АСТАНА. 24 января. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/
Последние нашумевшие события вокруг газовой трубы заставляют несколько изменить обывательские представления о голубом топливе. Газ это не просто горючая воздушная масса, но и нечто большее. Возникает ощущение, что кубометры стали некоей универсальной величиной, которой отныне измеряются и экономическая мощь, и политическое амбиции, и много чего другого важного.
И, по всей видимости, новая "ресурсная" система координат расширяет географию своего влиянья, заставляя всех участников стратегического топливного рынка на ходу вырабатывать свою тактику поведения.
Несмотря на кажущуюся локальность газового спора, возникшего между двумя суверенными государствами, уроки этого кризиса непозволительно игнорировать никому из соседних стран. Казахстану - в первую очередь, как достаточно тяжеловесному игроку на газовой карте евроазиатского пространства.
Эксперты считают, что на разных этапах, но одинаково умело мы должны разыграть два козыря. В первую очередь рассматривается транзитный потенциал страны, при этом особая роль отводится главной артерии – газопроводу Средняя Азия – Центр протяженностью свыше 4 тысяч километров по территории республики. И второй козырь – это разведанные запасы природного газа в недрах Казахстана объемом в 2 трлн. кубометра без учета шельфа Каспийского моря.
При этом, как утверждают аналитики, возрастающий спрос на голубое топливо в странах ЕС и сокращение добычи газа на российских месторождениях дают основания для серьезного роста объемов транспортировки среднеазиатского газа на европейский рынок в ближайшие 10-20 лет.
На вопросы корреспондента Казинформа о газовых перспективах республики отвечает генеральный директор АО "КазТрансГаз" Серик Султангалиев.
- Серик Султангалиевич, с какого момента начинается история, если можно так выразиться, газового суверенитета Казахстана?
- В наследие от советской экономики мы все получили одну большую трубу - магистральный газопровод Средняя Азия-Центр, который является сегодня основной газоносной артерией, осуществляющей поставки среднеазиатского газа из Узбекистана и Туркмении в Россию, Украину и дальше на западные рынки. В экономике Казахстана были трудные годы, когда мы были рады любым инвестициям. В той патовой ситуации магистральный газопровод был отдан на условиях концессии в распоряжение бельгийской компании "Трактебель С.А.". Но, как оказалось потом, эта компания вместо того, чтобы вкладывать инвестиции в развитие магистрали, выкачивала из нее последние ресурсные возможности.
Между тем, на тот момент средний возраст трубы перешагнул 25 летний рубеж, она нуждалась в модернизации. Если учесть, что газопровод, это не просто голая труба в обывательском понимании, а сложное технологическое сооружение вкупе с газоперерабатывающими и насосными станциями, которые обеспечивают перекачку газа в проектном объеме, то ремонтные работы требовали колоссальных инвестиций. Наконец, в 2000 году была создана компания КазТрансГаз, через которую государство пошло на выкуп всех газовых активов у бельгийского инвестора.
С этого времени можно и начинать отсчет истории "газового" суверенитета Казахстана. Скажу только, что сотни миллиардов капитальных вложений в развитие магистрали, и эти цифры ежегодно растут, позволили с 2000 года увеличить пропускную способность по системе "САЦ" с 30 млрд. до 55 млрд. кубометров газа в год и вместе с тем – значительно укрепить надежность всей газотранспортной системы. Сегодня поставки природного газа проходят по веткам: Оренбург - Новопсков и Союз (российский газ), Средняя Азия - Центр (туркменский и узбекский газ), Бухара - Урал и Бухарский газоносный район - Ташкент - Бишкек – Алматы (узбекский газ), а также Акшабулак – Кзылорда и Амангельды – КС-5 с общей годовой пропускной способностью более 190 млрд. кубометров в год.
Если обратиться к общим производственным показателям 2005 года, то объем транспортировки газа АО "КазТрансГаз" по магистральным газопроводам АО "Интергаз Центральная Азия" составил более 129 млрд. кубометров. На долю внутренней транспортировки приходится 5,964 млрд. кубометров, объем транспортировки газа на экспорт составил 7,579 млрд. кубометров, доминирует международный транзит в объеме 115,7 млрд. кубометров. Рост объемов транспортировки газа в 2005 году составил 7,6 млрд. кубов.
В настоящее время разработка Амангельдинской группы месторождений (Жамбылская область), где в прошлом году было добыто более 300 млн. кубометров газа, позволяет несколько снизить зависимость республики от импорта. До сих пор этот проект имеет больше социальную направленность, чем собственно рыночную.
