NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 05:53 ast
03:53 msk

Прозрачность тарифа и вехи реформ
Сейчас АРЕМ вплотную подошел к новому этапу: полномочия ведомства постепенно расширяются, а тарифное поле ставится в более жесткие затратные рамки
18.09.2006 / экономика

Светлана АНТОНЧЕВА, "Казахстанская правда", 15 сентября

Если раньше страсти вокруг монополистских запросов кипели перед "рубежными" апрелем и октябрем, то сейчас заявки рассматриваются и утверждаются круглый год. Соответственно работа тарифного контролера - Агентства РК по регулированию естественных монополий - не утихает ни на минуту: бесконечные публичные слушания, проверки и, наконец, утверждение "судьбоносных" для потребительских кошельков коммунальных ставок. Сейчас АРЕМ вплотную подошел к новому этапу: полномочия ведомства постепенно расширяются, а тарифное поле ставится в более жесткие затратные рамки. На вопросы корреспондента "КП" о плодах реформ и изменениях законодательства в преддверии юбилея антимонопольных органов ответил председатель агентства Бахытжан САГИНТАЕВ.

- Бахытжан Абдирович, процесс реформирования антимонопольных органов растянулся на 15 лет и, похоже, еще не закончен... Как это сказывается на эффективности работы?

- Действительно, наш государственный орган все время подвергается структурной реформе: то он становится агентством, то его делают комитетом, передают в ведение министерства, то приплюсовывают дополнительные функции, то подчиняют Администрации Президента...

Все преобразования проходили 13 раз, то есть почти каждый год АРЕМ лихорадило. Благо что это не повлияло на основную работу агентства: никаких сбоев не было. Надо отметить, что при постоянном поиске оптимальной структуры ни разу не проходила институциональная реформа, и я считаю, что настало время пересмотреть и внутреннее содержание. Глава государства в своем выступлении на открытии третьей сессии Парламента первого сентября четко сказал, что надо, наконец, разобраться со статусом и полномочиями агентств, которые не входят в состав Правительства. Речь шла и об АРЕМе. Сегодня наш орган называется Агентство РК по регулированию естественных монополий, но если серьезно задуматься: что мы регулируем? Какие у нас полномочия? Одни тарифы... Тогда, может быть, лучше назвать нас Агентством по тарифам. В западных странах подобные ведомства вообще называются регулирующими комиссиями, и в их ведение входят все вопросы регулирования субъектов естественной монополии (СЕМ).

Я уверен, что осуществление всех функций, связанных с тарифами, и принятие решений, влияющих на рост коммунальных цен, должны входить в полномочия единого регулятора. Сейчас же многие компоненты, которые составляют основу тарифа, рассматриваются в других госорганах, а мы, словно статисты, вынуждены, за отсутствием полномочий, собирать, объединять данные, выводить какие-то цифры. То есть сегодня АРЕМ не в полной мере влияет на величину затрат монополистов. Возможно, в будущем ситуация изменится. Кстати, в этом направлении уже сделан первый шаг: так, с июля 2006 года агентству передано право утверждения нормативно-технических потерь для субъектов естественных монополий. Раньше они находились в ведении отраслевых министерств и, надо честно признаться, утверждались по совершенно непонятной схеме. Но теперь сам процесс утверждения будет публичным. Первые плоды уже есть: при рассмотрении заявки АО "Алматы Пауэр Консолидэйтед" мы совместно с экспертами снизили потери по электроэнергии и теплу на 2,4 миллиарда тенге. Эту сумму раньше переплачивали потребители. И такая работа будет вестись в Казахстане повсеместно.

- С сентября 2004 года функции по защите конкуренции переданы в Министерство индустрии и торговли, где образован соответствующий комитет...

- Это сделано опять-таки в рамках поиска... Давно и полным ходом идет реформа в инфраструктурных отраслях: на железной дороге, в сфере телекоммуникаций, в энергетике, - их отдельные элементы инфраструктуры, которые могут эффективно развиваться в конкурентной среде, передаются в рынок. Исходя из этого, все понятно: конкурентную политику должен курировать один орган, естественные монополии - другой. Вопрос в том, что благоприятная рыночная среда, при которой можно "отпустить" цены, еще не сложилась, и АРЕМ сейчас утверждает лишь промежуточный тариф для монополистов, но есть еще конечный тариф для потребителя, который определяет Комитет по защите конкуренции. Получается своего рода "круговая порука": растет тариф сетевых компаний - увеличивается конечный - "поспевают" расходы. Мы иногда даже не знаем, что некоторые звенья этой цепи пошли в рост, потому что нет скоординированной работы с КЗК. А страдает-то бюджет отдельных семей... Я полагаю, что решение о таком вот разделении тарифных "обязанностей" было неверным: за ставки компаний, будь то крупные субъекты - доминанты или СЕМ, все-таки должно отвечать одно ведомство, то есть наше агентство. А КЗК должен следить за концентрацией рынка, развитием конкуренции и антитрастовыми соглашениями.

