"Жеты кун"/"Хабар", 15 февраля
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ АВИАКОМПАНИЯ "ЭЙР КАЗАХСТАН" СНОВА ПОПАЛА В НОВОСТНОЙ РЯД ГАЗЕТ И ТЕЛЕКАНАЛОВ. И СНОВА ПО ПЕЧАЛЬНОМУ ПОВОДУ. В УСТЬ-КАМЕНОГОРСКЕ БЫЛИ ОТМЕНЕНЫ ВСЕ ВНУТРЕННИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙСЫ, ЛЕТЧИКИ ОТПРАВЛЕНЫ В ОТПУСК БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ. ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД, МОЖНО ОПРЕДЕЛЕННО СКАЗАТЬ, ЧТО ИСТОРИЯ "ЭЙР КАЗАХСТАН" - ЭТО ИСТОРИЯ БЕСКОНЕЧНЫХ КОНФЛИКТОВ И БОЛЬШИХ РАЗОЧАРОВАНИЙ. НАВЕРНОЕ, НИ В ОДНОЙ ДРУГОЙ ОТРАСЛИ НЕ БЫЛО СТОЛЬКО СКАНДАЛОВ, ФИНАНСОВЫХ ПОТЕРЬ И РАЗОБЛАЧЕНИЙ. УЖЕ СПУСТЯ ЧЕТЫРЕ ГОДА ПОСЛЕ СВОЕГО СОЗДАНИЯ АВИАКОМПАНИЯ "ЭЙР КАЗАХСТАН" ФАКТИЧЕСКИ ОКАЗАЛАСЬ НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА. В НОЯБРЕ 2000 ГОДА ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИНЯЛО РЕШЕНИЕ ПЕРЕДАТЬ АКТИВЫ АВИАКОМПАНИИ В ЧАСТНЫЕ РУКИ. КАСЫМЖОМАРТ ТОКАЕВ, В ТО ВРЕМЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР, ПОДПИСАЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПЕРЕДАЧЕ 50-ТИ % ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАКЕТА АКЦИЙ "ЭЙР КАЗАХСТАН" ЕГО ГЛАВНОМУ КРЕДИТОРУ - "КАЗКОММЕРЦБАНКУ". ДРУГИЕ 50 % АКЦИЙ ЭТОТ ЖЕ БАНК ПОЛУЧИЛ В УПРАВЛЕНИЕ НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК. "ЭЙР КАЗАХСТАН" ОБРЕЛ НОВОГО-СТАРОГО ХОЗЯИНА, КОТОРЫЙ И НЕ СКРЫВАЛ, ЧТО В БУДУЩЕМ АВИАКОМПАНИЯ БУДЕТ ПЕРЕПРОДАНА. ВОТ ЦИТАТА ТОГО ВРЕМЕНИ ИЗ ИНТЕРВЬЮ АЙДАРА АХМЕТОВА, УПРАВЛЯЮЩЕГО ДИРЕКТОРА "КАЗКОММЕРЦБАНКА":
- Наша задача - это временное управление с последующей перепродажей. Но для нас это будет не просто коммерческая перепродажа. Было бы стыдно продать "Эйр Казахстан" в таком плачевном состоянии, спихнуть с рук. нам было доверено правительством, и мы постараемся продать "конфеткой".
