Елена БУТЫРИНА, "Панорама", 16 февраля
Для компании "КазТрансОйл" истекший год выдался достаточно плодотворным. Она реализовала нефтепроводные проекты, получила высокую оценку международных кредитных агентств и впервые в истории развития нефтепроводной системы РК приобрела зарубежный актив. На вопросы Панорамы отвечает генеральный директор АО "КазТрансОйл" ("КТО") Берик ТОЛУМБАЕВ.
- Как бы вы прокомментировали итоги деятельности компании за 2006 год? Каковы планы по прокачке на текущий год?
- В прошлом году объем транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов "КТО" достиг 43 млн 266 тыс. тонн, что на 5 млн 70 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период 2005 года и на 14% больше запланированного уровня. Грузооборот нефти составил 28 млрд 826 млн тонно-километров, что на 8% превысило плановый показатель. Для сравнения, в 2005 году грузооборот нефти равнялся 25 млрд 127 млн тонно-километров. В текущем году мы планируем транспортировать по своей системе более 43 млн тонн нефти. Ее грузооборот в январе достиг 2555 млн тонно-километров, что на 7,7% больше, чем за тот же месяц 2006 года. Увеличение объемов транспортировки обусловлено в первую очередь ростом добычи и сдачи нефти нефтедобывающими компаниями. Ведь здесь мы напрямую зависим от них. Как известно, правительство определило "КазТрансОйл" единым оператором по организации транзита и транспортировки казахстанской нефти по трубопроводным системам России, стран СНГ и Европы. Мы работаем над тем, чтобы предложить нефтедобывающим компаниям наиболее выгодные маршруты доставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы республики и на внешние рынки. Грузоотправителями по нашей трубопроводной системе являются более 50 отечественных и зарубежных компаний. В прошедшем году была начата промышленная эксплуатация нефтепроводов Северные Бузачи - Каражанбас и Атасу - Алашанькоу, приобретена доля в Батумском нефтяном терминале, внедрена крупнейшая на территории стран СНГ система диспетчерского контроля и управления трубопроводами (SCADA). Кроме того, компания полностью выполнила свои обязательства по выплате купонных платежей по еврооблигациям, выпущенным в 2001 году. Ведущие рейтинговые агентства Moody’s Investors Service и Fitch повысили рейтинги АО "КазТрансОйл" соответственно до Ваа1 (прогноз - стабильный) и BB+ (прогноз - позитивный). Была проведена значительная тарифная работа, следствием чего стало снижение для населения тарифов на воду, прокачиваемую по водоводу Астрахань - Мангышлак.
Эти факты способствуют дальнейшему росту доверия к "КТО" как со стороны наших акционеров, так и партнерских компаний, потенциальных инвесторов.
- Вы упомянули нефтепровод Атасу - Алашанькоу. Пожалуй, на сегодня это самый крупный проект из числа тех, что были реализованы "КазТрансОйлом" за последнее время. Каков объем нефти, транспортированный по нему в сторону КНР в 2006 году?
- Действительно, важной вехой в развитии нефтетранспортной инфраструктуры РК стало окончание в декабре 2005 года строительства 962-километрового нефтепровода Атасу - Алашанькоу. В мае 2006 года он начал транспортировать нефть в Китай. Этот магистральный нефтепровод стал первым на пространстве СНГ трубопроводным экспортным маршрутом транспортировки нефти на рынок КНР. Данный проект реализован ТОО "Казахстанско-Китайский трубопровод" - совместным предприятием АО "КазТрансОйл" и CNODC, в котором сторонам принадлежат равные доли участия. По итогам 2006 года транспортировка нефти по Атасу - Алашанькоу с учетом объемов, предназначенных для его заполнения, составила 2 млн 161 тыс. тонн. В 2007 году в сторону Китая планируется транспортировать порядка 5 млн тонн. Пропускная способность нефтепровода составляет 10 млн тонн нефти в год с увеличением до 20 млн тонн. В настоящее время все объекты трубопровода технически готовы к круглогодичным приему и перекачке нефти не только казахстанских, но и российских, в частности, западносибирских производителей.