Здесь эксплуатируется 18 газодобывающих скважин, газ идет по специально построенному трубопроводу Амангельды – КС-5 и закачивается в магистральный газопровод Ташкент-Бишкек-Алматы. За счет амангельдинского газа обеспечиваются потребности населения Жамбылской области. В ближайшие два года КТГ планирует бурение еще трех скважин на месторождении Амангельды. Для выхода на полную проектную мощность этого месторождения, конечно, требуются очень серьезные инвестиции. Второй самостоятельный масштабный проект, который осуществил КТГ, это строительство газопровода Акшабулак – Кзылорда. Эта ветка позволила отчасти решить проблему обеспечения Кзылординской области более дешевым местным газом.
- Насколько реальны перспективы экспорта казахстанского газа на европейский рынок? Как складываются партнерские отношения с российским монополистом - ОАО "Газпром России"?
- Хочу пояснить, что среднеазиатский газ (туркменский и казахстанский) поступает в страны бывшего Союза и Западной Европы по магистральным газопроводам, проходящим по территории РФ и принадлежащим "Газпрому". Для экспорта казахстанского газа в июне 2002 года было создано совместное предприятие АО "КазРосГаз", учредителями которого являются Национальная компания "КазМунайГаз" (50%), ОАО "Газпром" (30%) и ОАО "Роснефть" (20%).
Сферой деятельности данного СП является решение таких вопросов, как закупка и маркетинг казахстанского природного газа; транспортировка и переработка сырья на газоперерабатывающие заводы России, включая объемы газа, предназначенные для потребления в Казахстане. СП также выполняет функции оператора при осуществлении совместных проектов транспортировки казахстанского газа через территорию России и Казахстана на рынки третьих стран, т.е. экспорт и реализацию казахстанского газа в Европе. За более подробным комментарием надо обращаться к руководству АО "КазРосГаз".
Очевидно, на данном этапе выгоднее получать деньги именно за транзитные услуги, которые оплачивает нам "Газпром" согласно достигнутым договоренностям. Прибыли, получаемые сегодня на транспортировке, надежнее, чем доходы от освоения газовых месторождений, которые требуют гигантских инвестиций. Не случайно российский "Газпром" делает основную ставку на импорт дешевого среднеазиатского газа, чем на увеличение добычи голубого топлива внутри страны.
В прошлом году в ходе переговоров с газовым монополистом РФ нам удалось отстоять двойное повышение тарифов на транспортировку среднеазиатского газа по нашей территории. В связи с этим прогнозируемые доходы нашей компании в целом позволят удовлетворить потребности в инвестициях, которые пойдут, в первую очередь, на реализацию производственных программ.
На протяжении многих лет нам удается удерживать взаимовыгодные позиции в партнерских отношениях с узбекскими поставщиками газа. Буквально в последних числах декабря прошлого года был подписан контракт на 2006 год с АК "Узтрансгаз" о поставках 1,6 млрд. кубометров голубого топлива по цене 55 долларов за тысячу кубов. На этот раз цена узбекского газа поднялась, хотя и незначительно - с 42 до 55 долларов за тысячу кубов. Думаю, что мы не вышли за рамки разумного компромисса. Хотя надо признать, что последние события вокруг поставок российского газа в Украину не могли пройти бесследно – они подтолкнули рост цен на газ и транзит во всех направлениях. Более проблематичная ситуация складывается с кыргызскими коллегами, на которых висят миллионные долги по взаиморасчетам за поставки узбекского газа.
Экспорт нашего газа на европейский рынок в принципе возможен, но на этом пути стоят два важных условия – строительство альтернативного трубопровода с западно-казахстанских месторождений и своего газоперерабатывающего завода. Для того, чтобы иметь свой завод, необходимо вложить порядка 1 млрд. 300 млн. долларов. Сегодня идет сложный переговорный процесс с правительством России в направлении выкупа 50 % акций Оренбургского завода, где мы сегодня перерабатываем свой газ. Также положительным образом должен решиться вопрос доступа нашего газа к системе газопроводов России с учетом справедливой цены за транспортировку.
При выполнении этих крупномасштабных проектов можно будет рассматривать экспорт казахстанского газа на рынки Европы и Китая. По строительству газопровода Атасу (Казахстан) – Алашанькоу (Китай) в течение этого года планируется подготовить технико-экономическое обоснование. После этого будет просчитан объем возможной транспортировки газа и определена экономическая целесообразность данного проекта. Наверное, излишне говорить о том, какие горизонты откроются для нашего топливного сектора на китайском рынке сбыта. Эта страна готова проглотить огромное количество ресурсов, Китай сильно рассчитывает и на наш газ.
- Как идет процесс внедрения "КазТрансГаза" на рынки других стран?
- АО "КазТрансГаз" намерен стать владельцем газораспределительной компании г.Тбилиси – АО "Тбилгаз". Соответствующий меморандум о взаимопонимании между правительством Грузии и руководством компании "КТГ" уже подписан в декабре 2005 года. Наша компания намерена инвестировать в "Тбилгаз" порядка 80 млн. долларов США и в течение ближайших двух лет вывести ее на безубыточный уровень. Хотел бы отметить, что данные финансовые вложения будут направлены не на увеличение мощностей газовой системы, а на повышение ее надежности, ремонт узлов замера газа, оснащение современными счетчиками, налаживание системы дистрибъюции и контроля. Вместе с тем, на первом этапе восстановления газоснабжения Тбилиси мы не планируем пересматривать существующий тариф на потребление газа. В настоящее время в столице Грузии действующие тарифы для населения довольно высоки – 120-150 долларов за тысячу кубов. Возможно, грузинский тариф будет пересмотрен после этапа вложения массовых инвестиций.
Хочу пояснить, что АО "Тбилгаз" уже много лет находится на дотации государства, а общая задолженность бюджета перед этой компанией достигла 110 млн. долларов. Но с позиции бизнеса, Тбилиси – это хороший рынок с высоким уровнем потребления и тарифами, достаточными для обеспечения прибыльности компании. Грузинская газораспределительная компания обслуживает сегодня 210 тысяч абонентов, 3 тысячи объектов коммунального назначения, а также до 400 промышленных предприятий. Второй наш партнер – "Кыргызгаз", с которым в июне 2005 года было создано совместное предприятие "КырКазГаз" с передачей в доверительное управление активов кыргызского участка магистрального газопровода Бухарский газоносный район- Ташкент- Бишкек- Алматы. В соответствии с инвестиционным соглашением, активы стоимостью 64,8 млн. сомов переданы созданному СП. Казахстанская и кыргызская стороны вошли в уставной капитал СП равными долями.
- Какова ситуация с обеспечением газом на внутреннем рынке Казахстана? Не ожидают ли потребителя серьезные ценовые скачки?
- Наша компания отдает себе отчет в том, что социальная составляющая в газовом бизнесе очень высока, поэтому изыскивает любые возможности для сдерживания роста тарифов. Емкость казахстанского рынка потребления газа составляет около 5 млрд. кубометров. АО "КазТрансГаз" снабжает газом 6 областей – Алматинскую, Южно-Казахстанскую, Жамбылскую, Актюбинскую, Костанайскую и Кызылординскую. В первые две поставляется как раз узбекский газ, цена которого выросла в этом году на 31%. Это означает, по нашим расчетам, что расходы на газ на одну среднестатистическую семью возрастут в среднем: в Алматы – на 17 %, или на 108 тенге в месяц, в Шымкенте – на 22 %, или на 148 тенге. В Таразе и Кзылорде, куда подается дешевый газ с отечественных месторождений, цены для населения не изменятся. Потребителям Актюбинской области придется платить за природный газ, подорожавший в 1,5 раза, в среднем на 23 %, или на 113 тенге больше на одну семью в месяц. В Костанае "газпромовский" газ подорожал существенно – на 42 %, населению придется увеличить свои расходы на 169 тенге в месяц. Как я уже говорил, мы не можем противостоять общей рыночной тенденции роста цен на энергоносители, хотя прилагаем большие усилия для стабилизации ситуации на газовом рынке.
- Серик Султангалиевич, насколько серьезны перспективы образования так называемого газового альянса с участием России, Узбекистана, Туркмении и Казахстана, силами которого можно контролировать международный рынок газа?
- Впервые идею создания газового альянса озвучил Президент РК Нурсултан Назарбаев. Безусловно, такой альянс нам нужен для того, чтобы экономические вопросы топливного рынка не переходили в плоскость политических. Во избежание каких-то кризисных моментов, порождаемых сбоем в политической системе, необходимо наладить эффективное взаимодействие доминирующих стран-участников газового рынка. Маленькие "холодные" войны, как все мы убедились, ни к чему хорошему не приводят.
Пока у нас складывается продуктивный альянс с российским Газпромом, узбекскими поставщиками газа, теперь уже на подходе - с грузинскими и кыргызскими партнерами, на чьи рынки мы собираемся войти. Везде, где будет создан совместный бизнес, появляются гарантии стабильности и защищенности от политического вмешательства. Мы не можем позволить себе вставать в позу сильнейшего и диктовать выгодные только нам условия. Бог дал одну трубу на всех, надо уважать интересы всех, кто на ней "сидит". |