Екатерина Голубкова, РБК, 19 июля
Уже осенью Казахстан может стать владельцем Вентспилского порта. Латвийское правительство выставляет на аукцион 38,6% акций предприятия, еще 19,4% находятся в свободном обращении, но скоро могут сменить владельцев. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, находящийся в эти дни с визитом в Латвии, подтвердил самый пристальный интерес своего государства к этому активу. Он не исключил, что казахским компаниям удастся вернуть российских нефтяников в Вентспилс. Однако сами участники рынка настроены менее оптимистично и считают, что Казахстан покупает порт про запас для диверсификации поставок своих углеводородов.
Правительство Латвии выставило на продажу свою часть в нефтетерминале Ventspils Nafta в размере 38,62% акций. Они будут проданы единым лотом на открытом аукционе на Рижской фондовой бирже предположительно осенью, точная дата торгов пока не определена. Начальная цена составляет 1,81 лата (около 3 долл.) за акцию. Государство хочет выручить от приватизации не менее 70 млн латов. Уставный капитал Ventspils Nafta (VN) составляет 104 млн 479 тыс. латов. Латвийскому государству принадлежат 38,62% акций, компании Latvijas naftas tranzits - 49,3% акций. VN является многоотраслевым концерном, объединяющим, в том числе, компанию по перевалке нефти и нефтепродуктов ООО Ventspils naftas terminals (100% долей), компанию по транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам LatRosTrans (66%), компанию Rietumu caurulvadu sistema (Западная система трубопроводов), Латвийское пароходство (Latvijas kugnieciba, 49,94%), а также компании, занимающиеся полиграфией (Preses nams), развитием и управлением недвижимостью (Nekustamie ipasumi VN, Rigas licis VN), издательской деятельностью (Mediju nams). В 2005 году оборот VN составил 88 млн латов, что на 57% больше, чем в 2004 году, чистый убыток - 22,6 млн латов. Через латвийский порт до 2001 г. транспортировался основной объем российской нефти, предназначавшийся для стран Европы (не считая трубопроводного транспорта). Однако после появления разногласий между правительствами Латвии и России по вопросу цены Москва решила переориентировать экспортный поток в порт Приморск Ленинградской области, а в 2001 г. была пущена первая ветка Балтийской трубопроводной системы (БТС), построенной "Транснефтью", и Вентспилс перестал использоваться российскими компаниями. Латвийская сторона надеется восстановить экспортный канал, но пока безуспешно. "Мы ведем переговоры с частными владельцами акций Ventspils Nafta, мы заинтересованы в участии в тендере или прямом выкупе казахстанскими нефтегазовыми компаниями государственного пакета акций предприятия, – сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во вторник в Риге на пресс-конференции после переговоров с президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейбергой. – Возможно, наши компании будут работать вместе с российскими нефтегазовыми компаниями, чтобы использовать возможности Вентспилса как в наших интересах, так и в интересах латвийского правительства". По его словам, Казахстан не только заинтересован, но и сможет обеспечить транзит через Латвию в Европу как нефти, так и нефтепродуктов. Кроме того, если покупка состоится, Казахстан намерен построить в Вентспилсе нефтеперерабатывающий завод, заявил президент Назарбаев на встрече с премьер-министром Латвии Айгарсом Калвитисом.
От имени правительства республики, скорее всего, будет действовать госкомпания "КазМунайГаз", сообщил RBC daily ее пресс-секретарь Михаил Дорофеев. По его словам, у холдинга есть планы по покупке нефтеперерабатывающих мощностей "поближе к Европе", и приобретение в Латвии соответствует этой стратегии. Как заявлял ранее бывший министр экономики Казахстана Масат Кабашев (так в тексте – прим. "Номада"), в ближайшее время Казахстан планирует создать собственные портовые нефтетерминалы в Азербайджане, Грузии, Латвии, Литве и Эстонии и развить транспортную систему. Соответствующие переговоры с правительствами этих стран уже ведутся, говорил он.
Латвийские участники рынка очень надеются, что новый владелец сможет восстановить нормальную работу порта. В частности, пресс-секретарь Ventspils Nafta Варпа Гундега в беседе с RBC daily выразила надежду, что со сменой владельца в порт могут вернуться российские компании. В связи с этим аналитик латвийского Hansabank Юрис Янковскис полагает, что акции порта должны в первую очередь заинтересовать российские компании – ведь им будет проще договориться между собой и восстановить нормальную прокачку нефти. По словам Нурсултана Назарбаева, конкуренцию "КазМунайГазу" может составить "Роснефть". Получить комментарий в госхолдинге RBC daily не удалось. В "ЛУКОЙЛе" же RBC daily заявили, что пока не будет объявлена дата торгов, говорить об участии компании в них преждевременно. С "Татнефтью" и ТНК-ВР связаться не удалось, однако ранее их представители говорили RBC daily, что не заинтересованы в покупке акций компании. Не хотят они и возобновления прокачки по нефтепроводу в направлении Вентспилса. Во-первых, этому мешает "политический аспект", а во-вторых, использование Балтийской трубопроводной системы выгоднее: по независимым экспертным оценкам, затраты при доставке тонны нефти через Приморск на 3-5 долл. меньше, чем через Вентспилс.
В связи с этим эксперты расходятся во мнении относительно того, для чего Казахстану в лице "КазМунайГаза" приобретать столь "проблемный" порт. "Казахстанским компаниям придется договариваться с российскими нефтяниками о возобновлении поставок нефти в направлении Вентспилса", – говорит г-н Янковскис. Его коллега из ИК "Совлинк" Николай Саперов отмечает, что здесь примешан и "политический мотив", поэтому восстановить работу трубопровода в сторону Латвии будет достаточно сложно. Однако аналитик напоминает, что нефть в Вентспилс может поставляться и по железной дороге. Эксперт не исключает, что Казахстан приглядывается к Вентспилсу как варианту диверсификации собственных поставок углеводородов. "Казахстан планирует заключить сделки по прокачке собственного сырья через территорию Турции, однако у Турции много претендентов на транзит, и мощностей на всех может не хватить", – полагает аналитик.
По информации RBC daily, акционеры Ventspils Nafta не возражают против возможной покупки акций "КазМунайГазом". А значит, при отсутствии конкурентов со стороны российских компаний к осени Казахстан может стать собственником 58% акций Вентспилского порта – 38,6% он может получить в ходе аукциона, еще 19,4% выкупить у миноритариев. |