Кикбай КОСАЕВ, "Панорама", 23 февраля
Казахстан одним из первых постсоветских государств начал внедрять практику аудита в экономическую жизнь, но рынок данной деятельности все еще слабо развит и довольно сильно монополизирован, считают в Министерстве финансов. Такое мнение высказала директор департамента методологии управления госактивами Минфина Жамиля АЙТЖАНОВА в ходе республиканского семинара-совещания "Развитие бухгалтерского учета и аудита в Казахстане", прошедшего в Астане.
Она напомнила, что в мае прошлого года был обновлен Закон "Об аудиторской деятельности", согласно которому в Казахстане введены международные стандарты аудита (МСА). Однако при практической реализации закона, по словам г-жи Айтжановой, выявился ряд проблем. Первая - это распространение МСА, которое по закону осуществляется "организацией, имеющей письменное разрешение на их официальную публикацию в Республике Казахстан от Комитета по международной аудиторской практике при Международной федерации бухгалтеров (IFAC)". На сегодняшний день этим правом в Казахстане обладает Палата аудиторов как член IFAC. Палата же проводит аттестацию аудиторов. По информации Жамили Айтжановой, Минфин за счет средств бюджета организовал перевод МСА с английского на государственный и русский языки. Распространить материалы обязалась Палата аудиторов. "Однако до настоящего времени Палатой аудиторов распространение переведенных МСА не обеспечено. Таким образом, использование перевода Международных стандартов аудита аудиторскими организациями на сегодняшний день остается проблематичным", - отметила г-жа Айтжанова, предложив IFAC переделегировать право распространения международных стандартов Министерству финансов.
Другой проблемой аудиторского рынка она назвала недостаточность квалифицированных аудиторов. "За 7 лет деятельности Квалификационной комиссии было аттестовано лишь 113 аудиторов, в том числе за последние два года аттестовано всего 11 аудиторов. Это не отвечает интересам государства и заставляет невольно задуматься, почему российский рынок аудиторских услуг ежемесячно пополняется на 200-300 аудиторов?" - задалась вопросом Жамиля Айтжанова. И предложила три версии ответа: в Казахстане "усложненные процедуры сдачи экзаменов", "неэффективная программа и отсутствие предэкзаменационной подготовки претендентов" либо "искусственно созданная ситуация для ограничения рынка аудиторских услуг". По ее мнению, сегодня Казахстану требуется в 3 раза больше аудиторов, чем есть. Дефицит кадров порождает дефицит аудиторских организаций и как следствие монополию на рынке. Между тем количество акционерных обществ, подлежащих обязательному ежегодному аудиту в соответствии с Законом "Об акционерных обществах", составляет около 4000. Кроме того, после перехода предприятий на МСФО спрос на аудит финансовой отчетности еще повышается.
В то же время после проведенной в ноябре прошлого года перерегистрации учредительных документов из 209 аудиторских организаций, существовавших на 5 мая 2006 года, только 43 выполнили данное требование законодательства, 42 - ликвидировались, а 124 конторы проигнорировали требование закона. По мнению Жамили Айтжановой, "происходит дисбаланс между аудируемыми субъектами и аудиторскими организациями": "Сложившаяся ситуация благоприятна для иностранных аудиторских компаний, которые, привлекая иностранных аудиторов, искусственно завышают расценки на аудиторские услуги, а также порождают на рынке аудиторских услуг отношения, прямо присущие субъектам, занимающим доминирующее положение". Представитель Минфина привела результаты анализа рынка аудиторских услуг 8 крупными нацкомпаниями, согласно которым стоимость услуг аудиторов в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла в 2 раза, а в некоторых нацкомпаниях аудиторам выплатили в 5 раз больше, чем в предыдущем.
Помимо дефицита аудиторских услуг она отметила их низкое качество: "Наличие фактов проведения некачественного аудита подтверждается многочисленными жалобами и письмами, в том числе Казахстанской фондовой биржи. Отсутствие внешнего контроля и доступа к профессиональной деятельности аудитора не позволяет уполномоченному органу рассматривать и принимать решения по многочисленным жалобам на нарушения закона аудиторскими организациями, что является одним из существенных упущений в действующем законодательстве об аудиторской деятельности. При рассмотрении жалоб аудируемых субъектов и др. профессиональная организация, исходя из корпоративных интересов, зачастую принимает сторону аудиторской организации". Для выхода из сложившейся ситуации Минфин предлагает пересмотреть существующую систему аттестации аудиторов, "может быть, изменить срок представления проаудированной финансовой отчетности", а также внести изменения в законодательство "с целью регулирования аудиторской деятельности законодательством о конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Кроме того, г-жа Айтжанова предложила специалистам, "имеющим сертификаты АССА (UK), SPA (USA), присваивать казахстанские сертификаты автоматически или ограничить для них сдачу экзаменов только по казахстанским налогам и гражданскому праву, страховому и пенсионному законодательству".
Жамиля Айтжанова проанализировала также ситуацию, возникшую в сфере бухгалтерского учета в связи с переходом отечественных предприятий на МСФО. В частности, она отметила, что "отсутствие права распространения МСФО в Казахстане на русском языке затрудняет процесс внедрения" стандартов, а также "есть противоречия, возникающие в сфере налогообложения и монопольной деятельности при переходе на МСФО", но нет точной статистики о том, сколько более чем из 200 тысяч организаций, зарегистрированных в стране, перешли на новые стандарты к 1 января 2007 года, как того требует закон. Решение данных вопросов министерство видит в уточнении некоторых формулировок в законе, а также в проведении разъяснительной работы среди бухгалтеров силами профессиональных общественных объединений.
О проблеме с внедрением международных стандартов именно на казахском языке говорили многие участники круглого стола. Специалисты предложили подключить к ее решению Министерство образования и международные организации. |