NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 07:31 ast
05:31 msk

Анвар Сайденов: Свобода валюты - свобода предпринимательства
Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который был подписан Главой государства на минувшей неделе, сложно причислить к документам "повседневного пользования" ...
27.06.2005 / экономика

Алевтина ДОНСКИХ, Казахстанская правда, 24 июня 2005 г.

Закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который был подписан Главой государства на минувшей неделе, сложно причислить к документам "повседневного пользования", но позитивную и высокую степень влияния на экономику, а значит, и на повседневную жизнь, в скором времени ощутит каждый. Новый закон - еще один логический шаг по реализации Концепции либерализации валютного режима в Казахстане, разработанной Национальным банком, и важнейший этап перехода на принципы полной конвертируемости тенге с 2007 года. С просьбой прокомментировать принципиальные позиции нового документа мы обратились к председателю НБ РК Анвару САЙДЕНОВУ.

- Анвар Галимуллаевич, СМИ достаточно активно отреагировали на принятие закона, и недостатка в суждениях нет. Поэтому давайте посмотрим на документ с позиции простого человека, который не силен в законодательстве, но так или иначе с иностранной валютой дело имеет: пользуется услугами обменника, бывает за границей, а значит, перевозит наличные деньги, проводит платежи или переводы в иных валютах или намеревается заняться бизнесом...

- Разрабатывая документ, мы старались исходить из похожего посыла: закон должен быть понятен всем и не содержать (или содержать минимум) отсылочных норм. То есть каждое положение должно быть прописано в документе однозначно, и не надо поднимать те или иные подзаконные нормативные акты, чтобы понять ту или иную норму. Мы разработали документ прямого действия. Все требования к участникам валютных отношений прописаны. Это правильная позиция, на которой настаивают и депутаты. Теперь - по существу документа. Важнейшее, принципиальное изменение: предпринимателям - со вступлением нормы в действие - нет необходимости получать лицензию для осуществления, к примеру, импортных платежей. Национальный банк больше не будет контролировать этот вопрос. То есть отпадает необходимость обращаться в Нацбанк за разрешением на вывоз капитала. Но подчеркну, что полная отмена лицензии вводится только с 1 января 2007 года, поскольку для вступления нормы в действие необходима предварительная подготовка, наличие систем мониторинга.

- Требование получения лицензии, разрешения Нацбанка на вывоз капитала снимается, а что остается?

- Остается простая процедура регистрации: вы платите по контракту, но должны сообщить об этом в Нацбанк. Это необходимо для анализа ситуации на валютном рынке и статистики движения денежных потоков.

- Получается, закон открывает шлюзы для оттока капитала за рубеж?

- Если бы это выглядело так, то уже сейчас мы бы наблюдали отток капитала, поскольку либерализация валютного режима осуществляется постепенно, поэтапно, в соответствии с разработанной концепцией и реализуемыми программами.

Либерализация идет, но массового вывоза капитала не наблюдается. Я думаю, что проблема вывоза капитала связана больше не с механизмами валютного контроля, а в целом с макроэкономической ситуацией, общим инвестиционным климатом. В стране она благоприятна, и нет необходимости в проведении нелегальных валютных операций. Да и не нами подмечено: чем жестче законодательство, тем больше лазеек находят граждане, чтобы его обойти.

- Свобода валюты - "на вход и выход". Но как это скажется на общей экономической ситуации в стране?

- Аналогичные вопросы поднимались на международной конференции Азиатского общества. Отмечалось, что свободное движение валюты в какой-то мере послужило причиной кризисов в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. Ситуация ухудшалась, и массово происходил вывоз капитала. Но там капитал был немного другого характера. В этих странах очень много иностранного капитала было вложено в ценные бумаги. У нас ситуация иная. Ставки по нашим бумагам непривлекательны. А в страну идет приток капитала, который имеет долгосрочный характер и который связан в основном с проектами в нефтегазовом секторе. Не похожа ситуация и на российскую 1998 года, когда начался массовый вывоз краткосрочных капиталов. Конечно, нельзя со стопроцентной уверенностью гарантировать, что такая ситуация и у нас не сложится, но сейчас ее нет.