ВМЕСТО "КОНФЕТКИ" ПОЛУЧИЛАСЬ "ГОРЬКАЯ ПИЛЮЛЯ", КОТОРУЮ ВПОСЛЕДСТВИИ ПРИШЛОСЬ ПРОГЛОТИТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВУ. МЕНЕДЖМЕНТ БАНКИРОВ БЫЛ ПОСТРОЕН НА ПРАГМАТИЧНОЙ ФОРМУЛЕ – УПРАВЛЕНИЕ АВИАКОМПАНИЕЙ "КАЗКОМ" РАССМАТРИВАЛ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, С ПОЗИЦИЙ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ, ВЛОЖЕННЫХ В "ЭЙР КАЗАХСТАН" В ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ГОДЫ. В РЕЗУЛЬТАТЕ В 2002 ГОДУ, ПОСЛЕ СЕРИИ НЕПРИЯТНЫХ ИНЦИДЕНТОВ С ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ "ЭЙР КАЗАХСТАН", МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ОБЪЯВИЛО О ТОМ, ЧТО АВИАКОМПАНИЯ СНОВА НА ГРАНИ БАНКРОТСТВА. ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ И СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ БЫЛА ДОСТИГНУТА ДОГОВОРЕННОСТЬ О ТОМ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОЛНОСТЬЮ ВЫКУПАЕТ У "КАЗКОММЕРЦБАНКА" АКТИВЫ АВИАКОМПАНИИ И ВОЗВРАЩАЕТ ЕЕ ГОСУДАРСТВУ. ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА "ЭЙР КАЗАХСТАН" ОКАЗАЛАСЬ НЕЗАВИДНОЙ. НА РЫНКЕ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ АВИАПЕРЕВОЗЧИК "ЭЙР АСТАНА", ДЛЯ КОТОРОГО БЫЛ СОЗДАН РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ. К "НОВЫМ КРЫЛЬЯМ РОДИНЫ" ПОСТЕПЕННО ОТОШЛИ ВСЕ САМЫЕ ПРИБЫЛЬНЫЕ РЕЙСЫ, А "ЭЙР КАЗАХСТАН" БЫЛА ОТВЕДЕНА РОЛЬ НЕЛЮБИМОЙ ПАДЧЕРИЦЫ, ОТ КОТОРОЙ ВСЕ ХОТЕЛИ ИЗБАВИТЬСЯ. АВИАКОМПАНИЯ С ФИНАНСОВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ И ИЗНОШЕННЫМ ПАРКОМ САМОЛЕТОВ ОКАЗАЛАСЬ НИКОМУ НЕ НУЖНА. В ДЕКАБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА РУКОВОДСТВО "ЭЙР КАЗАХСТАН" ОБЪЯВИЛО О ПРЕДСТОЯЩЕМ СОКРАЩЕНИИ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ ПОЧТИ НА 70 %. ИЗ-ЗА ФИНАНСОВЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПЕРЕВОЗЧИК ОТКАЗАЛСЯ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ ПО МНОГИМ МАРШРУТАМ. СОВСЕМ НЕДАВНО, В НАЧАЛЕ ФЕВРАЛЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОВЕЛО СПЕЦИАЛЬНОЕ СОВЕЩАНИЕ, НА КОТОРОМ ОБСУЖДАЛИСЬ ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ "ЭЙР КАЗАХСТАН". НИКАКОГО РЕШЕНИЯ ПРИНЯТО НЕ БЫЛО. РАЗОБРАТЬСЯ В СИТУАЦИИ ПОРУЧИЛИ МИНИСТРУ ТРАНСПОРТА. КАКИМИ БУДУТ ЕГО ВЫВОДЫ, МЫ УЗНАЕМ СОВСЕМ СКОРО. ПОКА ЖЕ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ПРИХОДИТСЯ КОНСТАТИРОВАТЬ, ЧТО ИЗ-ЗА БЕЗОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ И ТЕХНИКЕ АВИАКОМПАНИИ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОСТРАДАЛИ ТЕ, КТО ЭТОГО СОВСЕМ НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ – ЛЕТЧИКИ И РЯДОВОЙ ПЕРСОНАЛ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ В МАТЕРИАЛЕ, КОТОРЫЙ ПОДГОТОВИЛИ ДМИТРИЙ КРЮКОВИЧ И ИННА СОВА.
Усть-Каменогорск, 5 февраля. Все международные и внутренние рейсы авиакомпании "Эйр Казахстан" отменены. В этот день было продано около 300 билетов в Алматы и Астану. Некоторые пассажиры приняли предложение воспользоваться услугами частной авиакомпании, но большинство отказалось. Покупали билеты на "ЯК–40", а лететь предложили на стареньком, 64 года выпуска "Ан-24". Для коллектива "Эйр Казахстан" известие о закрытии представительства не стало неожиданностью. Борис Быков летал вторым пилотом. Долгое время специализировался на международных рейсах. Сейчас в семье он единственный кормилец. Уже больше месяца в отпуске без содержания. Чтобы прокормить семью, "таксует" на своей машине. Говорит, обидно потерять работу перед самой пенсией.
Борис Быков, пилот:
- Я с первого дня пришел сюда в Усть-Каменогорск. Менялись люди, техника. Я продолжал работать. Если пересчитать, то у меня сейчас 13 тысяч часов налета. Это в воздухе я провел 2 с лишним года.
Уведомление об увольнении получили и сотрудники павлодарского летного отряда. Вячеслав Шилин провел за штурвалом самолета едва ли не полжизни. Он один из тех, кого в авиации называют ассом. Весть о том, что "Эйр Казахастан" отменяет рейсы и увольняет пилотов, застала командира в небе.
Вячеслав Шилин, командир павлодарского летного отряда:
- Я вот летал последний рейс на Прагу. Прилетаем в Прагу, там в шоке все представители, показывают журнал. Эта трасса сейчас свободна.
Пилоты в растерянности. И в Усть-Каменогорске, и в Павлодаре им вряд ли удастся найти работу по специальности. За бортом рискуют оказаться более 2000 летчиков, бортпроводников, техников "Эйр Казахстан". Профсоюзные собрания одно за другим последовали в разных регионах страны. В контексте всех выступлений явно звучал вопрос: "что будет с нами?". Однако профсоюз взял на себя не свойственную ему функцию ревизора. Председатель федерации Валерий Ситдиков попытался доказать, что авиакомпанию ведут к банкротству намеренно. Главный аргумент – то, что "Эйр Казахстан" на тендерах 2002 и 2003 года лишили лучших маршрутов.
Валерий Ситдиков, председатель федерации профсоюзов авиационных работников Республики Казахстан:
- Если аэропорты не заправляют самолеты керосином, если мы не смогли получить банковский кредит, если по всем позициям блокируется работа национального авиаперевозчика, то можно сказать, что авиаперевозчик был завален на бок.
В комитете гражданской авиации убеждены, что "Эйр Казахстан" неконкурентоспособна. Кредитная задолженность компании - 55 миллионов долларов. Долги появились еще в 99-ом, когда компания приобрела в лизинг несколько Боингов и аэробусов. Сейчас руководство государственной компании обвиняют в неграмотном менеджменте.
Булат Наурзалиев, заместитель председателя комитета гражданской авиации Республики Казахстан:
- Весь менеджмент руководящий, кто приходил, занимался только разбазариванием средств. Увеличивалась только кредиторская задолженность.
Серик Сабиров, первый вице-президент компании "Эйр Казахстан":
- Никто сейчас не даст разбазаривать. Никто и не разбазаривал. Просто элементарно сложилась определенная экономическая ситуация.
Встреч с журналистами руководство "Эйр Казахстан" избегает. И хотя юридически банкротом компанию может признать только суд, а до судебных разбирательств дело еще не дошло, передел авиарынка уже состоялся. Компания передала почти все свои регулярные рейсы другим авиаперевозчикам – "Атырау Ауе жолы", "Тулпар авиа сервис", "SCAT".
Алматбек Мамбетов, председатель комитета гражданской авиации Республики Казахстан:
- Естественно, побеждает тот, кто имеет лучшую технику и финансовое состояние. Сейчас у "Эйр Астана" гораздо лучше положение по этим параметрам и естественно, большинство маршрутов отходит к ним.
В Казахстане, по данным комитета гражданской авиации, 47 авиакомпаний. Из них около 20 транспортных. Место летчикам и техникам "Эйр Казахстан" в них найдется – считают в комитете. Однако в профсоюзе говорят, что пока конкретных решений не принято, Казахстан теряет лучших специалистов. Несколько летчиков уже согласились работать за рубежом.
ВЕДУЩИЙ:
И СЕГОДНЯ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ ОБСУДИТЬ СИТУАЦИЮ, СЛОЖИВШУЮСЯ ВОКРУГ АВИАКОМПАНИИ "ЭЙР КАЗАХСТАН", С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОМИТЕТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА АЛМАТБЕКОМ МАМБЕТОВЫМ. СЕЙЧАС ОН НАХОДИТСЯ В НАШЕЙ АСТАНИНСКОЙ СТУДИИ.
- АЛМАТБЕК АБИЛХАСИМОВИЧ, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР! МОЙ ПЕРВЫЙ ВОПРОС СВЯЗАН С РЕАКЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ РАБОТНИКОВ АВИАОТРАСЛИ НА ТО, ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСОДИТ ВОКРУГ КОМПАНИИ "ЭЙР КАЗАХСТАН". ПРОЗВУЧАЛО ОБВИНЕНИЕ В НАМЕРЕННОМ БАНКРОТСТВЕ АВИАКОМПИИ. КАК БЫ ВЫ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ?
- Добрый вечер. Прежде чем ответить на этот вопрос, я бы хотел остановиться на текущей ситуации в авиакомпании, как сложилась такая обстановка. Дело в том, что ситуация в настоящее время очень непростая, и это складывалось в течение нескольких лет, как вы сами отмечали. Это, прежде всего, думается, замена эффективного менеджмента путем неэффективного кредитования. С 1999-года у авиакомпании начались финансовые трудности, и с этого момента правительство не раз обращалось к авиакомпании и предоставляло свою помощь. В 2001 году, когда путем выкупа 2 аэробусов А-310 было капитализирована сумма 4,5 миллиона долларов, и в 2002 году вышло знаменитое постановление №1004, где произошла практически реструктуризация, прощение долгов в размере 50 миллионов долларов. После этого можно было ожидать, что руководство авиакомпании примет меры по оптимизации и дальнейшему улучшению работы авиакомпании. К сожалению, этого не произошло, даже, можно сказать, было ухудшение финансового состояния и состояния воздушного флота. Дело в том, что во всем мире принято откладывать определенные провизии на содержание флота, на поддержание норм летной годности, что тоже не производилось авиакомпанией, и естественно, эта политика постоянного привлечения краткосрочных кредитов, которые, насколько вы сами понимаете, нужно было возвращать, усугубило положение. И плюс к этому, сейчас можно констатировать, что практически весь флот авиакомпании "Эйр Казахстан" вырабатывает свои ресурсы, и нет средств у компании на их дальнейшее поддержание. В качестве примера можно привести те два аэробуса А-310, которым нужно в ближайшее время для восстановления и поддержания их дальнейшей годности от 16 до 18 миллионов долларов.
- ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ДЕЛО КОНЧИТСЯ БАНКРОТСТВОМ И НЫНЕШНИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КОМПАНИИ НЕ СПОСОБЕН ВЫВЕСТИ ЕЕ ИЗ КРИЗИСА?
- Вопрос банкротства будет решать только суд, об этом говорить сейчас преждевременно. Но финансовое и техническое состояние самой авиакомпании и воздушных судов, добровольный отказ от всех маршрутов, и их переход к другим авиакомпаниям, наводит на мысль о том, что положение очень тяжелое в настоящее время.
- СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА ВОПРОСА. АВИАКОМПАНИЯ "ЭЙР КАЗАХСТАН" ОБЪЯВИЛА О ПРЕДСТОЯЩИМ СОКРАЩЕНИИ ПЕРСОНАЛА, В ТОМ ЧИСЛЕ И ЛЕТЧИКОВ. КАКОВА БУДЕТ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ЭТИХ ЛЮДЕЙ, ЕСТЬ ЛИ ГАРАНТИИ, ЧТО ОНИ ПОЛУЧАТ РАБОТУ?
- Этим вопросом занимается министерство транспорта и коммуникаций по заданию правительства. Уже говорили, что в Казахстане существует ряд других авиакомпаний, и в первую очередь из 600 сотрудников "Эйр Астана" более половина – бывшие сотрудники "Эйр Казахстан". И этот переход также будет продолжаться в связи с естественным планом развития авиакомпании "Эйр Астана", приобретением новых самолетов других типов, региональных самолетов. Поэтому планируется туда переход 130 человек высококвалифицированного летного состава, инженерного состава, и другие авиакомпании "Атырау Ауе жолы", "SCAT" тоже имеют намерение взять на работу часть работников. И плюс к этому авиационно-технический инженерный персонал, полный состав Алматы, со следующей недели переходят в юрисдикцию аэропорта Алматы, и можно смело сказать, что 500 человек уже трудоустроено. Так постепенно будут трудоустроены другие, и что касается летно-подъемного и инженерно-технического составов есть уверенность, что они будут полностью трудоустроены.
Я НАПОМНЮ, ЧТО МОИМ СОБЕСЕДНИКОМ БЫЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА АЛМАТБЕК МАМБЕТОВ. |