Алена Беляева, "Известия-Казахстан", 1 ноября
Компания "Казжелдортранс" попала в яму, вырытую собственноручно. Игнорирование антимонопольного законодательства обойдется АО в 350 миллионов тенге.
Комитет по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли огласил результаты последней проверки. В поле зрения инспекторов оказалась компания "Казжелдортранс", которая, как выяснилось, устанавливала разные тарифы за аренду вагонов. По словам председателя комитета Алиакпара Матишева, за один вагон, взятый напрокат, грузоотправителям приходилось платить от 2 300 до 7 900 тенге за сутки. Вероятно, решающую роль в формировании цен на услуги предприятия сыграли "родственные" связи.
– Вагоны по минимальной цене получала только нацкомпания "Казахстан темир жолы". Все остальные предприятия – от трех тысяч тенге и выше. Мы выявили, что компания, злоупотребляя своим доминирующим положением, предоставляла неравные условия субъектам рынка. А это является прямым нарушением антимонопольного законодательства, – заявил глава ведомства.
Монополист прекрасно знал, что клиентов у него не убавится. Поскольку без вагонов грузоотправителям никак не обойтись, то 83 предприятия, не задавая лишних вопросов, отдавали немалые деньги за перевозку. Действительная стоимость аренды одного вагона, согласно данным экспертизы, составляла 2200 тенге в сутки. Как только инспектора обнаружили несоответствия, то сразу вынесли руководству АО "Казжелдортранс" предписание с требованием устранить нарушения. Ответных действий монополист не предпринял, в итоге Комитет по защите конкуренции отправил бумаги в суд. Только с решением Верховного суда дела сдвинулось с места. Компанию обязали возместить ущерб потребителям и установить единые тарифы на услуги.
В свою очередь, первый вице-президент АО "Казжелдортранс" Мират Сагдиев сообщил, что более 240 миллионов тенге предприятие уже вернуло своим клиентам. Оставшуюся часть денег "Казжелдортранс" выплатит до конца текущей недели. На вопрос, по какому принципу устанавливались тарифы для арендаторов вагонов, руководство пояснило:
– Цены определялись на тендерной основе, поэтому были разными. В перечне наших клиентов в основном состоят предприятия, перерабатывающие вторичное сырье, то есть перевозящие металлолом.
При этом Мират Сагдиев заметил, что АО "Казжелдортранс" – дочерняя компания АО "НК "КТЖ" – не является монополистом. На балансе предприятия насчитывается 56 тысяч единиц подвижного состава. Причем вагонный парк, доставшийся АО в наследство после реструктуризации, изношен на 70 процентов, а посему 40 тысяч вагонов можно считать рабочими. На долю частных владельцев приходится более тридцати тысяч вагонов.
Интересно, что в прошлом году Комитет по защите конкуренции проверял деятельность "Казжелдортранс" в части соблюдения антимонопольного законодательства в сфере оборота грузовых железнодорожных перевозок. Тогда ничего крамольного инспекторы не обнаружили. Между тем председатель Комитета по защите конкуренции Алиакпар Матишев упомянул о том, что его ведомство подводит итоги еще одного ряда проверок. На этот раз оппонентами КЗК выступают крупные энергетические, телекоммуникационные и нефтегазовые компании. Объемы штрафных взысканий, а также суммы компенсаций здесь уже исчисляются миллиардами тенге. Вот почему расследование затянулось. В ближайшее время глава комитета обещал обнародовать результаты инспекторской проверки крупнейшего оператора сотовой связи Казахстана – компании "K-cell". |