- Говоря о законе прямого действия, специалисты тем не менее признают, что одна отсылочная норма в нем все-таки сохранилась...

- Да, это единственное положение, которое не было принято в варианте Национального банка. Речь о статье 18. По ней мы долго спорили с парламентариями. И я считаю, наша вина в том, что мы не сумели убедить Правительство и Парламент принять ее в редакции Национального банка. Мы предлагали сохранить порядок вывоза валюты, действующий уже второй год. В 2003 году был введен запрет на вывоз наличной иностранной валюты за пределы страны в сумме, превышающей эквивалент 10 тысяч долларов США. Единственным исключением из общего правила было представление физическим лицом таможенной декларации, подтверждающей факт ввоза наличной иностранной валюты в Казахстан в сумме свыше 10 тысяч долларов. Существовавшие ранее требования по представлению различных документов были отменены, поскольку они не выполняли функции подтверждения легальности происхождения средств. Соответственно, была необходима система, которая, во-первых, позволяла бы добросовестным физическим лицам переводить валютные средства за границу без ограничений с использованием цивилизованных каналов банковских переводов и посредством платежных документов. Во-вторых, создавала бы барьеры для бесконтрольного вывоза наличной иностранной валюты за рубеж. И, в-третьих, была бы проста в понимании и эффективна в применении.

Мы признавали, что необходимость сохранения такой нормы обусловлена отсутствием в Казахстане законодательной основы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, налаженных процедур обработки деклараций и системы информационного обмена между уполномоченными органами. То есть до отмены существующих норм вначале было необходимо решить эти проблемы. Но Парламент посчитал, что выгоды от отмены существующих ограничений на перемещение наличной иностранной валюты через границу превышают эти риски. Настаивая на своей позиции (запрет вывоза суммы, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов наличными), мы мотивировали это тем, что сейчас наметилась международная тенденция ужесточения оборота наличных денег. Что связывается с теневой экономикой и финансированием терроризма. Это совпадает и с движением нашей страны - принятой программой борьбы с теневой экономикой, разработкой закона о борьбе с отмыванием денег.

Оппонировавшие Нацбанку депутаты ссылались на то, что в странах ЕС можно ввозить и вывозить любые суммы. Но разница заключается в том, что в этих странах - всеобщее декларирование доходов, наличие единой базы данных по доходам. И если кто-то вывозит крупную сумму наличных денег, то по базе данных можно проверить, имеет ли гражданин такую возможность, легально ли происхождение его средств. У нас такого пока нет. Обязательному декларированию подчиняются только госслужащие. Справка же из обменного пункта или банка, свидетельствующая, что на счету гражданина имеется такая сумма, не подтверждает чистоты происхождения доходов.

- И что мы имеем в итоге?

- Хорошая новость в том, что граждане теперь могут вывозить практически любую сумму наличных денег. До трех тысяч долларов - не декларируя. Свыше и до 10 000 долларов - декларируя, но не предъявляя подтверждающих документов. Свыше 10 000 долларов - предъявляя документы, подтверждающие легальность их происхождения. Это как раз и есть та единственная отсылочная норма, которая заложена в закон. Сейчас мы попытаемся составить перечень соответствующих документов, но я пока не вижу, что он будет полным. На ввоз валюты в страну уже давно никаких ограничений нет. Но если иностранный гражданин планирует возвращаться с этими суммами обратно, то их надо указать в таможенной декларации.

- Но валютные законодательства различных стран не совпадают...

- Иными словами, если вы можете вывезти отсюда сколько угодно средств, то не обязательно, что вам разрешат столько же ввезти в иное государство или вывезти обратно. Чтобы не возникло проблем на таможнях, ознакомьтесь предварительно с законодательствами тех стран, куда собираетесь выехать.

- Как отразится новый закон на общей экономической ситуации в стране?

- Думаю, будет способствовать дальнейшему развитию экономики. Мы уже сейчас наблюдаем инвестиции, в первую очередь, наших банков в сопредельные страны. Есть примеры того, как наши юридические лица уже приобретают компании за рубежом. А принятый закон еще больше облегчает инвестирование за рубеж. В новом варианте закона, например, не будет нужно проводить оценку стоимости приобретаемой иностранной компании. Все это отвечает и новому ориентиру нашей экономики: республика становится активным мировым инвестором, зарабатывает капиталы, инвестируя в другие страны.

- Но возрастают и риски. И теперь это - только прямая ответственность компаний и банков, стремящихся работать на чужом поле?

- Эта деятельность отчасти контролируется АФН. Кроме того, риски можно страховать. У нас есть Государственная корпорация по страхованию экспорта - один из институтов развития. Думаю, что в вопросах защиты инвестиций и контрактов она тоже может сыграть свою роль. И есть еще совет от юристов компании "Беккер и Макензи", который прозвучал на очередном заседании Совета иностранных инвесторов: нужно добиваться большей прозрачности в деятельности АО и ограничивать разрастание непрофильных активов компаний. Что снижает риски. Но основную ответственность за операции и экономическую политику несут те, кто принимает коммерческие решения.

- Анвар Галимуллаевич, вы были участником заседания Совета иностранных инвесторов. Что с позиции финансиста было наиболее важным на этом форуме?

- Совет иностранных инвесторов был создан в 1998 году. Но и сегодня это очень важный институт - площадка прямого диалога иностранных инвесторов с Президентом, членами Правительства. Важно и то, что сопредседателем совета является президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер. На нынешнем заседании не было горячих дискуссий, как, например, на прошлогоднем в Актау, но было выдвинуто пять инициатив, которые планируется внести в законодательство. В частности, по вопросу владения непрофильными активами. И сейчас эта работа ведется. Те требования по консолидированному надзору, которые вносит АФН, как раз ведут не только вниз - к "дочкам и внучкам", но и ко всем владельцам самих банков, открывая персоналии собственников.

- Идет "инвентаризация", а за ней - насильственная экспроприация?

- Инвентаризация - да. Но никакой насильственной экспроприации наверняка не будет. Все должно быть мягко и безболезненно. Скорее всего, будет даваться определенный срок, за время которого собственники смогут решить вопрос с непрофильными активами. Если это постепенно будет внедряться в сознание собственников - а это происходит уже сейчас: проводятся "круглые столы", где АФН знакомит банкиров с проектами законов - то, наверное, ими будут приниматься осознанные и максимально безболезненные решения по выводу непрофильных активов. Будут вырабатываться и механизмы, которые позволят в рамках правового поля решать эти вопросы собственности. Нужно быть реалистами и рассчитывать на реальные периоды времени. И такой подход к решению этой задачи, думаю, демонстрирует государство.

Второй момент, на котором заострялось внимание участников совета: ЕБРР и инвесторы поддерживают последние инициативы Казахстана, в том числе по диверсификации экономики, развитию кластерных инициатив. Европейский банк выразил готовность участвовать в инфраструктурных проектах, готов продолжать программы по поддержке малого и среднего бизнеса, хотя и подтверждает, что для банка финансовый сектор остается одним из приоритетных.

-----

Без паники! Все под контролем
Иван ПЕРТОВ, "Литер", 24 июня 2005

Наши инфляционные ожидания опровергает председатель Национального банка страны Анвар Сайденов

Основные беспокойства депутатов парламента и экономических обозревателей ряда средств массовой информации сегодня связаны с инфляционными ожиданиями, вызванными, как это ни странно, небывалой в истории страны интервенцией денег в социальную сферу. Уже с июля у огромной части наших граждан – учителей, пенсионеров, врачей – вырастут доходы. И это только первый этап реализации послания главы государства народу Казахстана. Впрочем, скептики уже поспешили применить к ситуации известное правило: президент хотел как лучше, правительство исполнило как всегда. О неэффективности антиинфляционных мер не говорили разве что сами члены правительства.

Председатель Национального банка для комментариев по этому поводу - человек по определению объективный. Достаточно независим, поскольку назначается президентом и не подчинен напрямую премьеру. Но в то же время стабильность цен и курс национальной валюты – основная зона ответственности главного банка страны.

Итак, чего же ждать нашим кошелькам?

- Известно об общем характере экстренных мер, планируемых правительством для предотвращения инфляции. Однако многие читатели запутались в сложных экономических терминах. Объясните популярно: что конкретно собирается предпринять правительство? Достаточны ли, по вашему мнению, эти меры или правительство должно предпринять какие-либо другие шаги? Какова роль Национального банка в этой работе?

- В своем ежегодном послании народу страны президент обозначил направления дальнейших реформ, определив в качестве приоритета повышение уровня благосостояния граждан. Это подразумевает увеличение бюджетных расходов на заработную плату, пенсии, пособия уже в текущем году. Отсюда и возникшие опасения.

Но масштаб увеличения данных расходов на фоне общих объемов денежного обращения в стране не так велик: в среднем за месяц прирост расхода - порядка 15 млрд. тенге, тогда как объем наличных денег в экономике - около 380 млрд. тенге. То есть денежная масса, о которой идет речь, не является критической для нашей экономики.

Мы считаем, что планируемое "социальное" увеличение бюджетных расходов в текущем году окажет влияние на повышение потребительских цен, но все же не станет основным фактором их роста.

Тем не менее для снижения негативного воздействия данного фактора предпринимаются упреждающие меры. В начале мая принято постановление правительства "О некоторых мерах по стабилизации цен на потребительском рынке". Документ направлен на недопущение необоснованного повышения тарифов со стороны монополистов, содействие развитию конкуренции на рынках и снятие барьеров и преград при входе на рынок. Кроме того, будут смягчены ограничения на импорт ряда продовольственных товаров и снижены таможенные пошлины на них, тем самым на потребительском рынке увеличится предложение товаров и услуг.

Основная задача Нацбанка – обеспечение стабильности цен, и мы, естественно, постоянно держим ситуацию под контролем, принимаем необходимые меры. Для этого мы располагаем достаточным набором законодательно установленных операций и инструментов денежно-кредитной политики (выпуск краткосрочных нот, прием депозитов, проведение операций репо и другое). Поэтому мы в состоянии эффективно регулировать излишнюю ликвидность банков и тем самым воздействовать на уровень инфляции.

Но инфляция - многогранный процесс, на который оказывают влияние множество факторов: экономические, политические, социальные и многие другие. Некоторые проявляются моментально, другие спустя определенное время. Поэтому моментального эффекта ожидать не следует. Тем не менее по итогам текущего года Национальный банк и правительство намерены обеспечить сохранение низкого уровня инфляции.

- Некоторые экономисты забили тревогу еще в феврале-марте. Они усомнились в способности правительства и готовности экономики "переварить" такой объем средств. Однако правительство занялось этой проблемой спустя время. В связи с этим следующие вопросы: кабинет министров не знал о содержании готовящегося послания, ведь в ином случае антиинфляционные меры начали бы разрабатывать еще до его опубликования? И еще: "социальный прорыв" 2005 года – это объективно обоснованный, прежде всего экономически, этап наших реформ или политически злободневная инициатива?

