Елена Заболотских, "Известия-Казахстан", 25 января
Сегодня в разных областях республики действуют разные тарифные ставки. Самая высокая – 1,98 тенге на пассажиро-километр зафиксирована в Кустанайской области, в то время как в Актюбинской цена на билет складывается из расчета 0,68 тенге на тот же километр. Теперь перевозчик намерен устранить существующую между регионами несправедливость и назначить для всех областей единый тариф в размере 2 тенге.
По словам президента АО "Пригородные перевозки" Гульнар Тастулековой, повышение цен – это вынужденный шаг, по итогам прошлого года ущерб компании составил 1 млрд. 359 млн. тенге.
– В системе пассажирского железнодорожного транспорта пригородные перевозки наиболее убыточные. И восполняют убытки от расходов всего на 10 процентов, – сетовала на пресс-конференции глава акционерного общества.
Новую тарифную ставку нужно согласовать с местными акиматами. Однако не все исполнительные органы согласны с повышением цены на проезд. Междугородные поезда считаются социально значимыми, зачастую для сельского населения железнодорожный транспорт является единственным способом сообщения с областными и районными центрами. Местные бюджеты субсидируют нерентабельные перевозки, но и этих средств недостаточно, чтобы покрыть расходы. Гульнар Тастулекова утверждает, что подорожание окажется не слишком чувствительным для казахстанцев, хотя с этим можно поспорить. В Акмолинской области стоимость проезда увеличится "всего лишь на 20 процентов". При этом цена железнодорожных билетов все равно останется значительно ниже автобусных. К примеру, проезд по маршруту Астана – Ерментау пассажиру электропоезда обойдется в 205 тенге (с учетом повышения – 250). А билет на автобус по аналогичному направлению стоит 405 тенге.
В самой сложной ситуации окажутся жители Актюбинской области – здесь цена проезда взлетит почти в три раза.
Помимо убыточности АО "Пригородные перевозки" и плачевного технического состояния пассажирского вагонного парка существует еще одна причина, заставляющая уравнять тарифы во всех областях – это технические требования при продаже билетов через автоматизированную систему АСУ "Экспресс". Поскольку тарифные ставки в регионах разнятся, то возникают определенные трудности при подсчете доходов и расходов предприятия – так объясняют проблему железнодорожники.
Комитет по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли уже принял заявку от перевозчиков. Как нам стало известно, в ближайшее время стоимость проезда на железнодорожном транспорте подорожает на 15 процентов, причем не только на внутренних, но и на международных линиях.
Скорее всего, вслед за железнодорожниками увеличить цены на провоз пассажиров захотят и транспортники. И опять потребителю придется раскошеливаться. |