Нурлан ЕРМЕКБАЕВ, заведующий Центром внешней политики Администрации Президента РК, "Казахстанская правда", 9 ноября
После официального визита в Республику Сингапур в ноябре 2003 года Президент Нурсултан Назарбаев дал поручение изучить опыт работы сингапурского холдинга "Темасек". В текущем году Глава государства поручил внести конкретные предложения по созданию государственной холдинговой компании в Казахстане. На начальной стадии проработки вопроса наши специалисты встречались в Сингапуре с представителями правительства этого государства и руководством холдинговой компании.
Холдинговая компания "Темасек", которая названа по имени древнего города, существовавшего на территории современного Сингапура, - это часть эффективной системы государственного управления и своего рода инвестиционное подразделение правительства. Компания полностью принадлежит министерству финансов республики. Поэтому опыт "Темасека" интересен для нас именно с точки зрения повышения эффективности государственного управления финансовыми активами и инвестициями в целом.
История создания холдинга уходит в 60-е годы прошлого века, когда в молодом независимом государстве Сингапур начиналась индустриализация, и необходимо было придать импульс экономическому развитию. Тогда правительство приобрело акции многих фирм в различных отраслях и создало новые. Например, так был образован процветающий сегодня Банк развития Сингапура (DBS Bank). Многие из этих компаний были совместными предприятиями, созданными с целью трансферта технологий, другие имели стратегическое значение для экономики.
Первоначально акциями правительства в этих компаниях владело министерство финансов. В 1974 году держателем акций стал холдинг "Темасек". Ему же передали права управления акциями, первейшей задачей предназначив определение стратегических направлений развития вверенных компаний. Создав "Темасек", сингапурское правительство достигло нескольких целей. Во-первых, сохранив за собой контроль, дистанцировалось от вопросов повседневного управления компаниями, стало участвовать в выработке стратегии их развития, используя приемы корпоративного управления. Ведь это удобнее делать хозяйствующему субъекту-акционеру, чем министерству и тем более правительству. Во-вторых, через субъект бизнеса, каковым является "Темасек", получило возможность инвестировать в отрасли и проекты как в Сингапуре, так и за рубежом, чего не может делать государственный орган. В-третьих, была решена, возможно, самая главная задача на начальном этапе экономического развития Сингапура - создание механизма, позволяющего правительству выступать "первопроходцем" в тех направлениях, куда временно не идут частные инвесторы по причине коммерческих рисков или отсутствия необходимых финансовых средств.
Важнейшей функцией этого холдинга было и остается "взращивание" и развитие новых видов бизнеса и даже целых отраслей экономики (кластеров). Например, поначалу в Сингапуре не было частных компаний, готовых инвестировать в создание общественного транспорта. Эту миссию взял на себя "Темасек". Сейчас сингапурский общественный транспорт и такси прибыльны, они стали одними из самых удобных и безопасных в мире. В наших условиях такая функция может сыграть большую роль в реализации стратегии индустриально-инновационного развития и создании сервисно-технологической модели экономики.
В Сингапуре "Темасек" владеет и управляет акциями в 22 компаниях первого уровня, семь из которых зарегистрированы на Сингапурской фондовой бирже. У всех компаний есть дочерние фирмы. Все вместе они обеспечивают почти 13 % ВВП государства и составляют 21 % рыночной капитализации Сингапурской фондовой биржи. При этом головной аппарат "Темасека" сравнительно небольшой - 200 человек. Необходимо подчеркнуть, что в Сингапуре не все связанные с холдингом компании являются государственными. В некоторых "Темасек" владеет миноритарным пакетом. Поэтому сами сингапурцы употребляют термин "компании, связанные с "Темасеком", а не "входящие в "Темасек". Усилия холдинга направлены на повышение экономической эффективности и прозрачности их работы.
