Светлана Антончева, "Казахстанская правда", 29 марта
Весна обычно приходит в дома казахстанцев вместе с очередными "плюсами" в счетах за тепло, электричество и прочие услуги. Однако заявочная кампания-2007 началась непривычно тихо: благодаря внесению изменений в антимонопольное законодательство, субъекты естественных монополий (СЕМ) отныне могут обращаться в уполномоченный орган не чаще раза в год, другие нормативные новшества предписали предприятиям-монополистам пройти ряд серьезных финансовых и технических проверок и процедур, что, безусловно, несколько охладило пыл заявителей. Одной из основных задач нового этапа развития казахстанской экономики в Послании Главы государства народу "Новый Казахстан в новом мире" определено сокращение сферы естественных монополий и дальнейшее тарифное регулирование с помощью отраслевых регуляторов. Какие услуги будут отданы в конкурентную среду? Следует ли ждать повышения тарифов в этом году? Какие меры принимаются для сдерживания роста цен? Об этом - в интервью корреспондента "КП" с председателем Агентства РК по регулированию естественных монополий Бакытжаном Сагинтаевым.
- Бакытжан Абдирович, можно ли сейчас прогнозировать, как изменится перечень субъектов естественных монополий и видов услуг в связи с установкой на сокращение?
- К конкретным действиям мы приступили уже в день Послания и сейчас продолжаем анализировать всю имеющуюся нормативно-правовую базу. К примеру, рассматривается вопрос по АО "Казпочта": оставлять его под патронатом агентства или же вывести из сферы естественных монополий и объявить монополией государственной? Но в этом случае придется менять форму собственности из АО в РГП. Еще одна тема для обсуждения - насколько нам необходимо жесткое тарифное регулирование на услуги, оказываемые Актауским морским портом? По завершении анализа, который проводит АРЕМ совместно с заинтересованными государственными органами, какие-то сферы, виды услуг из списка предоставляемых СЕМ будут исключены. Но вот услуги передачи по электрическим сетям, магистральной железнодорожной сети, водоснабжения, теплоснабжения, газопроводы, нефтепроводы однозначно в нем останутся. Все работы по перечню субъектов, относящихся к сфере естественных монополий, будут завершены уже в первом полугодии.
Что же касается отраслевых регуляторов, то Глава государства отметил, что это будут независимые структуры, возглавляемые коллегиальными органами, совмещающие в себе функции тарифного и технического регулирования. Для Казахстана это совершенно новая модель госуправления. Для создания таких регуляторов необходимо определиться с их местом и ролью в системе государственных органов, принципами деятельности, источниками финансирования и так далее. Поэтому было предложено разработать концепцию создания независимых отраслевых регуляторов. Правительство схему поддержало.
- В прошлом году из 187 рассмотренных АРЕМом ставок 141 была утверждена с повышением. Рост тарифов внес свой вклад в инфляцию. Каковы причины такой неутешительной для потребителя статистики?
- Увеличение тарифов СЕМ на самом деле играет незначительную роль в формировании инфляционных процессов: в 2006-м их "вклад" составил 1,03 процентных пункта в общей величине инфляции, равной 8,3. И на статистику можно посмотреть с другой стороны: всего на рассмотрение агентства в прошлом году были представлены 463 тарифа, 276 из них были вообще отклонены без рассмотрения...
Сегодня и энергетики, и железнодорожники в один голос твердят, что существующие цены не дают возможности инвестировать в отрасль: мол, сети изношены, необходима модернизация. Вот и получается: инфляция говорит: "нажимай на тормоз", модернизация естественных монополий требует давить на газ. Представьте, что будет на дороге, если одновременно жать на оба рычага?..
Когда монополисты в заявках обосновывают свои затраты, АРЕМ их, естественно, принимает. Например, "Газпром" поднял цены с 45 долларов до 60, а в Костанайском регионе все станции работают на российском газе. В структуре тарифа местной топливно-энергетической компании топливо занимает более 70 процентов! Есть два варианта: или областной бюджет срочно изыскивает немалую сумму, чтобы спасти предприятие от банкротства, или мы увеличиваем ему тариф. В похожей ситуации сейчас алматинский водоканал, который также страдает из-за скачка цен на электроэнергию. Таких примеров можно привести множество.
- Но ведь, согласитесь, каждый год монополисты ссылаются на одни и те же проблемы: износ сетей, оборудования, высокие цены на топливо и так далее... Неужели не существует другого, более эффективного и рационального решения, помимо одобрения заявок?
- Согласен. Нельзя однозначно добиться эффективности производства и думать, что повышение тарифа решит все проблемы СЕМ. Должны работать инвестиционные программы, но предприятий каждой отрасли, представивших их на согласование в уполномоченный орган, можно по пальцам пересчитать. Монополистам куда легче жаловаться, что мы "урезаем" все их запросы, в то время как в тарифных сметах предусмотрены затраты в достаточном объеме - амортизация, обновление активов, ремонт и даже прибыль: в прошлом году 54 субъекта эти сметы и вовсе не исполнили и в наказание получили временный компенсирующий тариф. Это два с половиной миллиарда тенге, возвращенные потребителям.
Кроме того, компании могут утвердить среднесрочный или долгосрочный тариф и использовать полученные деньги на модернизацию. Всего в пяти городах страны утверждены планы развития тепловых и электрических сетей и установлены тарифы на присоединенную мощность, а это ведь тоже форма участия в обновлении предприятий СЕМ! И почему бы частным компаниям не продать 30-40 процентов своих акций на фондовой бирже, привлекая тем самым дополнительные инвестиции? Видите, сколько возможных выходов из положения, монополисты же никакой активности не проявляют, а население не в состоянии оплачивать им капитальный ремонт и закупку нового оборудования. С другой стороны, повышение цен выглядит не таким страшным, когда есть социальная помощь. Я уже не раз предлагал: давайте для малоимущих установим определенную норму потребления электроэнергии, допустим 50 или 100 киловатт, которая будет оплачиваться по минимальному тарифу, больше этой нормы и оплата будет выше.
- Услуги теплоснабжения в прошлом году были признаны сферой естественной монополии, на законодательном уровне установлено понятие "стратегические товары", и за монополистами закреплена обязанность закупать их непосредственно у производителей. Насколько эффективными оказались эти меры, наметилась ли тенденция к снижению цен?
- Результаты не заставили себя долго ждать. К примеру, до внесения изменений в законодательство тариф на теплоснабжение по Астане составлял 65 тенге. После своего включения в регистр субъектов естественных монополий ТОО "Астанаэнергосбыт" решило выйти с заявкой и взимать с потребителей уже 100 тенге. АРЕМ утвердил тариф в размере 35 тенге, что ниже заявленного субъектом на 65 процентов и действовавшего - на 54.
Введение понятия "стратегические товары" было очень своевременным, и сегодня мы отслеживаем все контракты СЕМ на их закупку, дабы исключить посредников из цепочки "монополист - поставщик". По сравнению с прошлым годом закупаемая цена действительно уменьшилась. Другой вопрос в том, что монополист не всегда имеет доступ к товару ресурсодержателя. Так, например, в агентство пожаловалось руководство ТЭЦ Кызылординской области, для которой в соответствии с законом газ должен закупаться у ТОО "СП Казгермунай". Однако его полностью скупила "дочка" АО "НК "КазМунайГаз". Такая же история и в Жамбылской области, где СЕМы тоже ограничены в доступе к энергоресурсам. Это явный сговор аффилиированных дочерних компаний "КазМунайГаза", и в итоге цена на голубое топливо выросла почти на 70 процентов! Мы уже обратились в соответствующие государственные органы. Теперь ждем вердикта.
- А как продвигается установка приборов учета на воду, которыми население должно быть обеспечено повсеместно уже через два года?
- Вначале люди были недовольны: дескать, всех обязывают, и еще и платить за это надо, раньше-то монополист за свой счет устанавливал. На самом деле и прежде за счетчики платил потребитель, просто их цена и стоимость установки включались в тариф. А сейчас отдельной строкой в квитках у вас будет прописано: за приборы учета. Оплату можно разбить по месяцам на несколько лет так, что бюджет семьи даже и не почувствует. Мы успешно провели разъяснительную работу, и процесс пошел. Судите сами: в прошлом году по республике была установлена 181 тысяча счетчиков на холодную воду, из них во втором полугодии - 179 тысяч. Графики установки определены по всем регионам, и в успехе предприятия я нисколько не сомневаюсь.
- Расскажите об основных приоритетах тарифной политики и главных планах АРЕМа в 2007 году. Каким образом агентство намерено сдерживать рост тарифов?
- Нужно проработать вопросы участия государства в финансировании модернизации и обновления производственных активов предприятий, особенно коммунального сектора, сформировать методологию расчета тарифов, стимулирующую монополистов к снижению затрат. Для привлечения инвестиций в инфраструктуру и прежде всего в сферу коммунальных услуг требуется разработать эффективный механизм прогнозирования предельных индексов изменения тарифов на среднесрочный период. Рост цен СЕМ имеет мультипликативное влияние на все отрасли экономики, и нужны инструменты его оценки на макроэкономические показатели...
АРЕМ принимает все возможные меры для того, чтобы рост тарифов находился в пределах инфляции, о чем говорят инициированные нами изменения в Закон "О естественных монополиях". Полгода назад агентству были переданы функции по утверждению нормативных технических потерь, технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и нормативов численности персонала СЕМ. На сегодня, по результатам ревизии, 21 субъекту эти потери были снижены и ни один пока не получил повышения. Эффект - три миллиарда тенге. В прошлом году основная масса монополистов первого мая уже получили новые ставки, теперь они даже не приходили с заявками. И все потому, что сначала СЕМ должны утвердить те самые нормативы и потери, которые раньше спокойно "подписывали" в отраслевых министерствах. Это тоже сдерживающий фактор. По состоянию на первое марта 2007 года в АРЕМ была подана 101 заявка на утверждение 179 тарифов, из них в связи с нарушением требований законодательства о естественных монополиях отклонены 132. Из рассмотренных 47 тарифов на уровне действующих оставлено 15, утверждено со снижением четыре, с повышением - 28. Осень и весна не принесли никаких тарифных шоков. И в ближайшее время их тоже не ожидается. |