Олег МИТЯЕВ, "Финансовые известия", 6 февраля
Председатель совета директоров крупнейшей южнокорейской автомобильной компании Hyundai Motor Чон Мон Гу пострадал из-за свойственной местным компаниям семейственности. Он создал "черную кассу" почти в $100 млн., большую часть из которой потратил на себя и своего сына, а остальное на подкуп чиновников. Более того, для собственной выгоды и в интересах своего наследника он заключил сомнительные сделки, принесшие автомобильной корпорации убытки в размере более $220 млн. Любопытно, что наблюдатели расценили приговор, вынесенный Чону, - три года тюрьмы - как слишком суровый. Ранее руководители южнокорейских семейных корпораций за подобные прегрешения отделывались более мягкими наказаниями.
Суд Сеула поставил вчера в деле главы Hyundai Чон Мон Гу, тянувшемся с апреля прошлого года, жирную точку. Руководитель шестого в мире автопроизводителя проведет следующие три года в тюрьме. Причем прокурор требовал еще более жесткого наказания - шести лет тюрьмы, в то время как адвокаты Чона призывали к условному приговору "с учетом большой роли этого бизнесмена в развитии экономики страны". В итоге суд частично учел это обстоятельство, а также заявления подсудимого о раскаянии и выделении крупных средств на благотворительные нужды. Однако судьи отметили, что коррупция подрывает доверие к компании в стране и в мире и тормозит "превращение экономики страны в экономику развитого типа". Вместе с Чон Мон Гу на скамье подсудимых оказались еще трое высокопоставленных менеджеров Hyundai, но все они получили лишь условные сроки.
Причем из материалов суда явно следовало, что 68-летний Чон незаконно расходовал средства компании не только на свои нужды и взятки бюрократам, но и в интересах своего сына Чон Ый Сона, возглавляющего Kia Motors - дочернюю компанию Hyundai. Но наследник Чона-старшего прошел по делу только как свидетель.
Hyundai вообще представляет собой классический пример крупной "семейной" южнокорейской корпорации - "чеболя", которые сформировались здесь в середине прошлого века. Чон-старший - сын основателя Hyundai - встал во главе корпорации в 1999 году, унаследовав этот пост у своего дяди. И, судя по всему, собирался передать его своему отпрыску. Схему управления Hyundai давно называли закрытой и запутанной, но, несмотря на усилия правительства в конце 1990-х реформировать "чеболи", многое в этой компании оставалось по-старому. А на Hyundai и ее "дочку" Kia приходится 70% внутреннего авторынка Южной Кореи и до 10% всего экспорта. Так что такой суровый приговор главе крупнейшего автопроизводителя страны - сигнал властей, что они не намерены закрывать глаза на махинации даже в столь важных для страны корпорациях. Ранее проштрафившиеся руководители "чеболей" отделывались, как правило, условными наказаниями, особенно если не скупились на благотворительность.
Судя по всему, осужденный глава Hyundai до самого последнего момента не верил, что получит реальный срок. В своем заключительном слове он заявил, что если суд даст ему еще один шанс, он оправдает его и выведет Hyundai, испытывающую трудные времена, в пятерку крупнейших автопроизводителей мира. "Мы изменим компанию, чтобы менеджмент стал более прозрачным и эффективным", - тщетно уверял судей Чон, но было уже поздно. А времена для Hyundai действительно наступают нелегкие: ее прибыли из-за растущего курса местной валюты - воны и все разрастающегося трудового конфликта с рабочими стремительно падают. Да и в руководстве компании после последних арестов и приговоров образовался полнейший вакуум. |