Адиль ДЖАЛИЛОВ, "Панорама", 4 июня
В предыдущем номере Панорама сообщала о том, что тендер по продаже полос частот для предоставления услуг сотовой связи стандарта DCS1800 (GSM1800) приостановлен по решению городского суда Астаны в результате иска одного из возможных участников. Напомним, Агентство по информатизации и связи (АИС) планировало провести данный тендер 10 марта, а затем перенесло его на 1 июня текущего года. Предполагалось выставить единым лотом 10 МГц для использования их новым сотовым оператором в диапазоне DCS1800 (GSM1800) при стартовой цене примерно $30 млн. В рамках объявленного конкурса приказом председателя АИС от 5 февраля 2004 года была утверждена конкурсная документация, предоставляемая потенциальным участникам конкурса на эти частоты. Между тем практически с момента объявления тендера он вызвал оживленные дискуссии. В частности, высказывались опасения угрозы монополизации рынка сотовой связи, а также претензии к условиям конкурса - слишком короткому сроку подготовки, возможности участия одного претендента и т. д. Позже АИС перенесло сроки конкурса на 1 июня, однако 18 мая один из его потенциальных участников - казахстанская компания, получив конкурсную документацию, подала исковое заявление о признании незаконными действий АИС по проведению тендера. При этом, как известно, истец указал на ряд условий конкурсной документации, нарушающих, как он считает, его права и противоречащих закону. Городской суд Астаны возбудил по данному иску гражданское дело. Суд также постановил проведение конкурса, назначенного на 1 июня, приостановить до разрешения иска по существу. Суть конфликта, как следует из документов, состоит в том, что, по мнению истца, АИС, объявив тендер, нарушило сразу несколько положений законодательства РК, серьезно ограничив, таким образом, в правах и возможностях всех участников тендера, а также будущего оператора связи. В исковом заявлении подробно указаны эти нарушения. Так, согласно условиям конкурсной документации, на тендер могут быть допущены лишь те компании, которые не имеют нарушений в области связи, а также задолженности перед бюджетом. Следовательно, с конкурса могут быть сняты предприятия, имеющие даже небольшие нарушения в своей деятельности, что дает широкие возможности для конкурсной комиссии по устранению нежелательных претендентов, так как такие нарушения у телекоммуникационных компаний выявляются регулярно в связи с развитием технологий и совершенствованием законодательства. Также возражения истца вызвали условия проведения конкурса. Согласно документам, аукцион может быть признан состоявшимся даже в том случае, если количество его участников меньше двух. Однако, как сказано в исковом заявлении, эта противоречит пункту 7 статьи 916 Гражданского кодекса, согласно которому, подобный аукцион может состояться только если в нем принимает участие не менее двух претендентов, то есть присутствуют конкурентные условия. Таким образом, считает истец, созданы все предпосылки для манипуляций на конкурсе и устранения нежелательных предприятий. Незаконной, считает истец, также может быть признана и сама лицензия, выдаваемая по итогам тендера, так как в конкурсной документации будущего оператора жестко ограничивают стандартом связи DCS1800. Это, напоминает истец, противоречит сразу двум актам. Во-первых, постановлению правительства №1443 от 25 ноября 1996 года, где вид лицензии на услуги сотовой связи не ограничивается стандартами, а список лицензируемых видов деятельности строго определен и не может быть изменен ведомственными органами. Во-вторых, Закону "О защите и поддержке частного предпринимательства" - как акт, ограничивающий свободу предпринимательства. 28 мая в своей ответной частной жалобе в Верховный суд на действия городского суда Астаны юристы АИС указали, что конкурсная документация содержит лишь "проект лицензии". Также они считают, что претензии истца в отношении того, что конкурс может состояться и при одном участнике, несостоятельны, так как в нем уже якобы принимают участие 6 компаний. Следовательно, по логике руководства АИС, никаких нарушений допущено не было, а если и были, то они отпали сами собой. Суд Астаны, по мнению АИС, вообще не имел права принимать к рассмотрению данное дело. Однако напомним, что аналогичная ситуация уже возникала в Казахстане в прошлом году в связи с подобным тендером и выдачей лицензии - но на создание сети стандарта CDMA 800 (сегодня это Dalacom). Причем тогда суд не поддержал мнение АИС. Как известно, АИС тогда также опубликовало объявление о тендере. Но компании "Алтел" и ОАО "Телеком-Сервис" оспорили правомочность конкурса, так как АИС не вправе ограничивать их предпринимательскую деятельность. В своем заявлении истцы указывали, что условия конкурса являются незаконными по ряду причин, которые практически полностью совпадают с настоящими претензиями. Так, по условиям АИС, допускалось участие только одного претендента, что противоречит Закону "О лицензировании", и ограничение оператора в возможностях развития на тех или иных территориях, что противоречит принципу свободы предпринимательства и невмешательства во внутренние дела предприятий. В результате горсуд Астаны поддержал истцов, назвав условия, предлагаемые АИС, незаконными. Сейчас, можно сказать, ситуация повторяется, причем АИС включило в конкурсную документацию условия, ранее признанные судом незаконными, что дает оппоненту агентства дополнительные аргументы. Напомним, DCS1800 (GSM1800) является дальнейшим развитием стандарта GSM. Он использует диапазоны частот 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц. Главное отличие этой системы заключается в энергетических характеристиках оборудования и микросотовой топологии построения сети. Радиус микросоты составляет 100-600 м. Микросотовая структура предполагает обслуживание медленно перемещающихся абонентских станций, например пешеходов, или сети полуфиксированной связи, действующей в пределах здания, улицы, площади, вокзала и т. п. DCS1800 (GSM1800) нередко интегрируется в сеть GSM900. |