"Известия-Казахстан", 28 июня
Ситуацию вокруг тендера по передаче пакета акций Экибастузской ГРЭС-2 мы попросили прокомментировать Алишера Каланова, руководителя делегации специалистов РАО "ЕЭС России", работающих в составе рабочей межгосударственной группы по урегулированию взаимной задолженности в области энергетики и созданию российско-казахстанского СП.
- В эти дни проходит тендер по передаче госпакета акций Экибастузской ГРЭС-2. Как соотносится проведение этого тендера с созданием совместного казахстанско-российского предприятия на базе этой электростанции?
- Мы считаем, что этот тендер - существенный завершающий шаг в реализации решения создания совместного предприятия. Процесс создания СП президентами России и Казахстана трижды обсуждался во время их встреч и были подписаны соответствующие документы, фиксирующие договоренности, с конкретными задачами и сроками, связанными с урегулированием задолженности и созданием СП, которое учреждается именно в формате урегулирования задолженности, сложившейся в 90-е годы у НЭС "Казахстанэнерго" перед РАО "ЕЭС России".
То есть проблема, которая долгое время не позволяла нам продвинуться с созданием СП, связана с необходимостью привлечения инвестора. С 2004 года мы обсуждали формат, который бы устраивал все стороны и предусматривал привлечение специальной компании с функциями оператора по урегулированию определенных задолженностей и стратегического инвестора. Дело в том, что Экибастузская ГРЭС-2 в том виде, в котором она есть, не является правильно выстроенным бизнесом хотя бы потому, что она работает с двумя блоками, достаточно часто бывает аварийно остановленной, и у нее есть проблемы, связанные с эффективностью деятельности компании. Надо прикладывать достаточно много усилий, в том числе и каких-то инвестиционных ресурсов, для того чтобы это предприятие начало эффективно работать.
Необходимы инвестиционные вложения для строительства третьего блока на ГРЭС-2, то есть поиск стратегического инвестора, который взял бы также на себя реализацию сложной схемы урегулирования задолженности. В результате в ноябре 2004 года был подписан документ между Министерством энергетики Казахстана и РАО "ЕЭС России" - так называемый протокол "Чубайс-Школьник", где было прямо сказано о необходимости привлечения такой компании с комплексными функциями.
- А каким образом осуществлялись поиски такой компании?
- Но впоследствии, в переговорном процессе, после обмена письмами мы пришли к выводу о возможности привлечения в этом качестве американской Access Industries, Inc. Мы провели переговоры с руководством этой компании и нашли понимание тех проблем, которые необходимо решить, создавая это СП, и решили, что она может быть агентом по урегулированию задолженности и стратегическим инвестором. И 16 марта этого года мы подписали протокол с участием представителя Access Industries, где указали, что, во-первых, стороны подтвердили необходимость привлечения этой компании, и, во-вторых, что эта компания готова выполнить требуемые задачи. Позднее, 23 марта, в так называемом протоколе "Школьник-Христенко" это решение было подтверждено уже на политическом уровне. Не на уровне какого-то хозяйственного российского субъекта, а именно на политическом уровне.
- Если компания уже определена, то какой смысл в проведении тендера?
- Хочу уточнить - стороны определили компанию, которая, по их мнению, полностью отвечает требованиям стратегического инвестора, и это определение было зафиксировано в протоколе о намерениях. Для того чтобы эта компания таким инвестором стала, она должна участвовать в принятой юридической процедуре - тендере. Тендер - единственная предусмотренная законом процедура по передаче в управление находящегося в госсобственности имущества негосударственным хозяйствующим субъектам. Но понятно, что тендер не должен помешать тому процессу, логику которого задали договоренности на высшем и на правительственном уровне, достигнутые сторонами ранее.
- Но вот тендер уже близится, судя по всему, к концу, и определились два лидера - упомянутая вами компания Access Industries и Евроазиатская энергетическая корпорация. Можете ли вы сегодня сделать уже какие-то предварительные выводы?
- Безусловно. Во-первых, все предложения, которые прозвучали в интервью президента ЕЭК г-на Рустамбаева, совершенно идут вразрез с намерением создать СП на базе ЭГРЭС-2. Одно только предложение "погасить долг в размере 246 млн долл." выглядит, по меньшей мере, странным. Его автор, видимо, не в курсе, что такой суммы долга, как 246 млн долл., реально не существует. Речь идет совершенно об иной сумме, которая обменивается на пакет акций ЭГРЭС-2. Ведь ЕЭК странным образом не учитывает таких обстоятельств, как прогрессия суммы долга путем применения штрафных санкций, пени за просрочку его погашения, банкротство большинства предприятий, которые формировали эту задолженность и прочие нюансы. Если господа из ЕЭК готовы учесть все эти обстоятельства и ту цифру, которая при их учете получается (а это далеко не та цифра, которую называет президент ЕЭК), то возникает вопрос: а где они были все эти годы, пока шла работа по созданию СП? Так что все это выглядит как лозунг, за которым нет ничего реального. Но, с другой стороны, считаю важным отметить, что это предложение находится в абсолютном противоречии с политической волей, которая все эти годы демонстрировалась на высшем государственном уровне России и Казахстана.
- Тем не менее итоги тендера еще не подведены, и ситуация может сложиться по-разному, не так ли? Каковы, в случае самого неожиданного исхода, перспективы создания совместного предприятия и в целом переговоров по урегулированию задолженности?
- Совместное предприятие на базе Экибастузской ГРЭС-2 должно быть создано до 1 июля этого года. Более того, есть все необходимые договоренности. Альтернативы создания СП в процессе урегулирования задолженности просто не существует.
Единственное, что, конечно, нас задерживает, - это тендер, который сильно затягивается. Надеюсь, результаты его будут объявлены в самое ближайшее время, и они станут решающим шагом на последнем этапе создания совместного российско-казахстанского предприятия.
В противном случае мы должны прямо продекларировать: в те сроки, в которые нам поручили, мы не готовы создать СП, поскольку существенные условия этой конструкции у нас выпадают. |