Компании, связанные с холдингом, занимают лидирующие позиции в различных сферах: управление морскими и воздушными портами, перевозки этими видами транспорта, энергетика, телекоммуникации, СМИ, банковские и финансовые услуги, недвижимость, инжиниринг и другие виды деятельности. Это такие флагманы регионального бизнеса, как "Singapore Airlines", "Singapore Telecoms", "PSA Singapore" (компания по управлению морским портом), "DBS Bank", "Keppel" (судостроение и оборудование для добычи нефти), "Singapore Technologies" и другие. Рыночная капитализация этих компаний составляет 54 млрд. долларов. О важной роли холдинга говорит и тот факт, что состав совета директоров (высшего органа управления) и его председатель утверждаются президентом Сингапура по представлению министра финансов.
Интересно, что "Темасек" - это не закостенелая громоздкая структура, а гибкая по составу и стилю работы организация. Так, правительство Сингапура через "Темасек" сначала развивает, взращивает какой-либо вид бизнеса, имеющий региональный или международный потенциал. Впоследствии в зависимости от целесообразности участия в данном виде деятельности "Темасек" может рационализировать или реструктурировать компании, увеличить или уменьшить свои доли участия. Вообще, выход из компаний, уже не являющихся стратегически важными или профильными, - один из основополагающих принципов деятельности "Темасека". Конечно, все делается с коммерческой выгодой. Некоторые компании, напротив, сохраняются в государственной собственности. Это предприятия, имеющие решающее значение для безопасности страны, ее экономики, обеспечивающие выполнение социально значимых задач, естественные монополисты (например, аэропорт Сингапура). В последние годы сингапурским фирмам тесно в маленьком государстве, и они активно выходят на зарубежные рынки. И здесь в качестве пионеров выступают компании "Темасека".
На мой взгляд, имеется несколько важных и интересных особенностей сингапурской модели холдинговой компании. Например, министерство финансов Сингапура, осуществляя стратегическое руководство, не вмешивается в текущие оперативные вопросы работы холдинга, такую же линию проводит сам холдинг в отношении связанных с ним компаний. Принципиально важно, что "Темасек", как любой институциональный инвестор, стремится прежде всего к росту коммерческой эффективности и стоимости акций в компаниях. Холдинг несет ответственность перед министерством финансов за соответствующий уровень рентабельности и выплату дивидендов, а связанные с ним компании отвечают перед холдингом. К тому же правительство в лице министерства финансов не предоставляет "Темасеку" никаких льгот, преференций, субсидий и других мер поддержки. Это распространяется и на тендеры по госзакупкам. В этом отличие от взаимоотношений, которые складываются между правительством и госкомпаниями, например, в Китае. Вообще, правительство Сингапура предоставляет одинаковые условия всем сингапурским и иностранным компаниям.
Возникает закономерный вопрос: как государство оценивает деятельность такого холдинга? Во-первых, по финансовым результатам связанных с ним компаний. А во-вторых, на основании сравнительного анализа с деятельностью аналогичных международных или иностранных корпораций, например "Hutchison Holding" (Hong Kong), "General Electric" и других.
Как видно, вопрос создания такой организации непрост. Здесь требуется тщательная проработка, что и поручил сделать нашим госорганам Глава государства. Положительный опыт деятельности государственных холдинговых компаний имеется и в других странах, например во Франции и Италии. Следует также учитывать, что между Казахстаном и Сингапуром существуют различия в нормативно-правовой сфере, в степени приватизации экономики, развития фондового рынка и даже в уровне законопослушания, ментальности и привычек делового оборота. Мы приходим к мнению, что, учитывая казахстанскую специфику, в отличие от Сингапура подобной государственной холдинговой компании в Казахстане целесообразно концентрировать активы и владеть только контрольными пакетами акций в небольшом числе крупных компаний. Возможно, в сингапурской системе есть и свои минусы. Но за время работы в этой стране в качестве главы дипломатической миссии РК я убедился, что деятельность такого государственного холдинга не препятствует конкуренции и развитию других компаний. Более того, конкурируют между собой даже компании, связанные с этим холдингом. Считаю, что адаптированная к нашим условиям модель стратегического государственного участия, управления и содействия становлению новых видов бизнеса может дать ощутимый положительный эффект. |