Даниар Карашев, "Казахстанская правда", 21 февраля
С января 2006 года один из ведущих накопительных фондов страны "БТА Курмет-Казахстан" сменил свое имя на НПФ "БТА Казахстан". О том, что стало первопричиной перемены и какие изменения фонд планирует привнести в свою работу вместе с корректировкой названия, корреспондент "КП" узнал у председателя правления, члена совета директоров НПФ "БТА Казахстан" Малика Есенбаева.
- Малик Тулеубекович, позвольте поздравить ваш фонд с официальной регистрацией нового названия - "БТА Казахстан". И все же, какова цель проведенного ребрендинга?
- В октябре 2004 года акционерами фондов "Курмет" и "Казахстан" было принято решение об их слиянии. Объединенный НПФ получил название "БТА Казахстан". В основу нового имени положены два мощных бренда: "Казахстан" - потенциал нашего молодого, сильного государства и БТА - банк "ТуранАлем", безупречная репутация крупнейшего финансового института на территории республики и стран СНГ. В то же время, чтобы у вкладчиков "Курмета" не возникло опасения, что их НПФ исчез с рынка пенсионных услуг, фонд временно назвали "БТА Курмет-Казахстан". Когда стало ясно, что фонды воспринимаются как единое целое, мы вновь вернулись к вопросам ребрендинга и приступили к разработке нового логотипа, уже "БТА Казахстан". При этом была поставлена задача - создать что-то свежее и уникальное. Символика восточного знака гармонии и Вселенной Инь-Янь, а также идеи восточной философии, собранные еще в одном японском символе - "энсо", что в переводе означает "круг", легли в основу логотипа. И, что немаловажно, в нем сохранена сине-голубая цветовая гамма, присущая банку "ТуранАлем".
- Последуют ли за новым имиджем кардинальные перемены в сфере пенсионных услуг?
- В соответствии с новой долгосрочной стратегией развития фонда за основной принцип деятельности взят постепенный отказ от использования административных методов в пользу рыночных механизмов. На сегодняшний день административные возможности играют главную роль. Несмотря на то что пенсионный рынок нашей страны специфичен и все накопительные фонды предлагают один и тот же продукт - пенсионные услуги, вопросы их конкурентоспособности зачастую решаются с помощью административных ресурсов и влияния аффилирующих структур.
- В чем выражается их влияние и о каких рыночных механизмах вы говорите?
- Существует цепочка "работодатель-работник". В принципе, потребители уже знают, по каким критериям оценивать тот или иной фонд, и современного грамотного и ценного специалиста достаточно тяжело направить в НПФ, "нужный" для работодателя: он и сам может узнать, где искать гарантии "законной" пенсии. Однако, повязанные приятельскими, административными, финансовыми, родственными и другими взаимными обязательствами, работодатели определяют пенсионные фонды своим сотрудникам. Последние вынуждены, в силу поддержания корпоративного духа, идти в направлении, указанном компанией. Наличие административных ресурсов и влияния аффилирующих структур на данный момент остается фактом, но, учитывая динамику экономического роста, в будущем они постепенно исчезнут. При каких условиях это будет происходить? Простой пример. Практически за каждым фондом стоит определенный банк. В недавнем прошлом у нас возникли проблемы с оттоком вкладчиков. И дело было в том, что при корпоративном или розничном кредитовании банки ставят одним из условий кредитного договора переход в их пенсионный фонд. Мне лично трудно определить, административный это или рыночный механизм… В итоге нам с нашим главным акционером АО "Банк ТуранАлем" пришлось создать целый пакет услуг для имеющихся и потенциальных вкладчиков фонда, теперь для них по всем этим продуктам предусмотрены значительные льготы…
Думаю, со временем, когда в стране появится избыток денег, потенциальный заемщик не будет становиться в очередь за деньгами, а сами банки станут активно искать заемщиков, такие ситуации уже не повторятся. К этому времени, я уверен, профсоюзы наберут необходимую силу и смогут защитить мнение работника от необоснованных требований работодателя. К таким перспективам мы готовимся уже сейчас. Главный критерий деятельности нашего фонда - качество и уровень услуг. Это высококвалифицированный персонал, удобные офисные помещения и грамотная инвестиционная политика. На первом этапе нашей новой стратегии мы ставили задачу обеспечить наших вкладчиков самой высокой доходностью на этом рынке. Что и было сделано. По уровню своей доходности мы значительно опережаем все пенсионные фонды. (За период с января 2003 по январь 2006, по официальным данным АФН, коэффициент номинального дохода АО "НПФ БТА Казахстан" составляет 29,73 процента, АО "НПФ Народного банка Казахстана" - 21,83, АО "НПФ УларУмит" - 18,91, АО "Накопительный фонд "ГНПФ" - 13,82 процента. - Прим. авт.).
Теперь перед нами стоит другая задача - значительно увеличить долю присутствия на рынке пенсионных услуг, а именно, выйти на те же показатели, как у нашей материнской компании - АО "Банк ТуранАлем". Поэтому, наряду с увеличением спектра предоставляемых услуг, улучшением качества работы персонала, разработкой новых идей по развитию бизнес-процессов, ребрендинг позволит укрепиться нашим позициям на рынке.
- Однако новые тенденции развития накопительной пенсионной системы вызывают не всегда положительную реакцию граждан республики. Прокомментируйте, пожалуйста, этот факт.
- А кто сказал, что накопительной пенсионной системе не доверяют? Уровень доверия к фондам за последние годы весьма вырос. К примеру, с начала года, в соответствии с законодательством, фонды обязаны официально, в письменной форме, оповещать своих вкладчиков о состоянии их пенсионных счетов. Так вот, в связи с этой акцией сотрудники фонда "БТА Казахстан" в январе работали в авральном режиме. Причина для того была единственная: вкладчики с огромным нетерпением ждали этой информации, очевидно, она для них очень важна. При этом, получая справку о состоянии своих счетов, клиенты активно интересовались инвестиционной политикой фонда, надежностью и доходностью размещения пенсионных активов…
Другое дело, что есть часть населения, по определению консервативная и очень недоверчиво относящаяся ко всем реформам, идущим сверху. Душой они все еще находятся в прошлом, будь то экономический строй, пенсионная система, и, конечно, хотели бы, чтобы государство взяло на себя обязательство по их социальному обеспечению в старости.
Но уже формируется новое поколение людей. Для них накопительная пенсионная система - вполне разумная и логичная вещь, они прекрасно понимают, что фундамент будущего нужно закладывать сегодня. |