"Хабар", 9 июня
Эти перспективы обсуждались в Баку на международной конференции, посвященной транспортировке каспийской нефти на мировой рынок. В ближайшие 20 лет Казахстан и Азербайджан станут лидерами в разработке углеводородных месторождений на Каспии. Суммарная прибыль Азербайджана превысит 140 миллиардов долларов. Наша страна получит чистую прибыль в 2-3 раза больше этой суммы. В настоящее время есть несколько путей транспортировки каспийской нефти на мировой рынок. Однако при этом существует серьезная проблема обеспечения безопасности нефтяного трафика. Этот вопрос был главным на прошедшей в столице Азербайджана встрече нефтяных экспертов. В июле этого года планируется выведение на проектную мощность нефтепровода Баку-Джейхан. Об этом в последнее время говорят очень много. Высказывались мнения, что Баку-Джейхан так называемый "политический нефтепровод", поэтому его эффективность не будет высокой. Другие уверены, что Казахстан не считает данный проект приоритетным и не спешит транспортировать через него свою нефть, именно по причине низкой эффективности трубопровода. Однако официальные власти Казахстана поставили все точки над "i".
Ляззат Киинов, заместитель министра энергетики и минеральных ресурсов РК:
- В первоначальной версии проекта были места, не выгодные Казахстану. Мы переделали таким образом, чтобы Казахстан не оказался в проигрыше. Договор полностью рассмотрен. А когда подписать их, решат сами президенты двух стран.
Как сообщил г-н Киинов, в ближайшие два месяца Казахстан подключится к проекту Баку-Джейхан. Этот маршрут наиболее оптимальный для доставки нефти с месторождения Кашаган в терминалы Средиземного моря, минуя турецкий Босфор. Как считают в нашем министерстве энергетики и минеральных ресурсов, сегодня не существует каких-либо проблем в процессе экспорта казахстанской нефти за рубеж. КТК, Самарское направление и нефтепровод Атасу-Алашанькоу, ведущий в Китай, в состоянии полностью удовлетворить сегодняшние экспортные потребности Казахстана. "Баку-Джейхан" потребуется Казахстану с 2008 года, когда добыча углеводородов существенно возрастет. На конференции обсуждался еще один проект, предложенный Евросоюзом. О нем сообщил представитель "Укртранснафта" Александр Тогечук. По его словам, уже подготовлено технико-экономическое обоснование проекта трубопровода "Одесса-Броды", транспортирующего нефть в страны Европы. В ближайшие дни состоится его презентация в Баку и Астане. По мнению экспертов, эффективность этого направления, как и Баку-Джейхан, напрямую связана с казахстанской нефтью. |