Максим ШИМАНСКИЙ, "Казахстанская правда", 24 февраля
В нынешнем году реализация некоторых бюджетных программ по развитию аграрного сектора впервые доверена местным исполнительным органам. Из более девяноста миллиардов тенге, выделяемых нынче отрасли, им предстоит освоить почти 22. В Правительстве убеждены, что такой механизм финансирования будет куда эффективнее, поскольку акиматы, как говорится, ближе к народу. Подробнее о такой "трансформации" господдержки аграрного сектора в беседе с журналистом "Казправды" рассказал директор бюджетного департамента Министерства сельского хозяйства Марат ОРАЗАЕВ.
- Марат Аблахатович, чем все-таки вызван перенос части функций вашего ведомства на местный уровень?
- В прошлогоднем Послании Главы государства Правительству было дано поручение подготовить и внести в Парламент проект закона, завершающего разграничение полномочий между уровнями госуправления. Минсельхоз тоже не остался в стороне от этой работы. Поэтому в принятом отраслевом Законе "О госрегулировании развития АПК и сельских территорий" оговаривается дальнейшая передача полномочий министерства, в частности по субсидированию сельхозпроизводства, акиматам. Соответствующие поправки внесены в Водный кодекс, законы о племенном животноводстве, о защите и карантине растений, о зерне, о ветеринарии, о семеноводстве. Да и в Бюджетном кодексе расходы сместились в направлении областных и районных бюджетов.
Среди прочего акиматы регионов теперь станут выполнять программы по регулированию и развитию растениеводства, животноводства, семеноводства, ветеринарии, субсидированию стоимости услуг по доставке воды товаропроизводителям и подаче питьевой воды из групповых водоводов. Непосредственно на поддержку сельхозпроизводства в регионы в виде целевых трансфертов направляются 13,6 миллиарда тенге. Причем субсидирование стоимости ГСМ и комбикормов будет осуществляться впервые. 726 миллионов тенге предусмотрено на оплату подачи питьевой воды. Для строительства объектов питьевого водоснабжения в сельских населенных пунктах выделяется 7,3 миллиарда. Таким образом, на местах предстоит освоить 24 процента от средств, выделенных Минсельхозу из республиканского бюджета.
Мы будем помогать акиматам выполнять бюджетные программы и контролировать освоение средств. Из территориальных управлений сельского хозяйства в ведение местных органов переданы 280 штатных специалистов. На их содержание предназначено 183 миллиона тенге из госказны.
В целом подобная децентрализация поможет сократить время оформления всевозможных финансовых документов и сделать поддержку фермеров более оперативной и эффективной. В перспективе весь агропромышленный комплекс будет финансироваться из региональных бюджетов. Пока же из-за отсутствия в областях мощной доходной базы приходится использовать целевые трансферты. Кроме того, все расходы в Бюджетном кодексе четко расписаны. Однако в новом законе об официальных трансфертах на 2008-2010 годы затраты местных бюджетов, очевидно, будут увеличены.
- Отразятся ли нововведения на схеме субсидирования весенне-полевых работ, в которой задействована Продкорпорация?
- Все останется как прежде. В прошлом году из республиканского бюджета на кредитование мероприятий по подготовке к посевной для акиматов были выделены определенные суммы. Но Бюджетный кодекс не разрешает субсидирование весенне-полевых работ из местных бюджетов. В таких условиях родилось решение об увеличении уставного капитала Продкорпорации на семь миллиардов тенге для ежегодного кредитования производства растениеводческой продукции. В текущем году на это выделяется еще два миллиарда. Итого - 9,5 миллиарда. Возвращать кредиты фермеры, как известно, могут и зерном, и деньгами. Процентная ставка - 5,3 процента на восемь месяцев.
Единственное изменение - раньше отбор заемщиков вели специальные акиматовские комиссии. Теперь Продкорпорация получила соответствующую лицензию, и крестьяне могут напрямую обращаться в ее представительства на местах. Короче, доступ к государственным ресурсам значительно облегчился.
