NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 03:37 ast
01:37 msk

"Тенгизшевройл" поможет российским трубопроводам
Казахская нефтяная компания планирует существенно увеличить добычу нефти к 2006 г. За счет этого можно ожидать заполнения трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума
13.05.2004 / экономика

Дмитрий Коптюбенко, РБК, 12 мая

Крупнейшая нефтяная компания Казахстана "Тенгизшевройл" подтвердила серьезность намерений в ближайшее время увеличить добычу нефти с 13 до 20 млн тонн в год. Как сообщили на днях в пресс-службе премьер-министра страны, для финансирования этого проекта уже принято решение о выпуске еврооблигаций компании, который может стать одним из крупнейших в истории Казахстана. Впрочем, планы развития "Тенгизшевройла" могут иметь последствия не только для казахского рынка. В настоящее время эта компания является основным поставщиком нефти в Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), основной недостаток которого – отсутствие достаточного объема нефти и перспективы появления новых конкурентов: трубопровода Баку – Джейхан и на китайском направлении. Новая нефть, по всей видимости, также пойдет на экспорт через КТК, несмотря на усиливающийся спрос на казахскую нефть со стороны Китая. Впрочем, по мнению экспертов, решение проблем КТК следует искать в другом месте. В ближайшие годы в него может начать поступать нефть с шельфовых месторождений "Роснефти" и "ЛУКОЙЛа", и тогда на смену избытку может прийти недостаток трубопроводных мощностей КТК.

ТОО "СП "Тенгизшевройл" было создано в 1993 г. для разработки крупнейшего в республике нефтяного месторождения Тенгиз (Западный Казахстан). Его учредители – ChevronTexaco (владеет 50% компании), Exxon Mobil (25%), государственная нефтекомпания Казахстана "Казмунайгаз" (20%) и учрежденная "ЛУКОЙЛом" и BP компания LUKArco (5%). В 2003 г. "Тенгизшевройл" добыл около 13 млн тонн нефти. Трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума протяженностью 1510 км соединяет Тенгиз с морским терминалом около Новороссийска. Первая очередь нефтепровода мощностью 28 млн тонн была запущена в октябре 2001 г. Акционерами КТК являются LUKArco (12,5%), Chevron (15%), российско-британское СП Rosneft-Shell (7,5%), ряд других компаний. 50% КТК поделены между правительствами России (24%), Казахстана (19%) и Омана (7%). В 2003 г. КТК отгрузил на мировые рынки 14,8 млн тонн казахстанской нефти.

"Тенгизшевройл" вынашивал планы по наращиванию добычи нефти до 20 млн тонн еще несколько лет назад, однако в конце 2002 г. основной инвестор компании, ChevronTexaco, заморозил этот проект. В качестве основной причины такого решения назывались разногласия американской компании и правительства Казахстана относительно распределения долей в "Тенгизшевройле". Однако, похоже, теперь перспективы увеличения объемов добычи углеводородов на Тенгизе становятся более реальными. На прошлой неделе на встрече премьер-министра Казахстана Даниала Ахметова с представителями "Казмунайгаза" было принято решение о выпуске еврооблигаций "Тенгизшевройла" для финансирования этого проекта. Параметры эмиссии пока остаются неопределенными, однако известно, что общая стоимость увеличения объемов нефтедобычи оценивается в 3,5–4 млрд долл., а достигнуть их "Тенгизшевройл" планирует к 2006 г. (Таким образом, с момента приостановления проекта ChevronTexaco сроки введения новых мощностей практически не изменились).

Организаторы размещения займа признают, что оно может сопровождаться дополнительными сложностями, связанными с действующим законодательством Казахстана. Пенсионные фонды – основные инвесторы на фондовом рынке страны – не имеют права покупать облигации, выпущенные через специальные дочерние компании (special purpose vehicle, SPV) и имеющие рейтинг ниже "ВВВ", а изначально планировалось размещать облигации "Тенгизшевройла" именно таким способом. Впрочем, казахские инвесторы не теряют интереса к этим ценным бумагам. "Еврооблигации "Тенгизшевройла" будут интересны казахским инвесторам, с учетом дефицита инструментов при избыточной ликвидности пенсионных фондов, – сообщила RBC daily директор департамента брокерско-дилерской деятельности компании "Казкоммерц Секьюритиз" Шолпан Айнабаева. – Кроме того, это крупнейший оператор нефтяного рынка страны. Брокеры уже проявили изрядный интерес к этим ценным бумагам. Опыт недавнего размещения ценных бумаг "Казмунайгаза" на 75 млн долл. (довольно большая сумма для казахского рынка) показывает, что и новые облигации хорошо разойдутся. Кроме того, поскольку ценные бумаги выпускаются в форме еврооблигаций (ранее были разногласия по поводу того, будут ли это внутренние ценные бумаги или еврооблигации), к ним могут проявить интерес и российские инвесторы".