- Тем не менее, до сих пор остается неясным вопрос относительно желания и возможности российских нефтепроизводителей транспортировать нефть через казахстанскую территорию в сторону Китая. С чем это, по Вашему мнению, связано, и проводятся ли переговоры на эту тему? Если да, то о каких объемах идет речь, и каковы в этом случае возможности отечественной нефтетранспортной системы?
- В соответствии со статьей 8 рамочного соглашения между правительствами РК и КНР о всестороннем развитии сотрудничества в области нефти и газа от 17 мая 2004 года, китайская сторона гарантирует заключение своими компаниями долгосрочных договоров о купле-продаже нефти, своевременное возведение нефтетранспортной инфраструктуры на территории Китая, ее соединение с нефтепроводом Атасу - Алашанькоу и решение других вопросов. В этой связи Пекином в настоящее время ведутся переговоры с российскими компаниями относительно приобретения нефти. Маршрут экспорта нефти в КНР через нашу территорию является экономически выгодным. Думаю, в ближайшее время российская и китайская стороны достигнут определенного соглашения о транспортировке. В свою очередь, "КазТрансОйл" уже подтвердил техническую возможность транзита нефти из РФ по трубопроводу Прииртышск - Атасу в объеме 5 млн тонн в год.
- Казахстанско-китайский нефтепровод стал третьим маршрутом для экспорта нефти после проектов Каспийского трубопроводного консорциума и Атырау - Самара. Но ограниченность конкуренции со стороны альтернативных маршрутов транспортировки все еще очевидна. Какие проекты последуют за китайским направлением? В частности, что делается для того, чтобы компании, работающие в РК, начали транспортировать свою нефть по маршруту Баку - Тбилиси - Джейхан, к которому наша страна официально подключилась летом 2006 года?
- Другим крупным проектом является строительство нефтепровода Ескене - Курык, который призван соединить расположенный в Ескене завод по подготовке нефти, поступающей с месторождения Кашаган, с портом Курык, где планируется построить нефтеналивной терминал для приема танкеров большого дедвейта - до 60 тыс. тонн. В поддержку необходимости реализации данного проекта свидетельствуют значительные прогнозные объемы добычи нефти на Кашагане, а также участие ряда подрядных компаний по Северокаспийскому СРП в нефтепроводе Баку - Джейхан. Заинтересованность в участии в проекте Ескене - Курык высказывают участники тенгизской группы, в частности, Chevron, который также стал акционером нефтепровода Баку - Джейхан после приобретения им компании Unocal. Поэтому мы ожидаем, что помимо кашаганской нефти, объемы которой составят основу для загрузки мощностей новой трубы, данный маршрут будет использоваться и для транспортировки нефти с других месторождений.
Ескене - Курык рассматривается в качестве составляющей Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ). ККСТ - это коридор, по которому нефть из Западного Казахстана будет транспортироваться через Каспийское море до Баку, откуда она будет поставляться по нефтепроводу Баку - Джейхан. Из порта Курык нефть может также отправляться и в другие порты Каспийского моря. В рамках реализации проекта ККСТ 24 января 2007 года между АО "НК "КазМунайГаз", партнерами СРП по Северному Каспию и участниками Тенгизской группы был подписан Меморандум о взаимопонимании основных принципов сотрудничества. Помимо этого, в рамках заключенного между "КазМунайГазом", "КазТрансОйлом" и французской Total Меморандума о сотрудничестве нами проводятся совместные исследования по данному проекту, подписана декларация о намерениях, в процессе разработки находится обоснование инвестиций (ОИ). Предполагается, что пропускная способность Ескене - Курык протяженностью порядка 740 км на первом этапе составит 23 млн тонн в год с возможностью дальнейшего поэтапного расширения до 35 млн тонн и 56 млн тонн в год в зависимости от ресурсной базы. Сроки реализации проекта увязываются с началом добычи нефти на Кашаганском месторождении. ККТС включает в себя морской терминал в РК, морские танкерные перевозки, а также соответствующие приемные мощности в Азербайджане, вплоть до соединения с нефтепроводом Баку - Джейхан. Создание такой системы транспортировки позволит казахстанским нефтяным компаниям воспользоваться новым направлением поставок, обеспечивающим выход к глубоководному порту Джейхан в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Это, в свою очередь, открывает экономически выгодный доступ к отдаленным нефтяным рынкам, таким как Америка и страны Юго-Восточной Азии.
- Совсем недавно "КазТрансОйл" и Батумский нефтяной терминал завершили сделку по созданию совместного предприятия "Батуми Терминалс". Во сколько она оценивается, и каковы первые шаги в отношении деятельности данного СП? Ранее владелец Батумского терминала - компания Greenoak Holdings - заявляла о намерении реализовать здесь крупный инвестиционный проект. Примет ли в нем участие "КазТрансОйл"?
- Действительно, АО "КазТрансОйл" в декабре 2006 года завершило сделку по созданию СП с Greenoak Holdings и ее дочерним предприятием Naftrans Capital Partners, владеющим рядом стратегических активов в Грузии, включая Батумский нефтяной терминал и крупнейшую компанию по транспортировке нефти и нефтепродуктов Petrotrans. Основной целью "Батуми Терминалс", в котором стороны выступят равными партнерами, является обеспечение прямого выхода казахстанских нефтедобывающих компаний на Черном море. Увы, вопрос о сумме сделки является конфиденциальной информацией.
Хочу отметить, что для "КазТрансОйла" создание этого СП стало одним из важнейших событий в минувшем году. Для нас это очень выгодное вложение, кроме того, нефтяной терминал в Батуми становится первым зарубежным нефтетранспортным активом РК с прямым выходом на Черное море.
- Какой объем нефти перевален через терминал в Батуми в 2006 году, и каковы планы по перевалке на текущий год? Кто сейчас является основным грузоотправителем, и есть ли в общем объеме перевалки казахстанская доля?
- За последние семь лет объемы перевалки нефти и нефтепродуктов на Батумском терминале выросли практически вчетверо, по итогам 2006 года этот показатель достиг рекордного уровня - около 12 млн тонн. Объемы перевалки в 2007 году планируются также 12 млн тонн. Терминал является ключевой составляющей Транскавказского нефтетранспортного коридора, среди его клиентов - крупнейшие нефтегазовые компании, включая ExxonMobil, Chevron и BP. Здесь осуществляется перевалка и казахстанской нефти, причем с сохранением качества. Надеемся, что создание СП "Батуми Терминалс" позволит увеличить объемы транспортировки нефти через Батуми до 15 млн тонн в год.
- Вы отметили, что батумское СП стало первым зарубежным нефтетранспортным активом РК с прямым выходом в мировой океан. Рассматривает ли "КазТрансОйл" какие-либо другие подобные международные проекты?
- Проект в Грузии является гармоничной составляющей стратегии развития группы "КазМунайГаз" по увеличению рыночной капитализации, повышению конкурентоспособности ее предприятий и диверсификации экспортных направлений казахстанской нефти. Поэтому участие "КазТрансОйла" в реализации подобных международных проектов опять же будет рассматриваться только в контексте нашего развития в рамках нацкомпании.
- В ближайшие годы "КазТрансОйлу" предстоит реализовать крупные программы, нацеленные на техническое перевооружение и развитие системы магистральных трубопроводов. Что собой представляют данные проекты, и сколько средств потребуется для их выполнения?
- Мы приступаем к реализации двух масштабных программ - Комплексной программы технического перевооружения объектов магистральных нефтепроводов, рассчитанной на 2007-2009 годы, и Программы развития системы магистральных трубопроводов, выполнение которой займет период до 2011 года.
(Окончание в следующем номере.) |