www.ukroil.com.ua, 25 марта
На мировом нефтяном рынке правят бал спекулянты. Но за хаотическими скачками цен на нефть все более отчетливо проявляется "новая нефтяная правда", цены растут в строгом соответствии с реальными запросами потребителей, которые в период низких цен забыли об энергосберегающих технологиях. Быстро исправить этот недостаток они не смогут, а значит, нефть в ближайшие годы будет оставаться дорогой.
На прошлой неделе нефтяные цены на Нью-Йоркской бирже поднялись выше отметки 38 долларов за баррель, достигнув, таким образом, уровня 1990-1991 гг. - времен первой войны в Персидском заливе. Но на этом уровне они не удержались, "ушли" к $37 за баррель. "Нынешний рынок чрезвычайно спекулятивный, - говорит Аксель Буш, эксперт из Energy Intelligence Group. - Цены должны были опуститься гораздо сильнее, но этого не произошло, потому что крупные хедж-фонды еще осенью заняли позицию на рост и не торопятся продавать контракты".
Для этого у спекулянтов, играющих на повышение, есть все основания - ежемесячные доклады Международного энергетического агентства (МЭА) регулярно повышают оценку мирового спроса на нефть. Последний раз это произошло 11 марта, когда МЭА повысил оценку спроса на 250 тыс. баррелей в день. Таким образом, спрос в 2004 году составит 80,2 млн баррелей в день. В прошлом году спрос находился на уровне 77 млн баррелей в день. Считается, что главным двигателем роста потребления является Китай, который превратился в нетто-импортера нефти в 1993 году и начал двигать рынок вверх. Но этот вывод не совсем верен. В недавнем докладе МЭА, посвященном тенденциям мирового энергопотребления, говорится, что виноваты во всем 90-е годы с их относительно низкими ценами на черное золото. Из-за этого, по мнению авторов доклада, замедлилось развитие энергосберегающих технологий. В промышленности произошло снижение энергоемкости, в транспорте - наоборот. На рынок вернулись автомобили громадных размеров, хоть и более эффективные, чем монстры 70-х годов, но гораздо более прожорливые, чем компакты 80-х. В итоге доля транспорта в общем балансе нефтепотребления выросла с 38% в 1973 году до 58% в наше время. Все это происходило на фоне постоянного снижения реальной цены на автомобильный бензин. Лидер по потреблению автомобильного горючего - США, здесь же они находятся на самом низком ценовом уровне. Самый дорогой бензин - в Британии. Но если учесть налоговые "топливные" выплаты британцев и американцев, картина будет выглядеть совершенно иначе. Другими словами, правительства стран-потребителей научились эффективно изымать доходы из карманов нефтяников. Исключение составляет лишь Италия, где цены на топливо одинаково велики.
Самым благополучным является бензиновый рынок США. Здесь и цены, и налоги низкие, что в результате ослабляет ценовое давление на конечного потребителя. Пока американский потребитель высоких цен на топливо не замечает. Динамика ухудшается - за прошедший год цены на бензин в национальных валютах выросли только в США. А вот в других странах из-за падения доллара цены и вовсе упали. |