Однако для России проект увеличения добычи нефти "Тенгизшевройлом" может быть интересен не только с точки зрения инвестиционной привлекательности. Большая часть добываемой этой компанией нефти идет на экспорт по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума, но ее не хватает для его полной загрузки. Так, в конце марта, будучи в то время и.о. премьер-министра, Виктор Христенко заявлял, что Россия не удовлетворена эффективностью реализации проекта КТК. Наращивание добычи нефти на Тенгизе может решить проблемы консорциума. Между тем аналитики опасаются, что новая нефть может пойти на экспорт в обход КТК. "Маловероятно, что загрузка КТК новой нефтью "Тенгизшевройла" произойдет в 2006 г. – сказал RBC daily начальник аналитического отдела ИК "Велес Капитал" Михаил Зак. – Возможно, новая нефть пойдет через КТК, но "Тенгизшевройл" может обойтись и другими способами транспортировки нефти, в том числе морским путем и железнодорожным транспортом. Даже вопрос поставок дополнительно 7 млн тонн вполне реально решить за счет задействования резерва, особенно с учетом высоких цен на нефть. Поставка нефти "Тенгизшевройла" в Китай – также один из возможных вариантов. Пока трубопровод из Казахстана в Китай будет строиться, ее можно поставлять по железной дороге".

Впрочем, большинство экспертов оценивают перспективы заполнения КТК казахской нефтью более оптимистично. "Часть новой нефти может, действительно, пойти железной дорогой в Китай. Однако, вероятнее всего, большая часть прироста пойдет именно в КТК, тем более что у "Тенгизшевройла" и КТК есть одинаковые крупные акционеры – LUKArco и Chevron, – сказал RBC daily аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Андрей Пискунов. – Теоретически, далее эта нефть может пойти и в нефтепровод Одесса – Броды". С этой точкой зрения соглашается аналитик Банка ЗЕНИТ Евгений Суворов. "Рост добычи нефти "Тенгизшевройлом" планируется именно с расчетом на то, чтобы затем пустить ее по КТК, – отметил он RBC daily. – Поставка по другим перспективным маршрутам, например, по дну Каспийского моря до трубопровода Баку – Джейхан пока не столь осуществима. Около 3 месяцев назад, после того как возникла неопределенность вокруг ЮКОСа, Китай выразил готовность профинансировать строительство железнодорожного маршрута до своей территории, но даже при его успешной реализации он не сможет принять всю новую нефть".

По мнению аналитиков, к 2006 г. у КТК появятся и новые поставщики топлива. "Учитывая, что, помимо нефти с Тенгиза, в КТК может пойти топливо с шельфовых месторождений "Роснефти" и "ЛУКОЙЛа", проблема загруженности трубопровода в ближайшем будущем будет решена", – полагает Евгений Суворов. "Есть основания полагать, что к этому времени трубопровод будет заполнен другой нефтью, в том числе российской или казахской с других месторождений. Поэтому не стоить рассматривать "Тенгизшевройл" как панацею для КТК. В среднесрочной перспективе можно будет ожидать перераспределения нефтяных потоков на КТК", – соглашается Михаил Зак. Поэтому на смену недостатку нефти для КТК может прийти ее избыток. Впрочем, Евгений Суворов не считает это серьезной проблемой. "К 2015 г. максимальная пропускная способность КТК, согласно проектной документации, должна достичь 1,34 млн баррелей в день, сейчас это около 570 тыс. баррелей в день, – отмечает он. – За счет этого почти трехкратного увеличения трубопровод будет способен принять все излишки нефти".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
США заинтересованы в росте своих инвестиций в Казахстане 31.05.2004
Денег много не бывает. Или... 31.05.2004
Программа освоения Каспийского нефтегазового шельфа нуждается в поддержке отечественных банкиров 31.05.2004
Тендер на продажу радиочастоты переносится на другой срок 31.05.2004
Европа и США планируют "ответный удар" 31.05.2004
$3 млрд на алюминий и глинозем 28.05.2004
Суд Астаны приостановил конкурс на использование полос частот для предоставления услуг сотовой связи стандарта DCS-1800 28.05.2004
Смена акционеров АО "АЙ-ДАН МУНАЙ" 28.05.2004
Китайцы пустят по миру "большую семерку" 27.05.2004
Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 мая 2004 года N 568 26.05.2004

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz