Николай Кадюков, заместитель председателя Комитета госимущества и приватизации МФ РК, "Казахстанская правда", 4 ноября
В Стратегии "Казахстан-2030" одной из ключевых задач государства определено создание эффективной структуры государственного управления. Это предполагает, что для каждого уровня должны быть четко определены полномочия, задачи и функции, источники финансирования. В рамках административно-бюджетной реформы, начатой в конце 90-х годов, в республике разграничены полномочия между республиканскими и областными уровнями госуправления. Часть несвойственных для государства функций передана в частный сектор, уточнен круг вопросов, решаемых госучреждениями и организациями, оказывающими услуги госсектору.
С принятием Закона РК от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении в РК" урегулированы вопросы закрепления за каждым уровнем власти полномочий и ответственности по осуществлению государственных функций, а также их упорядочению. В целом основы системы государственного управления построены. Согласно закону, местное госуправление - это деятельность, осуществляемая местными представительными (маслихатами) и исполнительными органами (акиматами) в целях проведения государственной политики на соответствующей территории и ее развития в пределах компетенции, определенной законодательными актами. Экономической и финансовой основой деятельности местного госуправления являются: местный бюджет, имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами, а также иное имущество, находящееся в коммунальной собственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Одновременно с административной реформой активно совершенствовалась бюджетная система. В апреле 2004 года принят Бюджетный кодекс, в котором определены новые принципы бюджетной системы, направленные на ее устойчивость и стабильность, обеспечение всех уровней госуправления достаточными финансовыми ресурсами, усиление самостоятельности каждого уровня управления, а также на стимулирование проведения эффективной бюджетной политики. В Бюджетном кодексе закреплен принцип самостоятельности бюджетов: установление стабильного распределения поступлений и направлений расходования, право всех уровней госуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Также недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов в вышестоящий бюджет, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом, и недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей компенсации. Определены принципы межбюджетных отношений, формы официальных трансфертов, источники доходов республиканского бюджета, бюджетов областей, города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения). Кроме того, с целью обеспечения финансовой устойчивости всех уровней бюджетов в Бюджетном кодексе четко распределены полномочия уровней бюджетов по их доходной и расходной части.
Меры направлены на предоставление большей самостоятельности местным органам госуправления и обеспечение их необходимыми ресурсами. Недостаточная самостоятельность, ограниченность в ресурсах и, следовательно, в принятии решений нижестоящими органами местного госуправления (районным, городским уровнем власти), непосредственно отражается на эффективности реализации в целом государственных функций.
В то же время, если в предоставлении независимости бюджетов произошли значительные сдвиги, то же самое нельзя сказать о разграничении имущества коммунальной собственности по уровням местного госуправления. Хотя вопросы владения коммунальной собственностью являются ключевыми для местных органов госуправления. Ведь наряду с бюджетом, коммунальная собственность является основой деятельности для всех уровней местного госуправления.
Бюджетным кодексом, Законом "О местном государственном управлении" определены полномочия и источники финансирования деятельности органов местного госуправления. Для обеспечения полноценной реализации этих полномочий, направленных на принятие акиматами районов (городов областного значения) самостоятельного решения по вопросам местного значения, требуется наделение их необходимым имуществом. Вместе с тем на сегодня нет установленного законодательством порядка деления коммунальной собственности на областную и районную.
В Послании от первого марта 2006 года Глава государства поручил Правительству создать ясную и прозрачную систему управления активами государства. Одной из приоритетных задач при этом обозначил проведение инвентаризации госимущества.
Правительство совместно с местными исполнительными органами определяет сферы, в которых должны функционировать госпредприятия, учреждения и организации, контрольные пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству. Идет также работа по инвентаризации их имущества с целью определения состава имущества, необходимого для реализации возложенных на них задач.
По результатам в первом квартале 2007 года Правительством будут утверждены перечни имущества, необходимого для выполнения государственных функций, закрепленных за органами государственного управления и государственными учреждениями; имущества, закрепленного за казенными предприятиями с целью оказания ими социально значимых услуг; объектов государственной собственности, подлежащих передаче социально-предпринимательским корпорациям; акций и долей участия акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, созданных для выполнения задач, предусмотренных программными документами; акций и долей участия акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, переданных и планируемых к передаче в АО "Холдинг "Самрук"; акций и долей участия акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, переданных и планируемых к передаче в АО "Казына"; объектов государственной собственности, планируемых к передаче в аграрный холдинг; имущества, подлежащего передаче в конкурентную среду. После того местным исполнительным органам надлежит определиться с перечнем имущества, подлежащего передаче нижестоящим уровням госуправления (акиматам районов или городов областного значения). Реализация названных мер затрагивает систему функционирования госуправления в целом, почему и требует последовательного, систематического подхода в принятии решений, в том числе по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство РК. |