...Приведу показательный пример: в республике уже около восьмисот компаний получили лицензии на осуществление деятельности, связанной со снабжением электроэнергией, но фактически на сегодняшний день рынок поделен на секторы, и в каждом из них сидит "доминант", который и диктует свои условия.

- То есть вы хотите сказать, что не приветствуете конкуренцию?

- Почему же... Я за конкуренцию. Но считаю, что не должно быть квазиконкуренции. В связи с проводимыми реформами в инфраструктурных отраслях сфера естественных монополий постепенно сужается. И будет сужаться. В отрасли телекоммуникаций тарифная доля агентства стремительно падает. Мы регулируем тарифы лишь части услуг железной дороги и менее чем сорок процентов - в электроэнергетике. Сейчас, с переходом всех СЕМ, которые ранее были в ведении местных исполнительных органов, в Государственном регистре находятся свыше 900 монополистов, предоставляющих более тысячи услуг.

- А насколько обоснованна такая концентрация "в центре"?

- Большинство субъектов естественных монополий на местах - государственные коммунальные предприятия, то есть они являются собственностью местных исполнительных органов. Это парадоксальная ситуация, когда регулятивный орган должен, с одной стороны, не допускать роста тарифов, а с другой, как собственник, - заинтересован в их повышении. Нередкими были факты лоббирования монополистических интересов со стороны местных властей, что при неблагоприятном раскладе могло усилить инфляцию. Так что передача регулирующих функций АРЕМу и его управлениям, упразднение соответствующих структурных подразделений акиматов - вполне логичное и правильное следствие, закрепленное законом о естественных монополиях.

- С чем была связана необходимость внесения других изменений и дополнений в действующее антимонопольное законодательство?

- В Послании Главы государства от первого марта текущего года было сказано о реформировании антимонопольного законодательства. Перед нами был поставлен ряд задач по совершенствованию всей системы регулирования деятельности в сфере естественных монополий. Изменения были в срочном порядке разработаны и внесены в закон. В первую очередь было введено понятие "стратегические товары" - уголь, мазут, электрическая энергия... В затратной части тарифов теплостанций топливная составляющая зачастую превышает 60 процентов! Малейшее изменение стоимости угля или газа приводит к увеличению тарифа, "помогают" удорожанию действия посредников, накручивающих цены, и это при том, что среди поставщиков нет ни одного ресурсодержателя. Например, только по АО "Астанаэнергосервис" будет экономиться более двухсот миллионов тенге, если дилер уйдет в сторону. И эти деньги спокойно можно направлять на ремонтные работы. Сегодня в закон внесена норма, обязывающая СЕМ закупать товары стратегического значения у первоисточников, по их ценам, без посредников.

Все тарифы сейчас проводятся через публичные слушания и общественную экспертизу. "Коммерческой тайны" касательно них больше нет. То есть любой житель республики может свободно узнать, за что и сколько он платит. Среди других нововведений - норма об обеспечении всех потребителей приборами учета регулируемых коммунальных услуг в срок до первого января 2009 года.

- И как продвигается установка счетчиков?

- К сожалению, пока не очень активно. По состоянию на первое июня этого года обеспеченность индивидуальными приборами учета по воде составляла менее 50 процентов. Однако есть внушающий оптимизм пример по городу Шымкенту, где компания-монополист осуществила практически стопроцентную установку счетчиков. Сегодня это повсеместно и обязательно. Плата за приобретение и установку счетчика будет осуществляться отдельным "тарифом", в рассрочку. Но не думаю, что сумма будет слишком обременительной. Если же потребитель не желает приобретать счетчик у монополиста, он может купить его сам.

- В столице уже был прецедент, когда компания "Астанаэнергосервис" установила приборы общедомового учета, жители города постепенно возвращали за них средства монополисту, но спустя какое-то время счетчики сняли якобы на поверку, и поминай, как звали...

