Елена БУТЫРИНА, "Панорама", 15 сентября
Национальной морской судоходной компании (НМСК) "Казмортрансфлот" грозит банкротство в том случае, если правительство не поддержит ее в вопросах дальнейшего развития отечественного флота, в котором так нуждается государство. Об этом Панораме заявила советник генерального директора "Казмортрансфлота" Гульсима БЕРЖАНОВА.
"К сожалению, в последнее время действия некоторых госорганов и предприятий в отношении нашей компании носят характер давления, в результате которого мы будем вынуждены сначала продать свой флот, а затем, возможно, и вовсе начать процедуру банкротства. Шаги чиновников идут вразрез с провозглашенной правительством стратегией создания мощного казахстанского флота",- сказала она, комментируя ситуацию вокруг "Казмортрансфлота", сложившуюся с начала текущего года и приведшую сразу к нескольким судебным разбирательствам.
Противостояние между "Казмортрансфлотом" и госорганами началось в январе, после того как департамент таможенного контроля по Мангистауской области потребовал от компании погасить задолженность и пени на сумму Т106 млн 567 тыс. по танкеру "Астана" и Т82 млн 679,6 тыс. по танкеру "Алматы". Эти судна были построены в Выборге по заказу "Казмортрансфлота" и недавно доставлены в порт постоянной приписки Актау. По словам г-жи Бержановой, нацкомпания, не согласная с требованием таможенников, с февраля по август пыталась оспорить решение по танкеру "Астана" в разных судебных инстанциях, включая Верховный суд РК, которые признали выплату долга и пени правомерной. Жалоба "Казмортрансфлота" по танкеру "Алматы", поданная около месяца назад в специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области, пока не рассмотрена. Более того, в августе сразу двое судей областного специализированного административного суда при рассмотрении материала департамента таможенного контроля наложили на нацкомпанию штрафы за нарушение сроков уплаты таможенных платежей по танкеру "Астана" в размере Т49 млн 948,1 тыс., а по танкеру "Алматы" - свыше Т39 млн.
Кроме того, как сообщила советник гендиректора, сейчас "Казмортрансфлот" оспаривает в судебном порядке распоряжение Комитета транспортного контроля (КТК) Министерства транспорта и коммуникаций об аннулировании решения, предоставляющего судам "Астана" и "Алматы" временного права плавания под государственным флагом РК и об исключении их из бербоут-чартерного реестра. В августе суд Астаны, куда нацкомпания обратилась с заявлением об отмене соответствующего решения, встал на сторону КТК, и в настоящее время юристы "Казмортрансфлота" готовят апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию.
Нацкомпания не оставляет надежд на то, что споры касательно двух танкеров решатся в ее пользу. "Мы рассчитываем доказать в суде свою правоту",- комментирует г-жа Бержанова.
Она также сообщила, что "Казмортрансфлот" в настоящее время проводит юридические процедуры по защите своих законных прав в отношении трех нефтеналивных причалов, находившихся у него в долгосрочной аренде и переданных летом этого года республиканскому госпредприятию "Актауский международный торговый порт" по решению правительства. Последнее, считает она, выглядит не совсем логичным, учитывая, что в 2001 году Кабмин сам передал новообразованному "Казмортрансфлоту" в имущественный наем сроком на 49 лет причалы №№4, 5 и 9 вместе с расположенными на них оборудованием, коммуникациями, обустройством и неотъемлемыми объектами инфраструктуры. Тогда соответствующее решение вызвало недовольство со стороны порта, получавшего основные доходы как раз от эксплуатации этих объектов. Как бы то ни было, по словам г-жи Бержановой, нацкомпания в июле этого года выполнила постановление правительства, передав порту перечисленные объекты, однако не получила компенсации затрат по реконструкции причалов №4 и №5 и в результате понесла убытки в размере Т852 млн 607,2 тыс. Советник гендиректора сказала, что в настоящее время Актауский порт отказывается от добровольной компенсации этой суммы, тогда как по условиям договора имущественного найма в случае расторжения данного документа он обязан в течение первых десяти лет вернуть соответствующие затраты. Напомним, что для реконструкции причалов "Казмортрансфлотом" был привлечен пятилетний заем в сумме $5 млн, а в качестве его обеспечения были представлены контракты на перевалку нефти.
Как сообщила г-жа Бержанова, недавно в ситуацию вмешалась Генеральная прокуратура, которая в своем письме в адрес "Казмортрансфлота" указала на несоответствие требованиям действующего законодательства приказа Минтранскома, по которому произошло расторжение договора имущественного найма причалов и расположенных на них объектов.
Почти одновременно с мая этого года "Казмортрансфлот" тщетно пытается отстоять в судах различных уровней права на объекты, расположенные на причалах №4 и №5 и закрепленные решением Актауского горсуда за частным ТОО "Артис Оверсис С.А. Казахстан". По некоторым данным, это предприятие является дочерней структурой компании "Мобилекс", также являющейся заказчиком Выборгской судоверфи.
В "Казмортрансфлоте" говорят, что причалы для компании - это источник погашения кредитов и возможность максимально быстро и эффективно загрузить нефтью собственные суда. По подсчетам специалистов, для планового развития казахстанского морского транспорта необходимы вложения в размере $350-400 млн. Строительство только одного танкера дедвейтом 12 тыс. тонн обходится приблизительно в $20 млн. Между тем правительство отклонило заявки компании на финансирование создания танкеров из госбюджета и на предоставление правительственных гарантий под займы.
"Казахстан - единственное каспийское государство, которое не оказывает помощи своим же судоходным компаниям",- возмущается г-жа Бержанова. По ее словам, каспийские соседи стремятся частично закрепить грузовую базу за национальным морским перевозчиком, разместить госзаказ на внешнеторговые морские перевозки стратегических товаров и товаров для госнужд, создать для своих оптимальную налоговую, таможенную и тарифную политики, благоприятный правовой режим. Так, если в казахстанском порту для всех входящих судов установлен единый тариф - $12,5 тыс., то другие каспийские порты для "своих" компаний установили "входные", которые в несколько раз меньше, чем для "чужих", а суда Ирана вовсе освобождены от уплаты сборов в портах этой страны. Танкеры "Казмортрансфлота" при заходе в порт Баку оплачивают $14 тыс., тогда как для танкера "Гейдар Алиев" азербайджанского морского пароходства КАСПАР с аналогичной грузоподъемностью тариф равен $5,5 тыс. "Это стратегия, реализуемая на уровне государственной политики", - отметила г-жа Бержанова.
По ее словам, такой патриотизм имеет четкое экономическое выражение: сэкономленные на тарифах деньги позволяют компаниям укреплять свое положение. КАСПАР, имеющий 73 судна, подавляющее большинство которых - советское наследство, в 2004-2005 году осуществил строительство трех танкеров дедвейтом 13 800 тонн и планирует в 2006 году построить дополнительно два судна. Махачкалинское пароходство, имеющее в собственности четыре танкера дедвейтом 6 тыс. тонн, заказало еще два танкера. Завидное в сравнении с "Казмортрансфлотом" положение у "Волготанкера", являющегося крупнейшим владельцем судов класса "река-море", эксплуатирующихся на Волго-Донской речной и канальной системе и в Каспийском море, а также нескольких судостроительных и судоремонтных заводов и множества вспомогательных предприятий вдоль Волги. Иранская Palmali Shipping в течение последних шести лет построила современный торговый флот общим водоизмещением около 100 тыс. тонн.
По информации "Казмортрансфлота", объем транспортировки нефти через Каспий на открытых компанией маршрутах Актау - Махачкала, Актау - Баку и Актау - Нека ежегодно растет. Так, если в 2001 году он составлял всего 200 тыс. тонн, то в 2002 году достиг 3,2 млн тонн, в 2003 году - 2,6 млн тонн, в 2004 году - 4,1 млн тонн, в 2005 году - 4,6 млн тонн. За 2002-2005 годы в государственный бюджет нацкомпанией в виде налогов и других обязательных платежей было уплачено более Т2,3 млрд, в том числе в 2002 году - Т635,8 млн, в 2003 году - Т224,3 млн, в 2004 году - Т625 млн, в 2005 году - Т822 млн.
Учредителями НМСК "Казмортрансфлот" в равных долях являются Минтранском и национальная нефтегазовая компания "КазМунайГаз". |