ТАШКЕНТ. 24 апреля. КАЗИНФОРМ /Расул Бахамов/
Гибкое регулирование тарифов на транзитные перевозки грузов из Узбекистана предложили в Ташкенте представители АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы", сообщает корреспондент Казинформа.
В ходе состоявшегося на прошлой неделе в Ташкенте "круглого стола" на тему "Транзитные возможности казахстанских железных дорог" велось обсуждение вопросов двустороннего сотрудничества в сфере развития перевозок экспортно-импортных грузов Узбекистана транзитом по территории Республики Казахстан в Россию, другие страны СНГ, государства Европейского Союза, Китай, страны Юго-Восточной Азии.
Как сообщил журналистам исполнительный директор департамента корпоративного развития КТЖ Ариф Шадиев, в рамках Транспортной стратегии, предусматривающей развитие транспортно-транзитного потенциала Казахстана, рассматриваются возможности всех грузопотоков, а также изучаются варианты предоставления понижающих коэффициентов на железнодорожные перевозки.
"У нас предусмотрены критерии, которых должны придерживаться как грузовладельцы, так и грузополучатели, – это гарантированные объемы, увеличение объемов, переориентация этих грузов именно по территории Казахстана. В этих целях создана рабочая комиссия в составе "Национальной компании "Казахстан Темир Жолы", куда и должны поступать соответствующие заявки", - сказал А.Шодиев.
В частности, для определенных узбекских грузов созданы понижающие коэффициенты. По перевозке скоропортящейся плодоовощной продукции из Узбекистана железнодорожниками подписано соответствующее соглашение. На провоз узбекских плодов и овощей еще в 2005 года предоставлено снижение тарифов до 40%. Медь, производимая на известном Алмалыкском ГМК, перевозится с 2005 года с понижением тарифов до 15%, а условия по скидкам пролонгированы и в 2006 году.
Участники мероприятия отметили, что в транзитных перевозках имеется обоюдная заинтересованность. Объем узбекистанских грузов, перевозимых по железным дорогам Казахстана, в 2005 году составил 3,9 млн. т (45% всех транзитных перевозок казахстанских железнодорожников). В сравнении с 2004 годом рост объемов составил 15%.
Казахстанские железнодорожные артерии выгодны узбекским экспортерам для отправки хлопка, другой сельхозпродукции, металла и т.п. не только в Россию, но и в Китай, сотрудничество с которым Узбекистан намерен последовательно расширять. В 2005 году объемы перевозок через станцию Дружба-Алашанькоу в Китай составили 10,7 млн. т. Из них 2,45 млн. т – транзитные грузы. 30% от общего объема транзитных перевозок приходится на Узбекистан. В 2006 году этот узловой пункт по прогнозам пропустит 14 млн. т грузов, что дает возможность увеличить и транзитные перевозки.
В ходе "круглого стола" различные подразделения "Казахстан Темир Жолы" продемонстрировали свою заинтересованность в расширении сотрудничества. В свою очередь, представители Ассоциации международных экспедиторов Узбекистана и другие узбекские компании очертили круг проблем, стоящих на этом пути. Со вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС встает вопрос упрощения процедур таможенного обращения по транзиту грузов через РК.
Заместитель председателя Ассоциации международных экспедиторов Узбекистана Борис Мирончик отметил в интервью журналистам, что сегодня предстоит урегулировать ряд вопросов. Так, не всегда таможенные, санитарные, фитосанитарные, карантинные службы укладываются в нормативные сроки, предусмотренные соглашениями. Из-за этого бывают простои вагонов до десяти, пятнадцати и двадцати суток, приносящие убытки как узбекским, так и казахстанским экспедиторам. Понятно, что перевозки железными дорогами скоропортящейся плодоовощной продукции в таких случаях становятся невыгодными. |