NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 19:37 ast
17:37 msk

Построим машиностроение
Еще три года назад наше машиностроение было скорее мертво, чем живо: в 2002 году производство ушло "в минус". "Реанимация" началась с 20-процентного роста, в прошлом году отрасль подтянулась еще на треть, что не могло не вселить надежду
28.03.2005 / экономика

Вадим ВАСИЛЬЧЕНКОЮ, "Казахстанская правда", 25 марта

В Министерстве индустрии и торговли разработана программа "Развитие машиностроительного комплекса РК на 2005-2007 годы". В скором времени она поступит на рассмотрение Правительства. Машиностроению пророчат "прорывное" будущее как отрасли, производящей высокотехнологичную и ориентированную на экспорт продукцию. О том, какой ей быть и с чем придется столкнуться производственникам в самое ближайшее время, - в интервью "Казправде" с председателем Комитета промышленности и научно-технического развития названного ведомства Мейрамом Кажикеном.

- Еще три года назад наше машиностроение было скорее мертво, чем живо: в 2002 году производство ушло "в минус". "Реанимация" началась с 20-процентного роста, в прошлом году отрасль подтянулась еще на треть, что не могло не вселить надежду...

- Даже если бы объем производства утроился, это бы не говорило о возрождении отрасли в целом. До этого далеко. Зачем строить иллюзии: машиностроение Казахстана находится в зачаточном состоянии. "Удельный вес" сектора в общем объеме промышленной продукции мизерный - 3,2 процента (в начале 90-х этот показатель доходил до 16)... Для своих нужд мы выпускаем сегодня только одну шестую часть продукции. Остальное завозим извне. В структуре же экспорта машиностроительная отрасль занимает всего два процента... Сегодня нужно четко понимать: производить все и вся нереально. Поэтому нужно "привязать" подотрасли машиностроения к конкурентным на внешнем рынке секторам промышленности.

К ним относятся добыча и переработка углеводородов, сельское хозяйство, горно-металлургический комплекс, энергетика, а также транспортная инфраструктура. Оборудование, узлы, механизмы и транспортные средства для этих отраслей можно и нужно производить на территории страны. При этом предприятия не должны дублировать устаревшие образцы традиционной для СНГ номенклатуры техники и технологий, а ориентироваться на передовые. Сейчас в Правительстве создана рабочая группа для подготовки кластера в нефтегазовом машиностроении. Эта подотрасль имеет все шансы стать ведущей.

- Получается, рост производства на треть - случайность?

- Отнюдь. Скорее закономерность. Подъем достигнут за счет нефтегазового сектора и горно-металлургического комплекса, которые "вытянули" объемы крупными заказами на оборудование. Кроме того, расширили мощности предприятия по сборке легковых автомобилей и полуприцепов. На результатах сказалась и устойчивая работа национальной компании "Казахстан инжиниринг", объединяющей крупные предприятия оборонной промышленности.

- До сих пор политика импортозамещения поддерживала предприятия машиностроения на плаву. Сейчас иностранные компании неохотно идут на сотрудничество с казахстанскими заводами и предпочитают пригонять оборудование из-за границы.

- Комитет добивается, чтобы недропользователи выполняли обязательства контрактов и закупали продукцию машиностроения на предприятиях Казахстана. Взаимопонимание же удается найти не всегда: часть договоров не выполняется. Поэтому совсем недавно мы внесли предложение в Правительство по изменению работы АО "Казахстанское контрактное агентство" и Комитета промышленности Мининдустрии с тем, чтобы жестче регулировать этот вопрос...

Могу проиллюстрировать отношение нефтедобывающих компаний к отечественному машиностроению на примере "КазМунайГаза". В 2003 году Петропавловский завод тяжелого машиностроения разработал для национальной компании современную мобильную буровую установку. Опытный образец стоимостью 680 миллионов тенге удовлетворил нефтяников: по долгосрочному плану развития КМГ готов был приобретать три МБУ каждый год. На деле компания купила только пять установок и к проекту "охладела". Официальная причина отказа - нехватка средств на обновление другого оборудования. Завод же потерял заказ: объемы снизились с 4,5 миллиарда до 800 миллионов. И хотя АО "ПЗТМ" сегодня единственный в стране производитель сложной техники для нефтяников, предприятию приходится искать другие источники заказов. К примеру, АО намерено вновь сотрудничать с железнодорожниками и расширить возможности по выпуску и гарантийному обслуживанию ракетной техники Минобороны.

- Список проблем машиностроения с трудом умещается на двух листах... И все же, какая, на ваш взгляд, главная "болевая точка" этого сектора промышленности?

- Физическая изношенность станочного парка. Основные средства предприятий устарели на 55 процентов, в том числе их активная часть - до 90 процентов! Это предопределяет то, что отечественная продукция не выдерживает конкуренции на внешнем рынке.

Технологическая отсталость средств производства от мирового уровня доходит до 35-50 лет! По существующим расчетам, на частичную модернизацию заводов и замену более семи тысяч станков потребуется от 75 до 100 миллиардов тенге. Очевидно, что такую сумму бюджет не потянет. Остается наладить используемый в развитых странах механизм обновления основных фондов за счет лизинга. На Западе в восьми из десяти случаев промышленное оборудование выкупают лизинговые компании, а затем сдают в аренду предприятиям. Доля проходящей через лизинг техники и агрегатов в Казахстане - меньше одного процента. Действующие в этой сфере 15-20 компаний открыты банками для получения быстрого дохода через лизинг транспорта. Чтобы окупить аренду промышленного оборудования, требуется 5-7 лет. В качестве источника таких "длинных" денег обычно используются средства страховых компаний и пенсионных фондов. Но им запрещено инвестировать в подобные проекты... Запустить лизинг в этом секторе возможно при условии взаимной заинтересованности предприятий и Правительства и создании надежного и прозрачного механизма финансирования, который будет выгоден и лизинговым компаниям, и их клиентам. Надеюсь, что до конца года идея лизинга для машиностроения оформится в конкретные предложения и будет отработана на заседании рабочей группы по созданию нефтегазового кластера.

