ПЕКИН. 2 декабря. КАЗИНФОРМ /Талгат Баймухамбетов/
В работе проходящего в Пекине Казахстанско-российско-китайского нефтяного форума принимает активное участие большое количество ученых и экспертов стран Европы и Азии, представителей банковско-финансовых кругов и крупного и среднего бизнеса в основном Китая, Казахстана и России, в той или иной мере имеющих отношение к сфере разведки, добычи, переработки, транспортировки, распределения и продажи углеводородов и нефтепродуктов. Представители разных стран знакомятся с оценками и мнениями экспертов о состоянии и перспективах нефтегазовой отрасли в основных нефтедобывающих странах и обсуждают вопросы установления и развития сотрудничества.
Большой интерес участников форума вызвало выступление начальника Департамента нефтяной промышленности Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК Мусабека Исаева, ознакомившего собравшихся с социально-экономической ситуацией в Казахстане, прогнозными оценками запасов углеводородов, наиболее перспективными направлениями вложения капиталов и условиями инвестирования в нашей стране. В перерыве между заседаниями сотрудник министерства ответил на ряд вопросов корреспондента Казинформа.
- Мусабек Исаевич, чего ожидают от участия в форуме представители нефтяного бизнеса Казахстана?
- Нам надо учиться развивать бизнес на международном уровне, общаться с бизнесменами из других стран, перенимать опыт, например, Северной Европы. В советское время добыча нефти в Казахстане осуществлялась, но вопросами разработки проектов, а затем и экспорта углеводородов занималась Москва. Поэтому после обретения независимости у нас было мало опыта в этой сфере деятельности.
- В Вашем выступлении на форуме в числе наиболее крупных и перспективных был представлен проект строительства газопровода из Казахстана в Китай. На какой стадии разработки сейчас находится этот проект?
- Судьба выхода казахстанского газа на европейские рынки зависит от российского монополиста в лице "Газпрома", которому гораздо выгоднее продавать свой газ, нежели пропускать по территории России казахстанский. Для диверсификации путей транспортировки газа на мировые рынки изучается вопрос строительства газопровода из Казахстана в Китай, предварительная договоренность о прокладке которого достигнута на высшем уровне.
Для изучения проекта создана казахстанско-китайская рабочая группа, но пока рано говорить о каких-либо результатах исследования. Рассматриваются варианты подключения к проекту Туркменистана и Узбекистана. По крайней мере, налицо обоюдное желанием и стремление Казахстана и Китая довести данный проект до логического завершения.
- Сейчас звучат мнения о том, что в сдающемся в эксплуатацию казахстанско-китайском нефтепроводе российская нефть должна занимать не менее половины объема транспортировки. Иначе трубопровод окажется нерентабельным.
- По трубопроводу Атасу-Алашанькоу в первую очередь пойдет кумкольская нефть с казахстанского месторождения, на котором работает китайская компания, во вторую очередь – западно-казахстанская нефть. Китайские компании ведут переговоры по приобретению российской нефти для транспортировки ее по трубопроводу, но это тема переговоров между Россией и Китаем.
- В Вашем выступлении назван также проект расширения мощностей трубопровода Атырау-Самара.
- Для расширения мощностей нефтепровода Атырау-Самара финансовых ресурсов достаточно, но дело осталось за обеспечением гарантий стабильной прокачки по трубе того объема нефти, который российская сторона требует от казахстанской компании "КазТрансОйл". Казахстанская компания, в свою очередь, должна получить гарантии от работающих в Казахстане нефтяных компаний, и сейчас идет сбор от них гарантийных обязательств.
Проблема в том, что гарантия должна быть на срок окупаемости проекта, который будет не меньше 6 лет, и нефтедобытчики пытаются спрогнозировать возможные риски и колебания на нефтяном рынке на это время.
-----
Лучше меньше, да больше - какие объемы добычи нефти оптимальны для Казахстана? ПЕКИН. 2 декабря. КАЗИНФОРМ /Талгат Баймухамбетов/
Огромный потенциал углеводородов дает возможность Казахстану в течение ближайших 10 лет войти в число основных экспортеров энергоресурсов в мире. По доказанным запасам нефти в 30 млрд. баррелей (4 млрд. тонн) и природного газа в 3 трлн. кубометров Казахстан уже сегодня входит в десятку ведущих стран в мире по запасу углеводородов. Об этом, как передает корреспондент Казинформа, заявил во время выступления на проходящем в Пекине казахстанско-российско-китайском форуме начальник Департамента нефтяной промышленности Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК Мусабек Исаев.
Наибольшие запасы попутного газа сосредоточены в разрабатываемых месторождениях Карачаганак, Тенгиз, Жанажол. По разведанным запасам природного газа республика занимает 15-е место в мире. На месторождении Кашаган извлекаемые запасы нефти составляют более 12 млрд. баррелей или 1,6 млрд. тонн, природного газа – более 1 трлн. кубометров. Согласно прогнозным оценкам, наиболее богатые нефтегазоносные пласты, содержащие около 60 млрд. баррелей (или 8 млрд. тонн) условного топлива, сосредоточены в казахстанском секторе Каспийского моря. Основные запасы сырья объемом в 48,5 млрд. баррелей находятся в северной зоне на структурах Кашаган, Актоты, Кайран, Курмангазы. В центральной зоне ресурсы составляют около 7,5 млрд. баррелей, в южной зоне – около 4 млрд. баррелей.
Перспективы увеличения объемов добычи углеводородов в Казахстане связаны с реализацией Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Ожидаемые объемы добычи нефти в 2005 году - 1,3 млн. баррелей в сутки (или 61млн. тонн в год), природного газа 28,7 млрд. кубометров. В 2010 году планируется достичь показателя по добыче 1,8 млн. баррелей нефти в сутки (90 млн. тонн в год) и 52,5 млрд. кубометров природного газа. К 2015 году ожидаемые объемы добычи нефти вырастут до 3,0 млн. баррелей в сутки (или 150 млн. тонн в год), газа – 79,4 млрд. кубометров. Реализация этих планов сделает Казахстан пятым в мире производителем нефти.
М.Исаев отметил, что основные задачи Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспия заключаются в оценке объемов нефти и газа на перспективных структурах, интенсивном увеличении нефтедобычи с вводом в эксплуатацию новых месторождений, создании благоприятных условий для привлечения инвестиций и сохранения экологического равновесия Каспия.
Совместно с российскими компаниями идет работа по участку Аташский, на Тюб-Карагане пробурена первая разведочная скважина. Предусматривается и уже реализуется развитие инфраструктуры, в том числе существующей портовой структуры Актау. В настоящее время завершена реконструкция первой очереди нефтеналивных терминалов, и сейчас через порт Актау может транспортироваться свыше 10 млн. тонн нефти. Планируется реализация второго этапа по расширению пропускной мощности до 20 млн. тонн. Строятся новые объекты инфраструктуры в порту Баутино, в речном порту Актау. Кроме того, планируется строительство объектов инфраструктуры в порту Курык южнее города Актау.
Несколько важных событий в 2005 году оказали позитивное влияние на нефтегазовую отрасль Казахстана. В частности, состоявшаяся в мае в Актау с участием Президента РК Нурсултана Назарбаева церемония принятия нефтяного танкера "Астана" ознаменовала начало создания морского флота Казахстана. В России по заказу Казахстана уже построено и спущено на воду 2 танкера, идет строительство третьего. Танкеры были заказаны компанией "Казмортрансфлот". Дальнейшее развитие танкерного флота страны предусматривает строительство других танкеров по заказу частных компаний. В июле состоялось подписание Соглашения о разделе продукции между Казахстаном и Россией по одному из крупнейших месторождений после Кашагана - структуре Курмангазы с прогнозными извлекаемыми запасами нефти более 1 млрд. тонн. В октябре подписано Соглашение о взаимопонимании по инициативе обеспечения прозрачности деятельности добывающих компаний между Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК и 24 основными нефтяными компаниями.
Представитель МЭМР РК подчеркнул, что одним из важнейших факторов, влияющих на реализацию планов увеличения объемов добычи нефти и газа, является своевременное и адекватное решение вопросов экспортных мощностей для транспортировки нефти на внешние рынки. Казахстан обладает сравнительно развитой инфраструктурой транспортировки нефти и газа (нефтепроводы Атырау-Самара и КТК через территорию России, морской выход на внешние рынки через порт Актау, газопроводы Бухара-Урал, Средняя Азия-Центр с достаточно высокой пропускной способностью). Тем не менее, планируется строительство новых нефте- и газопроводов. Один из перспективных проектов – расширение мощностей нефтепровода Атырау-Самара до 25-30 млн. тонн в год, нефтепровода КТК с 28 млн. тонн до 67 млн. тонн в год. Но, отметил М.Исаев, этих мощностей не достаточно. Если к 2015 году Казахстан будет добывать нефть в объеме около 150 млн. тонн в год (внутренние потребности при 15-миллионном населении достигнут 18-25 млн. тонн в год), то страна сможет экспортировать до 130 млн. тонн в год.
В связи с этим казахстанский чиновник заявил, что "мы можем добывать и больше, но стоит ли ускоренно добывать нефть для того, чтобы через несколько лет сокращать объемы добычи"? Поэтому РК рассматривает такие варианты интенсификации нефтедобычи, как умеренный, оптимальный и интенсивный. Большинство мнений склоняется к тому, что лучше стабильно добывать нефть в течение десятилетий.
При этом выступающий не преминул заметить, что в 20 веке западные страны играли доминирующую роль в мировом нефтяном сценарии, а теперь в игру вступили новые игроки в лице Казахстана и других стран Азии.
-----
Добыча нефти на Каспии несет угрозу экологии моря ПЕКИН. 2 декабря. КАЗИНФОРМ /Талгат Баймухамбетов/
Начальник Департамента нефтяной промышленности Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК Мусабек Исаев в выступлении на завершившемся сегодня в Пекине Казахстанско-российско-китайском нефтяном форуме признал, что активная разработка нефтяных месторождений на Каспии наносит ущерб экологии моря, передает корреспондент Казинформа.
Чиновник подчеркнул, что в северной части Каспийского моря находятся основные нерестилища осетровых пород рыбы. В советские годы здесь в десятки раз больше, чем сейчас, ловилась и выращивалась рыба осетровой породы, активно развивалось производство икры. В настоящее время добыча нефти на Каспии привела к сокращению численности рыбы.
Поэтому, отметил М.Исаев, "наша задача при освоении казахстанского сектора Каспийского моря заключается в сохранении экологии и восстановлении природных богатств Каспия".
Данная задача предусмотрена Государственной программой освоения казахстанского сектора Каспийского моря. |