- На внешних рынках и внутри страны в последние годы складывается благоприятная для Казахстана ситуация. Кроме того, экономика хорошо развивается, поскольку вовремя проводятся необходимые реформы. Цены на основные позиции отечественного экспорта, возрастающий приток иностранных инвестиций, стабильно развивающиеся производственный и финансовый секторы, снижение налогового бремени - все это обеспечило Казахстану в течение последних пяти лет лидирующие позиции по темпам роста экономики. Рост базы для доходной части бюджета позволяет государству взять на себя повышенные социальные обязательства без ухудшения состояния бюджета.

Упомянутые вами экономисты могли посчитать еще в феврале: рост социальных расходов бюджета не может привести к значительному повышению инфляции по той же простой причине: масштаб увеличения расходов на фоне общего объема денежного обращения в стране незначителен. Разумеется, что инфляция может повыситься, однако мы не ожидаем высокого роста. Здесь следует учитывать следующее обстоятельство: за последние пять лет совокупный рост экономики (около 64 процентов) значительно опережает увеличение реальных доходов населения (менее чем 42 процента). После реализации послания рост доходов населения будет идти в ногу с экономическим ростом. И если рост производительности труда будет отставать от роста заработной платы, контроль инфляционных процессов станет затруднительным.

Большой неожиданности для правительства не было и не могло быть, поскольку все названные меры социальной политики были заложены в различных краткосрочных и долгосрочных планах, поскольку экономика страны позволяет повысить жизненный уровень граждан.

В этой связи можно делать выводы об обоснованности "социального прорыва" 2005 года.

- Сегодня говорят, что одна из предлагаемых правительством мер - поощрение импорта сельскохозяйственной продукции наших соседей при соответствующих таможенных льготах - ударит по отечественному производителю, по нашим фермерам. Так ли это? Планируются ли меры по их поддержке? Как сочетается увеличение вливаний в фонд поддержки малого и среднего бизнеса с активным расширением их конкурентной среды по инициативе правительства?

- Вообще эти меры, на мой взгляд, недостаточно эффективны, поскольку носят разовый характер. Их можно рассматривать лишь в качестве краткосрочного инструмента. Кстати, цены на сельскохозяйственную продукцию в южных регионах значительно выросли, в том числе и у узбекских производителей, на которых ориентировались как на поставщиков дешевых овощей и фруктов. Названные вами меры могут сработать лишь через определенное время.

Я считаю, решению многих проблем, в том числе и названных, будет способствовать реализация принятой правительством программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2005-2007 годы. Что должно быть сделано уже в этом году? Должен быть принят закон "О частном предпринимательстве", внедрена система страхования рисков, связанных с кредитованием субъектов малого предпринимательства банками второго уровня, разработана экономическая модель развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода, создан финансовый супермаркет. В этом году и последующие два года из республиканского бюджета на эти цели выделяется по десять миллиардов тенге.

В следующем году многие непрофильные функции государства будут переданы в сферу малого и среднего предпринимательства. Вырабатывается новая идеология взаимодействия государства с частным сектором.

То есть для отечественного предпринимателя создаются очень хорошие условия.

- Можете дать рекомендации простым гражданам: как им себя вести в период инфляционных ожиданий? Что делать с наличными средствами, счетами и депозитами?

- Что представляют собой инфляционные ожидания? Потребители, опасаясь роста цен, начинают покупать товары, которыми они будут пользоваться только в будущем, т. е. создают избыточный спрос. Продавцы, видя такую ситуацию, повышают цены. Первые в свою очередь начинают покупать еще больше и так далее. Начинает раскручиваться спираль инфляции, а с этой, психологической, стороной инфляции бороться весьма сложно. Единственно эффективный инструмент этой борьбы - достижение Национальным банком установленных параметров по инфляции. Мы ежегодно устанавливаем и, как показывает опыт прошлых лет, обеспечиваем названные инфляционные ориентиры, которые способствуют поддержанию экономического роста, функционированию финансового и других секторов экономики Казахстана. Таким образом, реальных угроз того, что инфляция в текущем году выйдет за рамки прогнозных ориентиров, нет. Да и сами основания инфляционных ожиданий отсутствуют.

Давать рекомендации в данном случае – дело неблагодарное, все равно что учить людей как себя вести, переходя дорогу.

- Существует объективное правило: спрос рождает предложение. Если у граждан страны стало больше денежных средств и возможностей, стало быть, у них возникнет больше потребностей. В конечном счете по классическим, пусть и наивным, понятиям это приведет к росту производства, расширению торговли и рынка услуг. По вашим прогнозам, к какому времени стоит ожидать этого оживления? Какие объекты и субъекты рынка выиграют от социальной программы президента?

- Предложение на рынке определяется объемами производства и импорта товаров в экономику. Экономика страны в последнее время ежегодно растет более чем на десять процентов. Импорт увеличивается соответствующими темпами. Таким образом, предложение на рынке удовлетворяет существующий спрос, в противном случае мы наблюдали бы более высокий рост цен.

Поэтому от социальной программы президента выиграют как население, так и предприятия. В первую очередь мы прогнозируем дальнейший рост розничного товарооборота, который в 2004 году увеличился на 11 процентов. Дальнейший рост доходов населения и спроса будет подстегивать рост производства, у которого существует значительный потенциал роста.

- Что означает переход к принципам инфляционного таргетирования или смещение акцентов в политике Национального банка от ориентиров по обменному курсу к обеспечению стабильности цен? Насколько оправдан перевод в ранг второстепенных "любых других задач и ориентиров, которые могут возникать в ходе осуществления денежно-кредитной политики"? Известно, что эта "новая экономическая политика" правительства детерминирована ориентирами ЕС. Есть уверенность в правильности этих ориентиров?

- Утвержденная правительством концепция развития финансового сектора определяет приоритетным направлением переход к стандартам, принятым в развитых странах (например, к стандартам Европейского союза). Но речь не идет о безоглядном следовании всем принципам. Мы учитываем в своей деятельности экономическую политику правительства и, разрабатывая государственную денежно-кредитную политику, принимаем во внимание состояние и особенности казахстанской экономики.

Если говорить об инфляционном таргетировании, подготовку к которому мы начали с 2002 года, то популярность этой политики среди центральных банков постоянно возрастает. Обусловлено это успехом в достижении стабильности цен как развитых, так и развивающихся стран.

Непременное условие успешного применения инфляционного таргетирования заключается в том, что денежно-кредитная политика должна быть целиком и полностью направлена на достижение первоочередной цели - обеспечение стабильности цен. Это исключает одновременное использование каких-либо других показателей в качестве целевых, в частности, номинального или реального обменного курса. Если страна придерживается политики стабилизации валютного курса, то в условиях высокой мобильности международных капиталов она не сможет одновременно использовать инфляционное таргетирование. Когда центральный банк придерживается сразу двух целей, рынок не знает, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение. Если возникнет угроза стабильности обменного курса, центральный банк должен будет сделать выбор: или удерживать определенный курс и тем самым отказаться от инфляционной цели, или сохранить плановый уровень инфляции, пожертвовав целевым курсом. В отсутствии четких руководящих принципов разрешения такого конфликта денежно-кредитная политика может стать менее прозрачной и неэффективной.

Основная цель Национального банка - обеспечение стабильности цен, что укрепляет доверие к эмитируемой валюте, обеспечивает финансовую стабильность в экономике и наилучшим образом способствует экономическому росту. Курсовая политика была приоритетной в период финансовой дестабилизации как эффективная антиинфляционная мера. В настоящее время приоритетность поддержания сложившегося курса национальной валюты будет ориентировать экономику только на расширение экспорта, а не на диверсификацию. Снижение инфляции – основное условие улучшения экономического потенциала страны. Содействуя экономическому росту, стабильность цен способствует эффективному распределению ресурсов, уменьшает склонность к потреблению, стимулирует вложения капитала в реальное производство и способствует повышению инвестиционного спроса.

Обеспечение же внешней устойчивости национальной валюты, равно как и многие другие цели и задачи денежно-кредитной политики, конечно, важны, но не первичны, не приоритетны по отношению к названной основной цели.

- Говорят, что финансовую систему страны ожидает встряска. С первого июля вводится новый пруденциальный норматив, в соответствии с которым все риски при кредитовании нерезидентов с рейтингом ниже "ВВ-" будут взвешиваться по норме не 100, а 150 процентов. С первого октября ужесточатся правила о минимальных резервных требованиях. С первого января следующего года будут введены новые требования к оценке рисков при кредитовании банками проектов строительства и сделок с недвижимостью. Как отреагируют на это банки второго уровня? Изменятся ли кредитные ставки? Какая ситуация возникнет на рынке недвижимости, ведь кредиты могут стать для населения неподъемными? Что это - очередной из многочисленной серии барьеров, на которые постоянно наталкивается президентское требование об удешевлении жилья и ипотеки?

- Конечно, банкам второго уровня это невыгодно, но они будут вынуждены наращивать свой капитал. Им нужно будет иметь больше живых денег, требовать от своих акционеров увеличения капитала, что не так просто. Они пытаются оттянуть введение указанных правил, пролоббировать исключения из них специально для работы со строительными компаниями.

С этой точки зрения у Национального банка, Агентства по финансовому надзору и банков интересы по природе разные. Одни стремятся к высоким доходам при минимальных расходах, другие заинтересованы в уменьшении рисков.

Но встряски не будет. Все нововведения тщательно просчитаны, в том числе и в первую очередь их влияние на маржу банков. Конечно, нескольким, причем крупнейшим банкам, придется "поднапрячься", подготовиться к новым условиям, и для этого определены конкретные сроки.

В соответствии с нашими совместно с Агентством финнадзора расчетами не должны измениться и кредитные ставки. Наш рынок таков, что повышение минимальных резервных требований маржу не затрагивает. Более того, практически все банки перевыполняют минимальные резервные требования, и у всех есть избыток средств. То есть данные нововведения не могут быть использованы банками в качестве причины повышения кредитных ставок. У населения не должно быть никакой паники.

P.S. Наш разговор не закончен. Более того, Национальный банк намерен работать более активно не только на финансовом, но и на информационном рынке страны. Читайте на следующей неделе прогнозы и комментарии Анвара Сайденова:
- когда тенге станет полностью конвертируемой валютой;
- увенчается ли успехом атака депутатов парламента на правительство страны и возможна ли его отставка;
- стоит ли Казахстану отдавать в частную собственность энергетические объекты;
- уменьшится ли инвестиционная привлекательность нашей страны в связи с постоянными изменениями законодательства в этой сфере.
Читайте "Литер"!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Еще один золотой! 30.06.2005
Казахстан заявил о праве отказать претендентам на PetroKazakhstan 30.06.2005
Подписан Меморандум об улучшении экологической ситуации на Карачаганакском нефтегазовом комплексе 30.06.2005
Администрация и профсоюз угольного департамента АО "Миттал Стил Темиртау" подписали протокол о повышении заработной платы 30.06.2005
"КСК не смогли выполнить свое главное предназначение - сохранить фонд в надлежащем состоянии" 30.06.2005
В результате конфликта с Магниткой ССГПО вынуждено работать на склад 30.06.2005
За уклонение от уплаты налогов компании "АES Усть-Каменогорская ГЭС" предъявлено обвинение 30.06.2005
PetroChina стоит дороже любой другой азиатской компании 30.06.2005
"Альтернативы создания СП на Экибастузской ГРЭС-2 в вопросе урегулирования долгов между Казахстаном и Россией просто нет" 29.06.2005
Руководство AES считает, что компанию "выталкивают" с энергорынка Казахстана 29.06.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz