Кульпаш КОНЫРОВА, "Экспресс-К", 13 февраля
КТК
"Сейчас 100 процентов экспортируемого республикой газа и 90 процентов нефти идут через Россию, что само по себе неплохо. Но почему бы Казахстану не располагать дополнительными маршрутами транспортировки углеводородов?" - так вопросом на вопрос объяснил цель своего визита в Казахстан побывавший на прошлой неделе в Астане заместитель госсекретаря США по вопросам экономики, энергетики и бизнеса Дэниэл Салливан.
Сегодня самые главные нефтяные артерии, по которым наша республика поставляет свои нефть и газ на Запад, - это КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) и Атырау - Самара. Оба трубопровода пролегают через территорию России. По данным Минэнерго, Казахстан в прошлом году экспортировал 57,1 миллиона тонн нефти. Из этого объема по нефтепроводам КТК было транспортировано 24,6 миллиона тонн, по Атырау - Самара - 15,4 миллиона тонн. То есть в общей сложности 40 миллионов тонн нефти. Остальные объемы распределяются следующим образом: более 9 миллионов - через порт Актау, и 2,2 миллиона по Атасу - Алашанькоу. Таким образом, как правильно заметил представитель госдепа США, три четверти казахстанской нефти идет на мировые рынки через Россию.
Но, по мнению того же Салливана, транспортная система России в перспективе не сможет обеспечивать транзит в Европу возрастающих объемов казахстанских нефти и газа. "Существующие в настоящее время маршруты транспортировки углеводородов через территорию России уже наполнены и не позволяют прокачивать дополнительные объемы. В ближайшие годы Казахстан значительно нарастит производство нефти. И как она будет поставляться на внешние рынки?" - спрашивает представитель госдепа США.
Опасения, высказанные заморским гостем, имеют основания. Вот уже несколько лет между акционерами КТК, в числе которых есть и американские, и европейские компании, ведутся переговоры о расширении пропускной способности этого трубопровода до 67 миллионов тонн нефти в год, но результатов пока нет. Причина - в позиции российской стороны. "Мы в принципе прорабатываем условия, в соответствии с которыми акционеры должны прийти к согласию по расширению КТК. На сегодня, к сожалению, российская сторона не согласилась с теми условиями, которые ей предлагаются, - ответил в интервью "ЭК" управляющий директор по транспортировке АО "НК "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. - И переговоры продолжаются. Надеемся, что сегодня мы ближе к тому, чтобы договориться, чем разойтись", - добавил он.
Пока идут переговоры по КТК, Европа и США делают ставку на кавказское направление. Если быть точнее, на Баку - Тбилиси - Джейхан для нефти, а по газу - на транскаспийский газопровод, которого, правда, пока еще нет.
Мерси, Баку
"Мы изучаем возможность строительства транскаспийского газопровода. В первую очередь потому, что данный проект - в интересах самого Казахстана. Быть может, вы не поверите в искренность наших намерений, но нами движет желание помочь важному для нас партнеру - Казахстану. Мы знаем, что это будет выгодно и ему, и нашим европейским союзникам", - сказал казахстанским журналистам представитель госдепа США.
Напомним, что любой вопрос, связанный с Каспием, может осуществиться лишь после того, как к единому решению придут все пять прикаспийских государств: Иран, Россия, Туркменистан, Азербайджан и Казахстан. Но вот уже 15 лет между пятью странами ведутся эти переговоры, а согласия до сих пор нет.
Но, похоже, энергетические конфликты последних двух лет могут стать хорошим толчком для сговорчивости. Усилия, предпринимаемые правительствами Европы и США, направлены сегодня на решение именно этого вопроса. После Казахстана делегация, возглавляемая представителем госдепа США, посетила Азербайджан, где, не жалея комплиментов, назвала эту республику также основным поставщиком нефти и газа на мировой рынок. Как будут строиться переговоры США с остальными прикаспийскими государствами (Ираном и Россией), покажет время. Но то, что они будут нелегкими, это однозначно.
Казахстан же, не теряя интереса к российскому коридору, активно работает и над транскаспийским. Не дожидаясь решения проблемы по Каспию, республика приступила к созданию собственной системы транспортировки углеводородов ("ЭК" об этом уже писал). Новый путь предполагает строительство трубопровода вдоль казахстанского побережья моря с последующей доставкой нефти до Баку - Тбилиси - Джейхан танкерами. Новую систему планируется построить к 2010 году, когда пойдет "большая нефть" с Кашагана. Общий объем поставок вырастет с 9 миллионов до 38 миллионов тонн нефти в год - почти столько же, сколько сейчас Казахстан отправляет на экспорт через Россию. Так что транскаспийский акцент сегодня вполне оправдан. |