Тулеген ИЗДИБАЕВ, Панорама, 24 июня
Правительство и Счетный комитет в среду на пленарном заседании мажилиса представили свои отчеты по исполнению республиканского бюджета за 2004 год.
По их данным, годовой план по поступлениям в республиканский бюджет за 2004 год перевыполнен более чем на 4,5%. В доходную часть бюджета поступило Т978,4 млрд. Налоговые и неналоговые поступления, доходы от операций с капиталом составили 105,6% к годовому плану, или Т895 млрд. Основную долю в структуре доходов республиканского бюджета составляют налоговые поступления - 91,2%, неналоговые - 8,1%, поступления доходов от операций с капиталом - 0,7%. В целом исполнение поступлений по видам налогов в 2004 году составляет: по корпоративному подоходному налогу (включая КПН от организаций сырьевого сектора) выполнено на 115,4%, при плане Т331,8 млрд фактически поступило Т382,8 млрд.
В 2004 году сумма поступлений корпоративного подоходного налога от организаций нефтяного сектора составила Т265,5 млрд, в 2005 году предполагается Т314,6 млрд, что составит 4,8% к ВВП. В соответствии с утвержденным бюджетом на 2005 год предполагаются поступления корпоративного подоходного налога в республиканский бюджет и Национальный фонд на сумму Т196,2 млрд, в том числе в РБ - Т107,1 млрд, фонд - Т89,1 млрд. Поступления за использование природных и других ресурсов в 2004 году составили Т138,6 млрд. В текущем году прогнозируется Т209,2 млрд.
Исполнение по НДС составило 94,1%. При этом исполнение по НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Казахстана, и за нерезидента составило 69,5%, при плане Т71,4 млрд фактически поступило в бюджет Т49,6 млрд. Основной причиной неисполнения является возмещение НДС экспортерам. В целом по республике в 2004 году было возмещено НДС по нулевой ставке в сумме Т90,9 млрд, или на Т29,4 млрд больше, чем за аналогичный период прошлого года. На 1 января 2005 года сумма НДС, подлежащая возмещению из республиканского бюджета, составляла Т95,3 млрд и по сравнению с началом 2004 года возросла на 39,8%. Темпы роста возмещения по НДС, как отмечает Счетный комитет, опережают темпы роста поступлений НДС. В 2004 году по сравнению с 2003 годом рост поступлений НДС составил 7,5%, а сумма возмещения НДС - 47,8 %. Сумма возмещения экспортерам увеличилась с Т61,5 млрд, или 40,8% от суммы поступлений НДС в 2003 году, до Т90,9 млрд, или 56,1% в 2004 году.
Поступления по акцизу на сырую нефть, включая газовый конденсат, произведенные на территории Казахстана, выполнены всего на 56%. Такое снижение объясняют уменьшением реализации нефти на внутреннем рынке.
План по таможенным платежам, доначисленным в результате проведения независимой экспертизы таможенной стоимости ввозимых товаров, выполнен на 99%. Согласно аналитической справке депутатской группы "Аймак", методика планирования этого показателя абсолютно не ясна, т.к. правительство не может заранее предположить, сколько будет выявлено фактов занижения стоимости завозимых товаров и сколько будет доначислено таможенных платежей по этим фактам.
В то же время в отчетах отмечается значительное увеличение поступлений по штрафным санкциям, которые составили Т2,4 млрд (рост на 159,2%). Перевыполнение плана связано со значительным увеличением количества предъявляемых штрафов.
Что касается расходов республиканского бюджета, то они осуществлялись по 437 бюджетным программ. Исполнение составило 96,9% к плану, или Т995,6 млрд, остались неосвоенными более Т31 млрд. 167 бюджетных программ развития выполнены на 96,3% и составили Т287,8 млрд, или 30,3% затрат республиканского бюджета. Не исполнены в полном объеме 72 бюджетных программы, по 4 - не освоены средства.
Неполное освоение средств республиканского бюджета допущено 30 администраторами бюджетных программ. Министерством финансов недоосвоено Т5,5 млрд, Агентством по информатизации и связи - Т5 млрд, Министерством труда и социальной защиты населения - Т4,4 млрд, Агентством по государственным материальным резервам - Т3,8 млрд, Министерством обороны - Т3,4 млрд, Министерством индустрии и торговли - Т2,4 млрд, Министерством сельского хозяйства - Т1,3 млрд, Министерством транспорта и коммуникаций - Т1,5 млрд и т.д.
Причины неосвоения средств правительство связывает с несовершенством нормативно-правовой базы для финансирования, а также неотработанностью механизма реализации отдельных бюджетных программ, отсутствием эффективной схемы финансирования государственных и отраслевых программ.
Министр финансов Арман ДУНАЕВ предложил проводить отчеты об эффективности использования бюджетных средств поквартально, а не один раз в год, как это делается сегодня. Минфин также считает необходимым ввести соответствующие изменения в Закон "О государственных закупках", с тем чтобы "иметь максимальную прозрачность в процедурах проведения государственных закупок".
- Мы считаем также, что нам нужно попытаться в той или иной мере упростить процедуры проведения государственных тендеров. Безусловно, это приведет к позитивным результатам, и если депутаты поддержат эти предложения, мы готовы разработать изменения для введения в эти законодательные акты, - предлагает г-н Дунаев.
В рамках бюджетных инвестиционных программ в 2004 году было реализовано свыше 400 проектов на общую сумму Т194,8 млрд. Проведенный Счетным комитетом анализ показал, что отдельные из них реализованы неэффективно. В ходе проведения контрольных мероприятий выявлены нарушения по нецелевому использованию администраторами программ бюджетных средств на общую сумму Т73,5 млн.
Недоимка по налогам и другим обязательным платежам в бюджет на 1 января 2004 года составила Т53,4 млрд, на 1 января текущего года - Т42,9 млрд. Сохранение значительных сумм недоимок связано в основном с недостатком налогового администрирования, несвоевременным принятием мер по доначислению налогов и сборов, низкой результативностью принудительных мер взыскания налоговой задолженности, утверждает Счетный комитет.
Детальное рассмотрение бюджета планируется на совместном заседании палат парламента в понедельник. |