- На недавнем заседании Правительства министр финансов Наталья Коржова обратила внимание на сложность системы бюджетного финансирования. Были даже озвучены предложения по ее упрощению. Вы разделяете точку зрения руководителя Минфина?
- После проведения модернизации системы Казначейства администраторам бюджетных программ действительно приходится туговато. Для их исполнения надо готовить массу всевозможных бумаг. Затем необходимо доказать правильность освоения средств и обоснованность представляемых документов. Остается много контролирующих органов и видов отчетности, которые зачастую дублируют друг друга. Исполнение республиканского бюджета сильно затрудняют и действующие процедуры госзакупок.
По итогам прошлого года объем неосвоения бюджетных средств в Минсельхозе составил почти 1,4 миллиарда тенге. Из них 307 миллионов - средства, сэкономленные при проведении тендеров. 294 миллиона не освоены по объективным причинам. Порядка 700 миллионов приходится на инвестиционные проекты, реализуемые за счет внешних займов и грантов. В прошлом году международные финансовые институты на развитие АПК выделили 6,3 миллиарда тенге, а использовано 5,6 миллиарда. Тогда как по всем остальным инвестпроектам освоение составило 99,1 процента. Просто надо учитывать, что для Всемирного или Азиатского банка, к примеру, не существует понятия финансового года с 1 января по 31 декабря, как у нас. То же самое со сроками освоения денег. Правда, оставшиеся средства можно истратить в следующем году. Главное, не превышать запланированный объем инвестиций.
- Что сегодня значится первым пунктом в повестке дня бюджетного департамента Минсельхоза?
- Мы завершили все процедуры для открытия финансирования по бюджетным программам. Утверждены их паспорта и планы выплат. К слову, у МСХ среди госорганов больше всех бюджетных программ - 44. Впрочем, как мы уже говорили, не все мероприятия реализует само министерство. Некоторые из них возлагаются на областные и районные теруправления. В этом году они должны обеспечить освоение одного миллиарда 600 миллионов тенге. Средства через Казначейство уже доведены до областного и районного уровня. Подготовлены необходимые нормативно-правовые акты.
Одно из ведущих направлений работы департамента теперь - контроль за использованием целевых трансфертов. Планируется установить ежемесячную отчетность акиматов. Отслеживаться будут не только количественные показатели, но и освоение средств. При необходимости будем вносить поправки в нормативно-правовые акты и планы финансирования.
Примечательно, что уже началось формирование бюджета министерства на 2007 год. Процесс обычно идет в три этапа. На первом готовятся предложения к перечню приоритетных инвестиционных проектов. МСХ уже отправило их в Министерство экономики и бюджетного планирования на сумму 51 миллиард тенге. На втором этапе в МЭБП до первого апреля необходимо передать свои планы по осуществлению бюджетных инвестиций в уставные капиталы специализированных подведомственных организаций. Здесь речь будет идти, по расчетам, о 40 миллиардах тенге. Заключительный этап - подготовка до первого июня предложений по текущим бюджетным программам, которые предназначены для выполнения государственных функций в соответствии с законодательством.
Назову лишь несколько основных инвестпроектов в сельском хозяйстве. В частности, в 2007 году в связи с планируемым вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию предполагается профинансировать меры по приведению стандартов в сфере ветеринарии, защиты и карантина растений в соответствие с международными требованиями. Будут оснащаться ветеринарные лаборатории, возводиться специальные здания и сооружения. Большая доля государственных вложений пойдет и на программу развития сельских территорий в части обеспечения питьевого водоснабжения. Исходя из заявок акиматов, на эти цели планируется направить 18 миллиардов тенге. Кроме того, за счет бюджета в рамках программы "Жасыл ел" на будущий год намечено построить 10-15 объектов инфраструктуры (кордонов, пожарно-химических станций и так далее) особо охраняемых природных территорий. |