NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 10:06 ast
08:06 msk

Кто из двух "К" прав?
За счет пенсионных накоплений можно стать совладельцем железной дороги
01.08.2005 / экономика

Анель ДАВЛЕТГАЛИЕВА, "Литер", 29 июля

Впервые в СНГ новую казахстанскую железнодорожную ветвь будут строить концессионным методом. После строительства и эксплуатации компания-концессионер продаст дорогу Правительству. И это правильно – стратегические объекты должны принадлежать государству. Дорога "Станция Шар – Усть-Каменогорск" замкнет внутреннюю железнодорожную сеть в единое целое, сократит расстояния и время перевозок.

Проектом заинтересовались иностранные инвесторы. Инвестиционный фонд Казахстана рассчитывает на инфраструктурные облигации, которые будут приобретены накопительными пенсионными фондами. Но руководитель инвестфонда Зейнулла Какимжанов убежден, что по вине министерства Кайрата Келимбетова Казахстан с реализацией подобных проектов опоздал на несколько лет.

Начинается новый проект общегосударственного значения – строительство железнодорожной линии "Станция Шар – Усть-Каменогорск". Необходимость ее строительства понимали многие, но проект получил документальное подтверждение только в январе этого года – Правительство приняло наконец соответствующее постановление.

Восточный Казахстан имеет железнодорожное сообщение с другими регионами страны только через российскую станцию Локоть. То есть составы проходят по маршруту Защита (Усть-Каменогорск) – Локоть – Семипалатинск, 328 км в южном и 92 км в западном направлении. Грузоотправители несут затраты по транспортным расходам и таможенным процедурам. Кроме того, скорость оборота капитала снижена из-за длительности перевозок.

Новая дорога ускорит доставку грузов на 12–14 часов. Исключаются двойные пересечение границы и таможенные процедуры. Меньший уклон дороги позволит не уменьшать вес состава и перестать использовать дополнительную тягу. Это преимущества. Недостатков нет.

Министерство экономики и бюджетного планирования прогнозирует, что до 2015 года объем промышленного производства в ВКО вырастет в 2,6–2,8 раза по сравнению с 2000 годом. Только за 2004 год он вырос на 22 процента, а инвестиции в основной капитал в регионе возросли на 44 процента. В области расположены металлургические и энергетические предприятия, предприятия строительной индустрии и сельского хозяйства. Большинство из них планирует расширять свою сырьевую базу и увеличивать производство и напрямую заинтересованы в сокращении дальности перевозок и времени в пути. Специалисты "Восток-цемента" подсчитали, что с помощью новой дороги они смогут сэкономить 4 доллара на тонне груза, то есть только на транспортных схемах они экономят порядка 10 млн. долларов в год.

Новая железнодорожная линия выгодна не только Казахстану. Она сокращает расстояние транспортировки экспорта цветных металлов в Юго-Восточную Азию, Китай, Индию, Турцию. В итоге продукция будет более конкурентоспособна на внешних рынках.

Проект строительства инициирован АО "Инвестиционный фонд Казахстана" и будет реализован на основе концессионного механизма на принципах государственно-частного партнерства. Такого рода проектов в СНГ еще не было.

В начале июля создана компания-концессионер АО "Досжан темiр жолы" с уставным капиталом в 1 млрд. 170 млн. тенге. 49 процентов акций принадлежит АО "Инвестиционный фонд Казахстана". Компания-концессионер построит новую линию и будет эксплуатировать ее до погашения облигационного займа держателям облигаций. В начале августа облигации будут проданы на аукционе накопительным пенсионным фондам. Инвестиционный фонд принял решение не размещать акции на бирже, хотя интерес со стороны иностранных инвесторов уже есть, а продать именно с аукциона, так как, по мнению председателя правления АО "Инвестиционный фонд Казахстана" Зейнуллы Какимжанова, нужно дать максимальные преимущества НПФ. "Это пилотный проект и в Казахстане, и в СНГ, поэтому мы примем все меры для того, чтобы строительство и эксплуатация новой линии были максимально прозрачны и транспарентны. Совет директоров АО "Досжан темiр жолы" создает Совет инвесторов для контроля за своей деятельностью и мониторинга проекта".

График выпусков облигаций привязан к графику строительства. Представители пенсионных фондов, чья основная функция – сбережение пенсионных накоплений, поинтересовались, что будет в случае дефолта. Болат Жамишев, председатель Агентства по финансовому надзору, отметил, что по концессионному соглашению Правительство обязуется выкупить железную дорогу. "Механизм будет такой: та часть обязательств, которые могут быть неисполнены, будет заложена Правительством на следующий бюджетный год на выкуп дороги. Так что рисков почти нет".

Генеральным подрядчиком выступает лидер в строительстве железных дорог и транспортной инфраструктуры АО "Желдорстрой".

На вопросы "Литера" отвечает председатель правления АО "Инвестиционный фонд Казахстана" Зейнулла Какимжанов.

– На презентации проекта Вы сказали, что были определенные трудности с государственными органами. Можно подробнее об этом?

– Все те издержки, которые мы видели на примере реализации проекта "Станция Шар –Усть-Каменогорск" в лице некоторых органов и, в первую очередь, в лице Министерства экономики – это наглядный пример, когда неквалифицированность, непрофессионализм и личные эмоции встают выше, чем государственные интересы. Мы сделали то, что на самом деле должно было сделать Министерство экономики два или три года назад и что оно не сделало. Оно этого даже не планировало, потому что не понимает, что это такое.

– Можно оценить эффективность этого проекта для экономики?

– Я приведу в пример "Восток-цемент" и "Казцинк". Только по этим двум компаниям дополнительный годовой экономический эффект после реализации этой дороги в текущих условиях составит около 12–13 млн. долларов. Сравните: если общая стоимость реализации проекта составляет около 160 млн. долларов, то 12 млн. долларов – это практически 8 процентов от стоимости проекта. Вы можете оценить все масштабы этого проекта.

– Кто будет устанавливать тарифы?

– В соответствии с концессионным соглашением тарифы устанавливаются компанией-концессионером. Они будут устанавливаться так, чтобы эффективно перевозить максимальное количество грузов по этой дороге. Это будет конкурентоспособный тариф.

– Как воспримет строительство ветки Россия?

– В связи с перегрузкой и отсутствием в течение долгих лет модернизации эксплуатация российского участка дороги обходится очень дорого. Плюс все наши перевозки дополнительно нагружают таможню и железную дорогу России. Поэтому строительство нового участка интересно обеим странам. Кроме того, эксплуатация этой дороги приведет к более интенсивной эксплуатации дороги Усть-Каменогорск – Локоть. Экономика в целом начнет расти, и по многим направлениям с востока в Россию объем грузопотока будет увеличиваться. В долгосрочной перспективе это выгодно и нам, и ей.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Ренова" запасается золотом 31.08.2005
Зачем китайцам зарубежные активы 31.08.2005
Казахи вышли в Европу через Вентспилс 30.08.2005
CNPC и ONGC намерены реализовывать совместные проекты 30.08.2005
Новый Орлеан: потоп и химическая атака 30.08.2005
Политическое завещание Алана Гринспена 30.08.2005
Инвестиции в основной капитал экономики Казахстана возросли в 1,5 раза 29.08.2005
Успешные шаги социально-экономического развития Казахстана 27.08.2005
На каждые 100 девочек в Казахстане рождается 106 мальчиков 27.08.2005
"GSM Казахстан" сегодня обслуживает более 2 млн. абонентов 27.08.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz