Василий Блюм, еженедельник "Бизнес Путеводитель"
Мировым перевозчикам до 2025 года потребуется 22,7 тыс. новых грузовых и пассажирских самолетов общей стоимостью $2,6 трлн, говорится в прогнозе развития мировой индустрии воздушных перевозок, подготовленном крупнейшим самолетостроительным концерном Airbus. При этом, по сравнению с прогнозом концерна двухлетней давности, потребность возросла на 31,2%. По мнению экспертов это объясняется ожидаемым существенным ростом пассажирских перевозок, ужесточению требований к их экологичности и растущей потребностью авиакомпаний в новых топливоэффективных самолетах. Самым быстрорастущим рынком эксперты называют Азиатско-Тихоокеанский регион. По данным Airbus Азиатско-тихоокеанский регион займет треть мирового рынка перевозок в 2025 году. О текущей ситуации на казахстанском рынке авиаперевозок, а также о деятельности компании в частности в интервью "Бизнес Путеводителю" рассказал президент авиакомпании АО "Эйр Астана" Питер Фостер.
- Каков объем рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок (по вашим оценкам) в РК и каков ежегодный темп роста этого рынка? Какова доля рынка Air Astana?
- По нашим прогнозам в 2006 г. совокупный рынок пассажирских авиаперевозок составит 2 600 000 пассажиров в год. При этом доля рынка АО "Эйр Астана" составит 74% на внутренних направлениях по Казахстану и 35% - на международных.
- Как на Ваш взгляд будут развиваться рынки грузовых и пассажирских авиаперевозок?
- Эйр Астана прогнозирует, что объем пассажирских перевозок авиакомпании по внутренним направлениям вырастет с 757 798 тысяч пассажиров в 2005 г. до 2,4 – 2,6 миллионов пассажиров в 2015 г. А по международным направлениям - с 390 825 пассажиров в 2005 г до 1,1 – 1,8 миллиона пассажиров в 2015 г. Таким образом, темп роста пассажиропотока на рейсах авиакомпании Эйр Астана ожидается на уровне 14-16% в год.
- Правительство Казахстана планирует создание региональной авиакомпании. Каково Ваше отношение к данному решению? Действительно ли сегодня в Казахстане необходима еще одна авиакомпания?
- Мы положительно относимся к новому этапу своего развития и появлению нового конкурента на рынке внутренних авиаперевозок. Десятилетний стратегический план развития АО "Эйр Астана", разработанный в конце 2005 года, ставит перед собой 2 основные задачи: расширение авиапарка и непрерывное улучшение услуг, предоставляемых пассажирам, при строгом соблюдения основополагающего принципа деятельности Эйр Астаны – обеспечение безопасности выполнения полетов. На данный момент корректировка или изменение планов относительно географии полетов с учетом появления новой авиакомпании не производилась.
- Способен ли авиапарк компании Эйр Астана удовлетворить потребности внутреннего рынка?
- Средний коэффициент загрузки на рейсах авиакомпании Эйр Астана с начала 2006 года по настоящий момент составляет 70%. По мере роста спроса на авиаперевозки компания наращивает частоту выполнения регулярных рейсов.
И в целях удовлетворения растущего спроса к ноябрю 2006 года мы ввели дополнительные частоты и увеличили провозные емкости на таких направлениях как: Алматы – Астана (с 29-ти до 34-х раз в неделю), Алматы-Актау (с 6-ти до 8-ми раз в неделю), Алматы-Атырау (с 6-ти до 9-ти раз в неделю), Астана-Атырау-Актау (увеличение провозной емкости с 50-ти кресел до 148, посредством замены ВС типа Фоккер-50 реактивным воздушным судном), Алматы-Усть-Каменогорск-Алматы (увеличение провозной емкости с 50-ти кресел до 114, посредством замены ВС типа Фоккер-50 реактивным воздушным судном) и по многим другим направлениям.
Увеличены также частоты по социально-значимым направлением (Астана-Костанай-Астана; Астана-Семипалатинск-Астана; Астана-Тараз-Астана; Астана-Жезказган-Астана и др.)
Кроме того увеличены частоты и по международным направлениям.
С начала этого года компания открыла новые маршруты:
1. Алматы-Караганда-Алматы с частотой 7 раз в неделю
2. Атырау-Стамбул-Атырау с частотой 3 раза в неделю.
3. С конца октября этого года рейс Алматы-Бангкок, являющийся на данный момент сезонным, станет регулярным и будет выполняться в течение всего года.
4. Астана-Палодар-Астана - соц-значимый маршрут, с частотой выполнения 3 раза в неделю
По нашим прогнозам, реализация планов авиакомпании по расширению авиапарка позволит удовлетворить растущий спрос пассажиров в будущем. Так, в этом году в операционный лизинг были взяты 4 воздушных судна: 3 Airbus А320 и 1 Боинг-757-200 (авиапарк увеличился с 11 самолетов до 15 единиц западной техники). А к концу 2014 года планируется увеличение авиапарка Эйр Астаны до 34 воздушных судов.
- С какими основными проблемами компания сталкивается на казахстанском рынке авиаперевозок? Каковы пути решения данных проблем?
- Одна из самых серьезных проблем казахстанского рынка гражданской авиации - недостаток квалифицированных кадров (от летчиков и техников до обслуживающего персонала и менеджеров в аэропортах), которые могут работать в рамках западных стандартов. В настоящее время "Эйр-Астана" активно обучает и переобучает летчиков, а также технический персонал в сертифицированных тренинг центрах за рубежом. Кроме того, наблюдается постоянный рост стоимости на услуги аэропортов и авиационного керосина. За последние 3 года стоимость топлива увеличилась более чем в 3 раза. При этом "Эйр-Астана" не повышает стоимость авиабилетов, и покрывает издержки за счет оптимизации процессов управления авиакомпанией.
- Расскажите, пожалуйста, какими критериями Вы определяете качество услуг авиакомпании?
- В авиакомпании действует определенная система мониторинга качества работы сотрудников и услуг, предоставляемых пассажирам. Одним из важных методов мониторинга услуг является, безусловно, обратная связь с нашими клиентами. Мы регулярно проводим опрос пассажиров на борту. Результаты данного опроса анализируются специалистами авиакомпании и в соответствии с ними вносятся необходимые корректировки или изменения.
- Какие направления, сегодня наиболее востребованы и какие убыточны?
- На данный момент авиакомпания Эйр Астана обслуживает 24 внутренних и 17 международных маршрутов. Эйр Астана является коммерческим предприятием. При этом, помимо рентабельных маршрутов, авиакомпания также выполняет и социально-значимые, не приносящие никакой прибыли рейсы. Так, маршруты, выполняемые в рамках программы государственного субсидирования, связывающие Астану с регионами, являются для авиакомпании Эйр Астана убыточными. Но в целом, Эйр Астана является финансово стабильным и прибыльным предприятием.
Что касается ближайших планов по маршрутной сети авиакомпании Эйр Астана, на 2007 год мы ставим задачу в основном по наращиванию частот и увеличению провозных емкостей на уже обслуживаемых направлениях, а также рассматриваем возможность открытия двух – трех новых маршрутов.
- Какие самолеты намерена приобретать компания в будущем и есть ли в этом списке российские производители?
- Авиакомпания имеет достаточно амбициозные планы развития. В 2007 году планируется привлечение четырех воздушных судов: Эрбас А320 и А321, а также двух широкофюзеляжных самолетов Боинг-767. К 2015 году авиапарк Эйр Астаны будет насчитывать 34 воздушных судна. На данный момент возможность приобретения самолетов российского производства не рассматривается, т.к. авиакомпания ориентирована на западные стандарты EASA (Европейская Ассоциация по авиационной безопасности).
- Насколько удачен для Вас завершающийся год?
- 2006 год для АО "Эйр Астана" стал успешным началом реализации стратегического плана развития авиакомпании. За этот год авиапарк Эйр Астаны увеличился на четыре самолета: три Эрбас A320 и один Боинг-757-200, достигнув 15-ти единиц западной техники. Это позволило увеличить частоту выполняемых рейсов практически по всей маршрутной сети авиакомпании, на некоторых внутренних маршрутах заменить турбовинтовые Фоккер-50 реактивным воздушным судном Боинг-737. Кроме того, в этом году Эйр Астана открыла 3 новых маршрута: Алматы - Карагандой, Астана – Павлодар и Атырау - Стамбул. А сезонный рейс Алматы-Бангкок с октября стал регулярным. |