"Нефть России", 18 января
Казахстан заявляет о готовности стран-участников Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) расширить трубопровод втрое. Однако Россия не согласна с этим решением, что, возможно, приведет к ее выходу из проекта.
Доли участия стран в трубопроводе КТК распределяются следующим образом: Россия – 24%, Казахстан – 19%, Султанат Оман – 7%. Кроме того, в проекте участвуют компании: Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, СП Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Agip International (N.A.) N.V. – 2%, BG Overseas Holding Limited – 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.
Нефтепровод Тенгиз–Новороссийск все-таки будет расширен. Об этом заявил министр энергетики Казахстана Бактыкожа Измухамбетов. По его словам, участники Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), в который входят акционеры нефтепровода, практически согласовали условия его расширения до проектной мощности, которая теперь будет составлять 67 млн тонн нефти в год (сейчас мощность составляет 22 млн тонн). "На данный момент акционерами КТК согласованы почти все условия реализации расширения трубопровода, и остались лишь небольшие вопросы, которые мы должны решить в рабочем порядке в ближайшее время", – утверждает Измухамбетов.
Нефтепровод КТК имеет общую протяженность 1580 км и соединяет месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Нефть в "трубу" идет в основном с Тенгизского месторождения в Казахстане. Проект расширения трубопровода подразумевает строительство десяти дополнительных перекачивающих станций, а также увеличение существующих нефтяных резервуаров, с тем, чтобы они позволяли хранить дополнительные 480 тыс тонн нефти. Кроме того, предполагается возведение третьего по счету причального устройства на Черном море. Учитывая тот факт, что строительство первой очереди нефтепровода обошлось в 2,6 млрд долл., расширение до 67 млн тонн потребует инвестиций порядка 4–6 млрд.
Соглашение об увеличении мощности нефтепровода было достигнуто еще в апреле прошлого года, когда в Россию с визитом прибыл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Однако в дальнейшем идея не получила развития, так как российская сторона высказывала сомнения в целесообразности выведения трубопровода на проектную мощность.
С точки зрения российских властей проект расширения был нерентабельным и схема его финансирования не была экономически эффективна.
Несмотря на заявление казахстанского министра, аналитики и сейчас считают, что согласиться на увеличение мощности КТК России было бы экономически невыгодно. "Это было бы не совсем правильно, – говорит эксперт брокерского дома "Открытие" Наталья Мильчакова. – Решение участвовать в КТК России практически навязали – в то время, когда она согласилась стать акционером нефтепровода, она была слишком слаба, чтобы участвовать в подобных проектах на выгодных для себя условиях".
Проблема заключается в том, что, поступая в Новороссийск, казахстанская нефть не попадает к конечному потребителю или экспортеру.
"Новороссийск – это перевалочный пункт, а дальше нефть все равно грузится в танкеры и отбывает дальше, – поясняет Мильчакова. – Вследствие чего себестоимость нефти поднимается".
Сейчас российскому правительству стоит сосредоточиться на более значимых и выгодных проектах трубопроводов, которые позволят нефти сразу попадать к конечному потребителю. "В первую очередь это Бургас-Александропулис и ВСТО, а также газопровод "Голубой поток, – рассказывает аналитик. – Так что вполне логично, что российские власти отдают предпочтение этим проектам и именно туда направляют средства".
Пока официально Минпромэнерго не комментирует заявление казахской стороны. Поэтому прогнозировать ситуацию трудно. Россия не сможет заставить остальных акционеров не расширять трубу, но нам никто не запрещал вообще выйти из проекта. По прогнозам аналитиков, Россия откажется от предложения партнеров и продаст свою долю, - пигшет "Газета.ру". |