Михаил Первушин, Страна.Ру, 30 мая
Во вторник южнокорейский суд приговорил основателя и бывшего председателя совета директоров корпорации Daewoo к десяти годам лишения свободы, штрафу в 10 млн вон (10,6 тыс долларов) и возвращению в казну присвоенного 21 триллиона вон (22 млрд долларов). 69-летний Ким У Чун признан виновным в превышении служебных полномочий, крупномасштабных финансовых аферах и противозаконных сделках, в результате которых в 1999 году второй крупнейший индустриальный конгломерат Южной Кореи фактически обанкротился. "Нет необходимости говорить, что за предательство доверия в экономических отношениях, включая фабрикацию счетов и незаконное получение кредитов, всегда следует самое суровое наказание", - заявил после объявления приговора судья сеульского центрального суда Хуанг Хун-джу.
Без сомнения, закончившийся процесс над Ким У Чун является показательным и рассматривается прокуратурой, как подтверждение решимости южнокорейских властей бороться с коррупцией и финансовыми махинациями в крупнейших компаниях страны, в первую очередь, в семейных конгломератах, известных как "chaebol". По мнению экспертов, именно эти гигантские корпорации, бравшие в начале 90-х годов прошлого века многомиллиардные банковские кредиты для сверхбыстрого расширения бизнеса, стали причиной грандиозного экономического кризиса в Азии в 1997 году, в результате которого южнокорейскому правительству пришлось обратиться за срочной помощью (57 млрд долларов) в Международный валютный фонд (ВМФ). Все это, по сути, поставило под вопрос так называемое корейское экономическое чудо. Напомним, что небольшая азиатская страна, в которой проживает чуть больше 45 миллионов человек, за двадцать лет из отсталого аграрного государства превратилось высокоразвитую мировую экономику, на сегодня - десятую по размерам в мире.
В четверг в Сеуле начнутся судебные слушания по делу председателя совета директоров самой большой автомобильной компании страны - Hyundai Motor Co. - Чанг Монг Ку, обвиняемого в растрате, личном присвоении денег обманным путем в общей сложности на сумму в 520 млрд вон, а также даче взяток высокопоставленным государственным чиновникам и банкирам для получения кредитов. В случае, если суд признает его виновным, то Монг Ку грозит пожизненный тюремный срок. В то же время, как заявляет прокуратура, это будет далеко не последний процесс. Согласно корейским СМИ, в ближайшее время некоторым семейным "chaebol" могут быть предъявлены обвинения в незаконном финансировании политических партий страны и их избирательных кампаний.
Между тем, то, что произошло с Daewoo, по мнению наблюдателей, очень характерно для стран с развивающейся экономикой, где гигантские капиталы сколачиваются чуть ли не за ночь, нет традиций ведения честного и "прозрачного" бизнеса, отсутствует полноценное законодательство и контролирующие органы. Начинала Daewoo, как небольшая текстильная компания, которую в 1967 году тогда еще 20-летний Ким У Чун приобрел всего за пять тысяч долларов. В течение двадцати лет она превратилась в гигантский индустриальный концерн, занимающийся производством автомобилей, морских судов, промышленной и потребительской электроники, а также финансовыми услугами. В свой пик Daewoo имела 396 заводов и отделений в 110 странах мира, где работало около 320 000 человек.
Однако в середине 1990-х годов из-за чрезмерно быстрого роста, спада спроса и сомнительных банковских кредитов у компании возникли первые финансовые проблемы. С приходом азиатского кризиса второй крупнейший индустриальный конгломерат Южной Кореи стал, по сути, на глазах разваливаться. Так, в 1999 году Daewoo была должна иностранным и корейским кредиторам в общей сложности 80 млрд долларов (эта сумма равнялась годовому ВВП Чешской Республики в то время). В избежании коллапса пришлось вмешаться правительству страны, которое взяло под полный контроль Daewoo. Вскоре она была разделена и выставлена на продажу. В 2002 году американская General Motors Corp. приобрела Daewoo Motor, создав на ее основе GM Daewoo Auto & Technology Co.
Самое интересное то, что во время развала конгломерата в 1999 году Ким У Чун, по всей видимости, боясь наказания, бежал за границу. В течение шести лет южнокорейские власти безуспешно разыскивали его. Однако 14 июня прошлого года У Чун неожиданно вернулся в Сеул из Вьетнама и добровольно сдался правоохранительным органам страны. К этому моменту он уже тяжело болел, имея серьезную сердечную недостаточность. Кстати, во вторник в зал суда бывший хозяин Daewoo прибыл на машине скорой помощи прямо из больницы, куда он и отправился обратно после заслушивания приговора. Как заявила защита, У Чун не начнет отсиживать свой 10-летний тюремный срок до тех пор, пока не выздоровит. |