Газета.Ru, 1 сентября
Chevron откажется от поддержки строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, если не будет увеличена пропускная мощность Каспийского трубопроводного консорциума. Компания грозит увести нефть в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и строящийся нефтепровод Самсун-Джейхан. В этом случае Россия проиграет и экономически, и политически.
Американская Chevron пытается всеми силами решить проблему расширения транзитной мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Так, президент российского представительства нефтегазовой корпорации Ян МакДональд заявил, что Chevron нет смысла участвовать в проекте строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, если КТК продолжит работать с текущей мощностью.
"Если КТК будет расширен, мы поддержим проект, если не будет расширен и [наша] нефть пойдет по южному маршруту в Баку-Джейхан - не будет необходимости в нефтепроводе Бургас-Александруполис" - сообщил журналистам Ян МакДональд.
Споры вокруг расширения КТК идут уже давно. Участники консорциума не раз заявляли, что текущей мощности в 32 млн тонн нефти в год уже не хватает, однако Россия, которой принадлежат 24% акций консорциума, блокировала предложения о расширении до 67 млн тонн, мотивируя это тем, что установленные тарифы на прокачку нефти не позволяют получать прибыль от эксплуатации трубопровода. В Минпромэнерго ообщили, что вопрос о расширении трубопровода будет обсуждаться в ближайшие два месяца.
Заинтересованность Chevron в увеличении транзита через КТК понятна: как сообщила пресс-секретарь российского представительства компании Ирина Рыбальченко, в конце 2007-го v начале 2008 года на крупнейшем месторождении Казахстана Тенгиз, в котором Chevron принадлежит 50%, добыча нефти выйдет на максимальные показатели. "Предполагается, что в Бургас-Александруполис пойдет два потока нефти: российская - из Новороссийска или, возможно, Одессы, и казахстанская", - говорит Ян МакДональд. Сйчас на месторождении добывается 13 млн тонн нефти в год, однако к 2008 году прогнозируется рост добычи до 26 млн тонн.
В связи с этим компания рассматривает альтернативы КТК, в частности, трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, где Chevron через Unocal принадлежит 8,9%, и строящийся трубопровод Самсун-Джейхан.
Строительство нефтепровода Самсун-Джейхан планируется начать весной 2007 года. Пропускная мощность трубопровода протяженностью 552 км составит 50-70 млн тонн нефти в год, инвестиционная стоимость предварительно установлена в $0,7-1,1 млрд. Проект планируется завершить в 2009 году.
На чьей стороне в этом споре сила, однозначно сказать невозможно. России по силам обойтись без американцев в строительстве нефтепровода Бургас-Александруполис, считают эксперты. "Отказ Chevron от участия в проекте никоим образом не отразится на его реализации, так как в трубопроводе прежде всего заинтересованы российские компании, - убежден Константин Черепанов из Ray, Man & Gor Securities. - У "Роснефти" есть нефтяной терминал в Туапсе, у "ЛУКойла" - нефтеперерабатывающий завод в Бургасе, ТНК-ВР работает на Украине - через черноморские терминалы идет прежде всего российская нефть". Аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров, правда, считает, что в случае отказа западных компаний участвовать в строительстве нефтепровода его пропускную способность придется уменьшить с 50 млн тонн нефти в год до 35 млн тонн нефти. Однако, по мнению Константина Черепанова, российским компания вполне по силам дать дополнительные объемы нефти.
Тем не менее задержки с реализацией нефтепровода Бургас-Александруполис и отсутствие решения по расширению КТК могут сыграть против России, предупреждают аналитики.
"Конкурентом российско-греко-болгарскому проекту стопроцентно будет турецкий Самсун-Джейхан, - предупреждает Валерий Нестеров. - В итоге выиграет Турция, а Россия лишиться как политического влияния на Каспии и в Казахстане, так и экономических выгод от транзита нефти" Но Chevron очень заинтересован в российских проектах, в первую очередь освоении Штокмановского месторождения, так что возможность для переговоров остается. Надеюсь, что Россия и Chevron сумеют договориться", - заключает Валерий Нестеров. |