Кульпаш КОНЫРОВА, "Экспресс-К", 8 февраля
Нефтяной сектор республики стал настоящим Клондайком для пришедших сюда инвесторов. И речь идет не только о прибылях от продажи нашего "черного золота". По данным экспертов, ежегодно около десяти миллиардов долларов из общего объема нефтяных инвестиций будет утекать из республики обратно "за кордон" в обмен на ввозимые товары и услуги, которые могли бы спокойно производиться у нас. К 2015 году эта "утечка" может составить 100 миллиардов долларов!
Десять миллиардов долларов в год, проходящих мимо бюджета страны, цифра впечатляющая. Для сравнения: восемь миллиардов долларов - таков наш товарооборот за прошлый год с Китаем.
По данным Министерства индустрии и торговли, в 2005 году "казахстанское содержание" во всех нефтяных проектах, где задействованы иностранные компании, составило от 30 до 37 процентов. Однако представитель этого же министерства Мейрам Кажыкен в интервью "ЭК" опроверг эту цифру. "Реально этот показатель в два раза ниже, всего 10-15 процентов, - заявил он. - Иностранные инвесторы, составляя отчеты, сильно лукавят, включая в казахстанское содержание не только... наши песок и воду, но и расходы на авиаперелеты, аренду снимаемых помещений, бонусы и даже налоги, уплаченные в наш бюджет".
На вопрос, какой же именно товар с лейблом "Made in Kazakhstan" пользуется спросом у инвесторов, представитель Мининдустрии, подумав, неуверенно ответил: "Трубы... трубы и... бочки...".
Вопрос об увеличении казахстанского содержания поднимается правительством не один год, но инвесторы, как тот "кот Васька, который слушает да ест", продолжают свою политику игнорирования отечественных производителей. По крайней мере, по данным того же Министерства индустрии, до сих пор нет ни одного крупного заказа от иностранных компаний казахстанским заводам на изготовление нефтегазового оборудования. "КазМунайГаз" - не в счет.
Но с этого года в Казахстане вступают в силу новые правила игры. 15 января текущего года президент страны подписал поправки к закону "О недрах и недропользовании", которые призваны изменить сложившуюся ситуацию и направлены на увеличение казахстанского содержания в нефтяных проектах. Этот шаг обещает стать переломной точкой в отношениях государства и иностранных нефтегазовых корпораций.
Сколько взвешивать в граммах?
"Теперь правительство намерено навести порядок, чтобы не получилось, как в казахском бизнесе", - заявил представитель Мининдустрии Мейрам Кажыкен и рассказал анекдот: "Встречаются два отечественных бизнесмена. Один спрашивает: "Тебе сахар нужен?". Другой отвечает: "Да, нужен". И оба разбегаются: один искать сахар, другой - деньги".
"Теперь все будет иначе", - обещает и глава Казахстанского контрактного агентства Тимур Аубакиров. Именно это ведомство в сотрудничестве с Министерством энергетики и минеральных ресурсов было автором многих поправок, касающихся увеличения казахстанского содержания в контрактах по недропользованию. По его словам, с этого года все будет строиться по принципу: "Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией". Отныне то, что раньше относилось к категории коммерческой тайны нефтяных компаний, станет достоянием гласности. Сбором и анализом этой информации будет заниматься Казахстанское контрактное агентство. Данные о том, что, когда и сколько намерена купить каждая нефтяная компания, будут поступать на специальный портал в Интернете, доступный всем казахстанским производителям.
"Наша задача - сориентировать отечественные предприятия на выпуск тех товаров и услуг, которые будут максимально востребованы на сервисном рынке недропользования", - уточнил Аубакиров. Кроме того, агентство будет информировать правительство, насколько добросовестно нефтяные компании относятся к исполнению своих контрактных обязательств. Новый сайт, как обещает глава агентства, должен заработать в первой половине этого года, он будет "интегрирован" с электронным правительством.
Мы пойдем своим путем
Одно дело - требовать исполнения закона, другое - как? Во многих богатых нефтью странах мира нет единой методики расчета местного содержания. Не было ее до сих пор и в Казахстане. У каждой компании - своя формула. На днях в Астане, опережая публикацию закона в официальной печати, небезызвестная англо-голландская нефтяная компания Royal Dutch Shell, которая ведет нефтедобычу в 40 странах мира, поделилась своим опытом. Дэвид Грин, директор программ управления по закупкам, подробно объяснил представителям казахстанского правительства принципы их методики в других странах. В качестве примера он привел проект "Сахалин" в России, где на местные кадры приходится 74 процента, а на оборудование местных производителей - 91 процент.
Можно было бы только порадоваться за успехи россиян в отстаивании своих интересов. Но, как выяснилось, опыт Shell - "сундучок с секретом". Например, тот самый 91 процент содержания российских товаров оценивался в тоннах. Конечно же, щебенка и песок, если их взвешивать в тоннах, дают высокие показатели, но в деньгах они намного "легче" стоимости ввозимого зарубежного оборудования.
"Казахстан пошел своим путем и выработал собственную методику расчета казахстанского содержания, которую утвердили на днях два министерства: энергетики и индустрии, - заявил Тимур Аубакиров. - Каждый товар и каждый вид услуг, востребованные во всех нефтяных проектах, будут оцениваться в деньгах. Это даст возможность нашим бизнесменам просчитать, выгодно будет им или нет, а правительству даст возможность понять, каким проектам, за которые возьмутся казахстанские производители, следует оказывать финансовую помощь".
Кто наступит на горло собственной песне?
Вряд ли новые правила игры, которые намерено ввести казахстанское правительство, вызовут у иностранных корпораций чувство радости. Достаточно вспомнить реакцию на попытки пересмотра ранее заключенных контрактов. Тогда почти все компании, выступив единым фронтом, отказались от пересмотра соглашений и, соответственно, повышения налогов. Теперь вот новый "раздражитель" - требование правительства о согласовании с ним всех договоров с поставщиками и подрядчиками. Пока еще не все нефтяные компании, работающие в республике, присоединились к меморандуму о прозрачности закупок товаров и услуг, предложенному Минэнерго. Но и Казахстан должен стремиться к тому, чтобы уйти от сырьевой зависимости и пополнять свой бюджет. Так что речь идет о восстановлении баланса интересов. Сейчас он явно не на нашей стороне.
Глава Казахстанского контрактного агентства считает, что пора правительству стать более решительным: "Казахстан многое сделал для привлечения инвесторов, и я считаю, что пора стать жестче. Прошло то время, когда мы боялись, что инвесторы уйдут, тем более сегодня, при тех ценах на нефть, которые сложились в мире".
Но одним жестким подходом дело не решить, тем более на пороге вступления в ВТО. "Мы понимаем, что государство пытается более активно вовлечь казахстанские компании в разведку и добычу нефти. Но мы хотим иметь свободу выбора качественных товаров, квалифицированных партнеров", - сказал в приватной беседе корреспонденту "ЭК" один из руководителей западной нефтяной компании. Он добавил, что разработка казахстанского шельфа Каспия может потребовать использования такого оборудования, которое на сегодня не производится в Казахстане. Однако рано или поздно нам надо будет учиться производить это самое оборудование. Ведь в любом случае везти из другой страны дороже, чем производить на месте. Что касается качества и квалифицированных кадров, это наживное - было бы искренним желание сотрудничать, а не поддерживать только экономики своих стран. Уже сегодня в Казахстане есть немало компаний, которые давно осознали, что успех бизнеса в их собственных руках. Точнее, зависит от верно поставленного менеджмента и от ответственности кадров.
Эксперты считают, что если уровень казахстанского содержания в проектах на недропользование достигнет 50 процентов (напомним, что сейчас он с натяжкой тянет на 10 процентов), тогда мы сможем смело утверждать, что наши товары стали конкурентоспособными.
P.S. О священных коровах
Напомню, что в Казахстане первые контракты на недропользование заключались сроком на 40 лет и более. Они имеют стабильность законодательства, и все новшества, которые принимаются сегодня, в том числе по увеличению казахстанского содержания, на них не распространяются. К таковым относятся три крупных проекта: ТШО, Кашаган и Карачаганак. А на них приходится 70 процентов объема закупа всего рынка товаров и услуг недропользователей... |