Остальные "слабые звенья" также широко известны: это низкая производительность труда, неполная загруженность мощностей заводов, неразвитость инфраструктуры, слабая кооперация и связь между предприятиями, ориентация на выпуск комплектующих изделий, а не производство конечной продукции. В отрасли нет серьезных инвестиций, сопутствующего научного комплекса, профессиональных кадров, систем менеджмента качества.

Свой подход к решению проблем внутреннего производства министерство предложит Правительству в программе "Развитие машиностроительного комплекса РК на 2005-2007 годы". Документ, наконец-то, задаст направление движения для предприятий отрасли. В нем же мы заложили план действий по техническому перевооружению и развитию комплекса. Программа поможет наладить кооперационные связи между заводами Казахстана и стран СНГ в приоритетных подотрослях. Отсюда и основная задача на 2005 год - освоить новые виды оборудования для нефте-, газодобычи, транспортного оснащения. Мало того, предстоит нарастить и модернизировать производства кабельной продукции, аккумуляторов, счетчиков расхода электроэнергии, воды и газа.

Добавлю, что Правительство - не волшебная палочка, одним взмахом способная снять все беды отрасли. Задача государства - создать благоприятные условия. Многое, если не все, зависит от инициативы самих предприятий. Они должны перестраивать свою корпоративную политику с учетом конъюнктуры спроса на внутреннем и внешних рынках.

- Индустриальная программа действует второй год, но появление серьезных проектов в машиностроении для нас по-прежнему событие большое и редкое!

- Что естественно, ведь отрасль очень капиталоемкая. Компании хотят вкладывать тенге и быстро получать обратно два: это нормальное стремление предпринимателей. В машиностроительной промышленности инвестиции окупаются через 10-15 лет с рентабельностью не выше 7-8 процентов. Небольшой, но надежный задел на будущее в Казахстане существует: в прошлом году машиностроители начали 29 проектов. Это примерно шестая часть от всех инвестиционных соглашений в промышленности.

Самый масштабный - восстановление производства дизельных двигателей в Костанае. В "реанимацию" завода собственник - ОАО "АгромашХолдинг" уже вложило 766 миллионов тенге. Компания "реанимировала" линии обработки и заготовки поршня, выпуска водяных насосов. На расширение модельного ряда предприятие затратит еще 20 миллионов долларов. Так удастся запустить производство коленчатых валов и подготовить документацию на выпуск опытной партии двигателей АМЗ-МАН.

В конце 2004-го учредителями - ОАО "КамАЗ", АО "Астана-Финанс", ОАО "НК "Казахстан инжиниринг", ЗАО "ЦАТЭК" - на базе завода "Кокше" в Кокшетау открыто совместное казахстанско-российское предприятие. Меньшая доля - 16 процентов - принадлежит национальной компании. Остальные акции поделены поровну между тремя участниками. Первую очередь завода профинансирует Правительство: предусмотрено 660 миллионов тенге. СП уже готово закупить и установить сборочные конвейеры - компания ждет средства, которые поступят теперь после внесения уточнений в бюджет. На эти же деньги во втором квартале 2005 года предприятие планирует собрать 80 городских автобусов. За год предприятие рассчитывает выпустить и сдать в аренду около 120 автобусов.

Автомобильный консорциум "Казахстан-КамАЗ" в этом году также вплотную займется проектом создания на базе ТОО "Электротранссервис" в Алматы производства городских и междугородних автобусов большой вместимости. Сейчас специалисты с обеих сторон изучают рынки сбыта и подготавливают обоснования для инвестиций.

Приведу еще один, самый "свежий" пример. Нацкомпания "Казахстан инжиниринг" совместно с сингапурской "Сингапур технолоджис" организовала предприятие, получившее заказ Минобразования на изготовление мультимедийных и лингафонных классов для школ страны. Работа рассчитана на шесть лет и обойдется казне в 50 миллиардов тенге, а 4,4 миллиарда будут выделены уже в этом году.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
СП "Ер-Сай Каспиан Контрактор" планирует вложить в проект "Каспийская верфь" порядка $50 млн. 31.03.2005
"Час Икс" для кочегарки 31.03.2005
Группа исламских банков подписала договора по краткосрочному финансированию банка "ТуранАлем" 31.03.2005
Второй фронт против Миттала 31.03.2005
В Алматы открыт инвестиционный фонд рискового инвестирования "Венчурный фонд Сентрас" 31.03.2005
Субсидиарная безответственность 31.03.2005
Соглашение о приобретении Казахстаном 50% доли BG на Кашагане будет подписано 30 марта в Астане 30.03.2005
Тургай-Петролеум в судебном порядке взыскал с PetroKazakhstan свыше $13 млн. 30.03.2005
"Банк ТуранАлем" и "Астана-Финанс" намерены инвестировать средства в экономику СКО 30.03.2005
Минприроды РФ создаст национальную нефтегазовую компанию 30.03.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz