Амина Джалилова, "НП", 9 февраля
Бывший чиновник высокого ранга и бизнесмен в настоящем - Мухтар Аблязов - неоднократно высказывался против государственного бизнеса. На страницах одного из казахстанских изданий он полемизирует с главой фонда "Казына" Кайратом Келимбетовым. По словам Мухтара Аблязова, сегодня инициативы институтов развития - это лишь "добрые намерения хороших ребят, которые хотят сделать многое для нашей страны". Реально же, говорит Мухтар Аблязов, институты развития не могут быть конкурентными или могут, но только за счет ущемления частного сектора
А экономист Канат Берентаев подверг сомнению целесообразность предстоящей продажи 25 процентов государственного инвестиционного фонда. По мнению ученого, эту нелогичную идею можно объяснить "чьими-то узкими интересами, которые не совпадают с интересами страны".
Напомним, глава фонда "Казына" Кайрат Келимбетов озвучил планы по продаже 25 процентов инвестиционного фонда и госкорпорации по страхованию экспортных рисков. Оба института в настоящий момент входят в фонд устойчивого развития "Казына".
И позицию г-на Аблязова, и сомнения г-на Берентаева можно понять. Думается, 99,9 процента казахстанцев не догадываются, зачем государству нужна приватизация институтов развития. Эти структуры, как известно, созданы для того, чтобы поддерживать те сферы экономики, которые нужны для развития страны, но которые не интересны частному бизнесу. И основными поглотителями средств Нацфонда сегодня являются именно институты развития. Задачи их ясны, деньги для них выделяет государство. Зачем нужно продавать 25 процентов? И если продают 25 сегодня, не продадут ли завтра 55?
Инвестиционный фонд пока из-под контроля государства вроде бы не выводится, возможно, рано бить тревогу, но почему продают госкорпорацию по кредитованию экспортных кредитов и инвестиций?
Создается впечатление, что некие лица наладили весьма успешную схему прибыльного бизнеса. Сначала обосновывается создание того или иного института, например, экспортно-импортного банка. Потом под его работу, направленную, конечно, исключительно на развитие экономики и повышение конкурентоспособности страны, госбюджет выделяет немалые деньги. Какое-то время эта структура работает (как правило, очень непрозрачно), а потом она якобы свою задачу выполнила и пришло время от нее избавиться. Однако избавляются не банальной ликвидацией, а путем приватизации. То есть частный инвестор получает готовую бизнес-структуру с капиталом, с инфраструктурой и наработками, созданную на государственные деньги.
Если институты развития, как утверждает Кайрат Келимбетов, действительно работают в тех сферах, которые не интересны частному бизнесу, то зачем частный бизнес их покупает? Если они работают в тех сферах, где и частный бизнес не прочь получить долю, то зачем вообще нужны институты развития? Рынок, как справедливо заметил Мухтар Аблязов, сам разберется. А если институты развития покупают в целях дальнейшей смены профиля и создания обыкновенной коммерческой организации, то это выглядит, ни много ни мало, как схема неприкрытого воровства государственных денег, которые инвестированы в эти самые институты.
Напомним нашему читателю, что раньше в Казахстане уже существовала корпорация по экспортному страхованию. И она уже была приватизирована. "Казахинстрах" была создана в 1995 году, а в 2001-м государство с ней рассталось. И уже в 2003 году создало новую страховую корпорацию и снова вложило в нее деньги.
Таких, как "Казахинстрах", немало. "Астана-финанс" изначально была стопроцентно государственным "фондом экономического и социального развития специальной экономической зоны Акмола". "Эксимбанк" был когда-то государственным. Потом его объединили с государственным же "Банком развития" и продали на аукционе. Позже, как вы уже догадались, правительство создало еще один "Банк развития". А почему бы и нет? Весьма прибыльное производство. Но не для страны, а для отдельных ее граждан.
Обратите внимание: все организации, которые мы здесь перечислили, в прошлом были институтами развития, похожими на те, что сегодня объединены в фонд "Казына". |