- СЕМ и раньше, согласно законодательству, должны были устанавливать приборы учета, но когда потребители обращались к монополистам, им зачастую отвечали: "Да, это можно, но денег пока нет". Либо все-таки шли навстречу, а потом наблюдали за результатами "до и после": естественно, оплата по показаниям счетчиков оказывалась не в пользу компании - объемы-то падают. Понятно, почему их "сняли на поверку" и благополучно сдали на хранение. Сейчас в законе мы поставили четкие условия: приборам учета - быть. И АРЕМ будет контролировать их установку. Уверяю, что подобная история больше не повторится.

- Какие меры сейчас принимает агентство для недопущения роста тарифов? И что же ждать потребителям осенью и зимой?

- Заявки от монополистов приходят ежемесячно... Совсем недавно мы утвердили с повышением на 12-15 процентов ставки АО "Алматы Пауэр Консолидэйтед" (разумеется, компания просила больше). В Южном Казахстане возрастет плата за тепловую энергию, причем за обоснование была взята лишь одна статья затрат - топливная составляющая. Только удорожание газа дало 18 процентов плюс! Раньше для организаций, которые поставляют газ для населения, тариф на транспортировку по магистральным трубопроводам составлял 171 тенге за тысячу "кубов", а для тепловых станций, - 420. Мы уравняли этот тариф, и сегодня и для тех, и для других он не превышает 171 тенге за тысячу "кубов". Это существенно снизило влияние цены топлива на тариф. Кроме того, в городе Актау подешевеет тепловая энергия, но подорожает транспортировка питьевой воды... Перемены, как в сторону повышения, так и понижения, коснутся и других регионов: Кызылординской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской областей... Как я уже говорил, конечный тариф на электроэнергию и газ определяет КЗК.

Что же касается принимаемых мер, АРЕМ ежегодно ведет контроль над исполнением тарифных смет, и в 2006 году мы ввели около 40 временных компенсирующих ставок и вернули значительные суммы населению. Бывают случаи, когда из-за этого с нами судятся монополисты, но агентство пока не проиграло ни один процесс. Конечно же, это далеко не все. ...До конца года у нас запланировано 13 проверок. Об их результатах общественность будет обязательно оповещена.

- Вы намерены и дальше бороться за расширение полномочий АРЕМа?

- Мы не боремся, а лишь стремимся к тому, чтобы система работала эффективно. Ведь иначе реструктуризация отраслей естественных монополий особенно путем вертикального разделения крупнейших компаний при отсутствии сильного регулятора может оказаться весьма опасной и не достичь не только цели стимулирования конкуренции, но и повышения производственной эффективности и конкурентоспособности.

Сегодня мы активно работаем над совершенствованием законодательства. Уже ведется разработка специальной методики, помогающей смоделировать, каким образом повлияет изменение ставок на ценовую ситуацию в целом. Естественно, что рост тарифов по магистральной железнодорожной сети в последующем приведет к увеличению стоимости пассажирских и грузовых перевозок. И все эти взаимосвязи надо отслеживать. Новая методика начнет применяться на практике уже в следующем году.

...Нужно также определиться с влиянием на инфляцию каждого сектора - тарифов субъектов естественных монополий, доминантов на рынке, стоимости платных услуг. Например, сегодня, если взять потребительскую корзину, то доля услуг естественной монополии в ней составляет всего девять процентов, но население пока понимает только те цифры, которые видит в квитанциях... Мы же стараемся все объяснять, регулярно проводим форумы, выезжаем в регионы. АРЕМ открыт для любых вопросов и любой критики.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Кайрат Келимбетов: Настало время масштабных проектов 29.09.2006
Закрылась книга заявок в рамках IPO акций АО "РД КМГ" 29.09.2006
За два года бюджет Алматы возрос в 2 раза 29.09.2006
Фондом "Казына" разработан комплекс мер по повышению эффективности использования бюджетных средств 28.09.2006
Главный исполнительный директор "Казахмыса" покидает компанию и продает свои акции 28.09.2006
Одно другому не мешает 28.09.2006
Газпром и Казахстан создают совместное предприятие на базе перерабатывающих мощностей Оренбургского газоперерабатывающего завода 28.09.2006
Бум внешних заимствований частным сектором в Казахстане и РФ может негативно сказаться на развитии национальных экономик 28.09.2006
На легализацию имущества поступило более 104 тысяч заявлений 28.09.2006
Объем инвестиций в основной капитал по городу Алматы к концу 2009 года увеличится почти в полтора раза 27.09.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz