИИ НЕ СПОСОБЕН ВЫВЕСТИ ЕЕ ИЗ КРИЗИСА?

- Вопрос банкротства будет решать только суд, об этом говорить сейчас преждевременно. Но финансовое и техническое состояние самой авиакомпании и воздушных судов, добровольный отказ от всех маршрутов, и их переход к другим авиакомпаниям, наводит на мысль о том, что положение очень тяжелое в настоящее время.

- СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА ВОПРОСА. АВИАКОМПАНИЯ "ЭЙР КАЗАХСТАН" ОБЪЯВИЛА О ПРЕДСТОЯЩИМ СОКРАЩЕНИИ ПЕРСОНАЛА, В ТОМ ЧИСЛЕ И ЛЕТЧИКОВ. КАКОВА БУДЕТ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ЭТИХ ЛЮДЕЙ, ЕСТЬ ЛИ ГАРАНТИИ, ЧТО ОНИ ПОЛУЧАТ РАБОТУ?

- Этим вопросом занимается министерство транспорта и коммуникаций по заданию правительства. Уже говорили, что в Казахстане существует ряд других авиакомпаний, и в первую очередь из 600 сотрудников "Эйр Астана" более половина – бывшие сотрудники "Эйр Казахстан". И этот переход также будет продолжаться в связи с естественным планом развития авиакомпании "Эйр Астана", приобретением новых самолетов других типов, региональных самолетов. Поэтому планируется туда переход 130 человек высококвалифицированного летного состава, инженерного состава, и другие авиакомпании "Атырау Ауе жолы", "SCAT" тоже имеют намерение взять на работу часть работников. И плюс к этому авиационно-технический инженерный персонал, полный состав Алматы, со следующей недели переходят в юрисдикцию аэропорта Алматы, и можно смело сказать, что 500 человек уже трудоустроено. Так постепенно будут трудоустроены другие, и что касается летно-подъемного и инженерно-технического составов есть уверенность, что они будут полностью трудоустроены.

Я НАПОМНЮ, ЧТО МОИМ СОБЕСЕДНИКОМ БЫЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА АЛМАТБЕК МАМБЕТОВ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В январе 2004 года в РК рост объемов промышленного производства составил 8,7% 20.02.2004
До 2005 в столице будут построены еще 6 детских садов, 13 школ и 3 поликлиники 20.02.2004
Кому принадлежит нефтяной Атырау? 20.02.2004
В период посевной кампании дизельное топливо для компаний-операторов ТД "КазМунайГаз" с Атырауского НПЗ будет отпускаться не выше $139 за тонну 20.02.2004
Как в Лондоне аукнется, так в Атырау и откликнется 20.02.2004
Дефицит инвестиционных идей грозит России финансовым кризисом 20.02.2004
Сдаем трубу. Недорого? 20.02.2004
Замена танкерам 20.02.2004
ОПЕК готова в случае необходимости вновь сократить производство нефти 20.02.2004
Доллар резко вырос относительно евро после падения до исторического минимума 20.02.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
07.12.24 Суббота
83. ЖУРИНОВ Мурат
75. КИИНОВ Ляззат
72. СУНТАЕВ Тлеген
72. СУХОТИН Александр
66. НАЖИМЕДЕНОВА Айкен
66. ОТАРБАЕВ Шаймурат
64. ТОКСАНОВА Айгуль
58. ДУДИН Иван
56. ТАБАНОВ Эльдар
53. ЖУСУПОВ Эрик
53. МАГЕРРАМОВ Магеррам
47. ДЖАКУПОВ Аслан
47. ЖУНУСОВА Асель
38. ИСАТАЕВ Рустам
...>>>
08.12.24 Воскресенье
89. УРАЗАЛИЕВ Рахим
84. ЖУРСИМБАЕВ Сагиндык
83. БАШАРИМОВА Людмила
79. РАИМБАЕВ Сансызбек
73. ИБРАЕВ Болат
69. АЛДЕРЗИН Мухамбеткали
69. САУРАНБАЕВ Болат
69. ШАМУРАТОВ Ермек
65. НУРГАЗИЕВА Бану
64. ТАТКЕЕВ Малгаждар
63. МУКАЕВ Ербулат
63. ШАЛАБАЕВ Гинияткали
61. АЙДАРХАНОВ Арман
59. ИЗМАЙЛОВ Нурлан
58. АХМЕТЖАНОВ Ахмедбек
...>>>
09.12.24 Понедельник
86. БЕЙСЕБАЕВ Кенес
77. КАЗБЕКОВ Жасулан
77. РЕУТОВ Николай
74. КАМЕНОВ Саин
74. САГЫНДЫКОВ Ержан
73. ДАЛМАГАМБЕТОВ Оразбек
70. АХМЕТОВ Батырбек
69. УЗБЕКГАЛИЕВ Раимхан
68. КАЛИЕВ Едил
68. ТАСМАГАМБЕТОВ Имангали
66. АН Евгений
63. МАКЕНОВА Аяш
60. КУЗДЕКОВА Мальвира
59. АРХАРОВА Жанылсын
58. ЕСПЕНБЕТОВ Эрнест
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz