NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Воскресенье 15.12.2024 03:55 ast
01:55 msk

Сдаем трубу. Недорого?
Нефтепровод Одесса - Броды еще не начал прокачку каспийской нефти на запад, а уже за него начались торги: кому он будет принадлежать...
20.02.2004 / экономика

www.proua.com

К раздорам по политическим и экономическим вопросам, которые бушуют в Верховной Раде, добавился еще один: будет ли сдан нефтепровод Одесса - Броды в концессию и, если да, то кому?

В том, что нефтепровод должен приносить Украине прибыль, похоже, никто не сомневается. Но сможет ли государство само обеспечить эффективный менеджмент своей ключевой нефтемагистрали – основы Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК)?

Похоже, решением проблемы может стать создание многостороннего консорциума по постройке и эксплуатации нефтепровода Одесса - Броды - Плоцк, вопрос о создании которого недавно был поднят в Украине на самом высоком уровне. Теперь, когда правительство приняло решение о прямом варианте его эксплуатации и нефть для нашей трубы ожидают в самые ближайшие месяцы, возникла необходимость определить оптимальную форму управления ею.

Теперь о концессии. Так сложилось, что именно это слово все чаще встречается как в контексте ГТК, так и трубопровода Одесса - Броды. В случае с газотранспортным консорциумом немцы предложили концессию как форму его коммерциализации. Аналогичная идея, только по отношению к магистрали Одесса - Броды, вызрела в недрах украинского парламента. Однако, как известно, украинское законодательство пока не допускает подобных действий в отношении нефте- и газотранспортных систем страны. Так что теперь вопрос о внесении соответствующих изменений в действующие Законы парламенту и правительству придется решать комплексно как для ГТК, так и для ЕАНТК.

Как известно, 17 февраля Верховная Рада не поддержала законопроект о запрете приватизации нефтепровода Одесса - Броды. Так что чисто теоретически можно допустить, что и такой вариант в принципе нельзя сбрасывать со счетов.

В настоящее время на рассмотрении в Верховной Раде находятся три законопроекта, касающиеся будущего данного нефтепровода. Первый – правительственный – о передаче в концессию нефтепровода Одесса - Броды и МНТ "Южный". Второй, также правительственный, – о передаче в концессию нефтетранспортной системы Украины. Третий – законопроект члена комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК Александра Гудымы о запрете передачи в концессию всех стратегических энерготранспортных объектов (газовых, нефтяных и электрических).

Третий законопроект тем более удивителен, что исходит от депутата, который в свое время предлагал продать трубопровод Одесса - Броды полякам. Причем еще не так давно А. Гудыма вовсе не отрицал возможность концессии, заявляя, однако, что наиболее логичным было бы передать трубу американской компании ChevronTexaco. Теперь же народный избранник харктеризует намерения провести через Верховную Раду поправки к Закону Украины "О концессиях" как "попытку передать функции транспортировки нефти неизвестному консорциуму, который будет поглощать львиную долю доходов". А. Гудыма даже пригрозил очередной блокадой трибуны ВР оппозицией, если дело дойдет до принятия поправок.

Логику рассуждений г-на Гудымы в данном случае понять трудно. Правда, его слова о возможности передачи нефтепровода Одесса - Броды в концессию американской нефтяной компании вполне объяснимы: все-таки именно ChevronTexaco рассматривается сейчас в качестве основного поставщика нефти в Европу через украинскую территорию. Но и российские компании, которые захотят поучаствовать в наполнении нашей трубы каспийским "черным золотом" (а, по словам министра топлива и энергетики Сергея Ермилова, к проекту транспортировки казахской нефти из Новороссийска на запад будут привлечены и россияне), имеют основания претендовать на участие в концессии.

Оставляя в стороне политическую сторону вопроса, стоит обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, до тех пор, пока реальная нефть не пойдет по магистрали Одесса - Броды на запад, никто – ни поляки, ни ChevronTexaco - и словом не заикнется о концессии. Как говорил известный неверующий апостол, пока сам персты не вложу – не поверю. В данном случае – то же самое. Для того чтобы ставить вопрос о передаче нефтепровода в концессию, нужно, чтобы он стабильно работал, а польские и чешские нефтеперерабатывающие заводы начали выпускать первые тонны горючего из полученной по украинской трубе каспийской нефти. Иным он просто не нужен – ни полякам, которых еще надо раскрутить на инвестиции в достройку участка Броды - Плоцк, ни россиянам, которые сейчас заняты поиском новых путей и направлений прокачки своих нефтяных излишков.

Во-вторых, консорциум по управлению нефтепроводом Одесса - Броды просто не может принадлежать одной компании по той причине, что в нем слишком много заинтересованных сторон. И россияне, которых больше всего боится украинская правая оппозиция, – всего лишь одни из многих.

Так что не так страшна концессия, как ее малюют. Главное – с умом и для пользы государства ею распорядиться.

P.S. Как сообщило агентство "Интерфакс-Украина", 19 февраля парламент принял решение о перенесении расмотрения правительственных законопроектов об изменениях в Закон Украины "О концессиях". По словам первого вице-спикера Адама Мартынюка, это вызвано необходимостью подготовки экономического обоснования данных законопроектов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
В январе 2004 года в РК рост объемов промышленного производства составил 8,7% 20.02.2004
До 2005 в столице будут построены еще 6 детских садов, 13 школ и 3 поликлиники 20.02.2004
Кому принадлежит нефтяной Атырау? 20.02.2004
В период посевной кампании дизельное топливо для компаний-операторов ТД "КазМунайГаз" с Атырауского НПЗ будет отпускаться не выше $139 за тонну 20.02.2004
Как в Лондоне аукнется, так в Атырау и откликнется 20.02.2004
Дефицит инвестиционных идей грозит России финансовым кризисом 20.02.2004
Сдаем трубу. Недорого? 20.02.2004
Замена танкерам 20.02.2004
ОПЕК готова в случае необходимости вновь сократить производство нефти 20.02.2004
Доллар резко вырос относительно евро после падения до исторического минимума 20.02.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
15.12.24 Воскресенье
93. АБИШЕВ Кажимурат
86. УРАЗАЕВ Файзулла
77. НЫГМЕТ Кенжебай
77. НЫСАНГАЛИЕВ Амангали
77. САРСЕМБАЕВ Марат
76. МИРАЗОВА Аякуль
75. ИЗТЕЛЕУОВ Бейсембай
74. ЕСИМОВ Ахметжан
73. АТАНИЯЗОВ Сулейман
73. ТУРИСБЕКОВ Заутбек
69. АГМАНОВ Адильхан
69. РАДОСТОВЕЦ Николай
69. ТАКЕШЕВ Аманжан
68. КЫДЫРГОЖАЕВ Наурызбай
66. КАНАПЬЯНОВ Ерулан
...>>>
16.12.24 Понедельник
95. ТУЛЕГЕНОВА Бибигуль
80. КИСТАУОВ Гани
77. МЕНЛИБАЕВ Абу
75. БЕКТУРОВ Габбас
70. ЕРГАЛИЕВ Бахытбек
70. СЕЙДУАЛИЕВ Вахит
68. АБДИЕВ Кали
68. СЕИЛХАН Дария
65. ДАМИТОВ Кадыржан
65. ЖОЛУМБЕТОВ Оралбек
65. САБИЕВ Сансызбай
63. ЖУБАНАЗАРОВ Ахмет
58. ЕЛЖАСОВ Аблай
52. МАНЬКО Татьяна
50. АБДУЛГАФАРОВ Дастан
...>>>
17.12.24 Вторник
93. ЭНГОЛИ Виталий
83. ШАРДАРБЕКОВ Шарипбек
79. АМЕРХАНОВА Жибек
75. САПАНОВ Серик
71. ОТАРОВ Кадырхан
70. ЗАКИРЬЯНОВ Кайрат
66. БЕКТАСОВ Абен
64. БУГАЕВ Виктор
62. АУБАКИРОВ Дуйсенбек
61. ТАЙШАНОВ Талгат
59. АХАНЗАРИПОВ Нурлан
58. АГИМБАЕВ Еркебулан
58. СТАМБЕКОВ Ерлан
55. КУЛЬМУРЗАЕВА Гульзия
49. ИСЕТОВ Арман
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz