NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 02:31 ast
00:31 msk

"Инфо-коммуникативный" "Самгау"
Холдинг "Самгау" был создан указом президента страны от 6 апреля этого года, в него вошли 12 компаний, в том числе "Кателко", "Казтелерадио", "Казпочта", НИТ и другие
28.05.2007 / экономика

Иван Войцеховский, "Central Asia Monitor", 25 мая

Разрабатывается Стратегический план развития "Самгау" на 2008-2012 годы, сообщил председатель правления холдинга Азамат Абдымомунов на заседании правительства 15 мая в Астане.

"Стратегия "Самгау" будет заключаться в том, чтобы в среднесрочной перспективе, - а для нас это три-пять лет - стать национальным инфо-коммуникационным оператором, - отметил он. - Именно отсутствие инфо-коммуникативной инфраструктуры национального масштаба не дает субъектам национальной инновационной системы свободно и качественно обмениваться знаниями, информацией и услугами".

Холдинг "Самгау" был создан указом президента страны от 6 апреля этого года, в него вошли 12 компаний, в том числе "Кателко", "Казтелерадио", "Казпочта", НИТ и другие. С самого начала было объявлено, что данная структура займется реализацией четырех масштабных проектов. Среди них - создание Национального инфо-коммуникационного оператора, с помощью которого образуют и обеспечат национальную транспортную сеть передачи данных. Будут созданы и data-центры (инфоцентры) национального, регионального и районного уровней, а также корпоративная образовательная сеть КОС-INTRANET. Кроме того, в перспективе холдинг намерен заняться развитием инфраструктуры цифрового телевидения в стране. Возможно, "Самгау" также станет куратором программы "электронного правительства", хотя до сих пор за этот проект отвечало Агентство по информатизации и связи.

Несколько позже в прессе появились сообщения, что главной целью "Самгау" на среднесрочную перспективу станет создание Национального инфо-коммуникационного оператора (НИКО). Выступая перед правительством, г-н Абдымомунов конкретизировал данную идею: "НИКО обеспечит создание национальной транспортной сети передачи данных; data-центров (инфоцентров) национального, регионального и районного уровней; корпоративной образовательной сети intranet; инфраструктуры цифрового телевидения в стране". В данное время, по словам главы холдинга, идет подготовка к проведению 1 сентября 2007 года первого общенационального интерактивного урока для всех школ страны, который "станет лишь первым шагом к созданию интерактивного образования в РК".

Целью "Самгау", как отметил Азамат Абдымомунов, является создание основ высокотехнологичного информационного общества в Казахстане путем предоставления всем гражданам равного доступа к знаниям, информации, информационным услугам и технологиям.

Между тем представители бизнеса пока оценивают новую идею достаточно осторожно.

Дмитрий Гусак, член Совета ассоциации IT-компаний Казахстана, президент софтверной компании "Плюс-Микро": "Я против создания такого холдинга. Реализация этой идеи в виде объединения операторов связи, разработчиков софта и сервисных компаний - это удар по IT- рынку Казахстана. Специфика рынка новых технологий у нас такова, что основные заказы наши частные компании получают от государства. Авторы идеи "Самгау" обосновывают ее тем, что частные фирмы якобы смогут переориентироваться с "внутренних" заказов на "внешние", на заказы из-за рубежа. В нынешней ситуации это представляется малореальным. Кроме того, если эти заказы будут передаваться не в конкурентную среду, на рынок, а самостоятельно "осваиваться" госинститутами, то это будет означать для нас не только потерю денег, но и потерю кадров. Сегодня, например, получается, что уровень зарплат в отрасли устанавливают не частные игроки, а такие госкомпании, как АО "Национальные информационные технологии", которое занимается разработкой программного обеспечения для госорганов. Подобные структуры действуют при Национальном банке и ряде других крупных государственных контор. Они задают планку заработной платы, за которой тянутся все остальные. В условиях острейшей нехватки кадров для IT-отрасли это существенный фактор. В целом я считаю, что конгломерат из 12 компаний, который собрали в "Самгау", вряд ли будет эффективно работать как одно целое. Скорее всего, это не более чем способ вывести их из-под контроля государства с целью дальнейшей приватизации".

Булат Нургожин, советник юридического департамента ТОО "GSM Казахстан": Руководители "Самгау" с какими-либо предложениями к нам пока не обращались. В целом, по моему мнению, та информация, которая просочилась в СМИ о деятельности этого холдинга, явно недостаточна для каких-либо окончательных выводов. То, что это будет "инфо-коммуникационный оператор", как заявлено в прессе, еще ни о чем не говорит. Туда вошли операторы "Кателко", "Казтелерадио" - это все телевизионные операторы. В какой-то мере мы с ними сотрудничаем, но не настолько, чтобы дать ответ, насколько это нас коснется. Мы отслеживаем процесс создания этого нового супероператора, а что из этого выйдет в итоге, - покажет время".

-----

…Плюс информатизация всей страны
Марат Шинтимиров, "Central Asia Monitor", 25 мая

Еще в конце прошлого года правительство объявило о форсировании работ по созданию "электронного правительства" и повышению компьютерной грамотности всего населения Казахстана, а также о планах по насыщению казахстанского рынка доступными по цене компьютерами. О том, как обстоят со всем этим у нас дела, и о важных событиях, которые грядут в жизни пользователей "Казнета", мы беседуем с председателем правления АО "Национальные информационные технологии" Батыром Маханбетажиевым.

- Батыр Апенович, признаюсь честно, я, как и большинство наших соотечественников, имею весьма смутное представление о вашей работе. Чем занимается АО "НИТ"?

- Акционерное общество "Национальные информационные технологии" учреждено государством семь лет назад в качестве уполномоченного органа по созданию и развитию информационных систем. Начиная с 2000 года, в течение четырех лет мы участвовали в реализации государственной программы по созданию национальной информационной инфраструктуры. В конце 2004 года правительство объявило о трехлетней программе по созданию "электронного правительства". На наши плечи легло создание соответствующей информационной инфраструктуры. В 2004 году АО "НИТ" получило статус национального оператора в сфере информатизации. С тех пор мы отвечаем за техническую часть государственной программы по внедрению и развитию "электронного правительства".

- Об "электронном правительстве" говорится очень много. Но насколько мы продвинулись в этом вопросе?

- В этом году будут завершены работы по созданию "электронного правительства", но уже сейчас наши сограждане имеют возможность получать часть государственных услуг через Интернет. Речь идет о совершенно новой для нас концепции взаимодействия государства с населением. Люди могут обращаться в государственные органы со своими вопросами, запросами, жалобами, предложениями и так далее через Интернет-порталы. Причем сделать это можно будет практически в любой точке Казахстана и земного шара, где есть Интернет-связь.

Уже год в "Казнете" действует портал "электронного правительства" по адресу www. e. gov. kz. Зайдя через Интернет на этот портал, любой желающий может получить ответы на интересующие его вопросы. Допустим, у вас родился ребенок. Через портал правительства вы можете узнать все, что связано с рождением ребенка: какова длительность отпуска по уходу за ним, какова сумма причитающихся вам единовременных пособий, как и где проводится регистрация рождения ребенка и так далее. Если вы собираетесь поступать в вуз, через портал правительства вы можете получить подробную информацию вплоть до полного списка и адресов всех учебных заведений Казахстана.

В общем, на этом портале сосредоточена вся информация, касающаяся нашей жизни. Она постоянно обновляется, дополняется.

- Насколько активно пользуются сейчас казахстанцы услугами "электронного правительства"?

- Пока портал фиксирует в среднем по 500 посещений ежедневно. Конечно, цифра очень скромная. Но думается, это только начало. Чем больше людей освоят компьютер хотя бы на уровне пользователя, обзаведутся им, подключатся к Интернету, тем больше будет посещений портала и получаемых услуг от правительства. Пока, по нашим данным, лишь семь процентов населения Казахстана пользуется Интернетом, а для нормального развития казахстанского сегмента Интернета, в частности и нашего "электронного правительства" необходимо, чтобы ими пользовались как минимум восемнадцать процентов.

- Правительство в конце прошлого года объявляло о том, что повсеместно будут открыты так называемые пункты общественного доступа к Интернету и курсы, где любой желающий сможет научиться пользоваться компьютером. Причем по окончании этих краткосрочных курсов выпускникам будут выдаваться соответствующие сертификаты, предоставляя которые они смогут покупать компьютеры по льготным ценам. На какой стадии находится эта работа?

- Они являются бесплатными для таких категорий обучающихся, как: госслужащие, работники бюджетной сферы и социально незащищенные граждане. Открыты они в соответствии с государственной программой по снижению информационного неравенства населения. Всего по Казахстану создается 512 классов по обучению взрослого населения азам компьютерной грамоты. Этим летом дополнительно будут задействованы более двух тысяч компьютерных классов в средних школах Казахстана. До конца года десятки тысяч казахстанцев получат национальные сертификаты, удостоверяющие, что они обучены начальным навыкам работы с компьютером. Этот документ даст его обладателям ряд преимуществ. Он будет востребован и при поступлении на государственную службу.

Теперь что касается первой части вашего вопроса. По республике действует 460 пунктов общественного доступа к Интернету. До конца года будет дополнительно открыто еще более семисот пунктов. Через них любой желающий может бесплатно пользоваться услугами казахстанского сегмента Интернета и портала "электронного правительства" в том числе.

- Благодарим за интересную и содержательную беседу и желаем новых успехов в деле информатизации всей республики.

-----

Ликбез для непродвинутых пользователей
Правительство намерено увеличить число казахстанцев, уверенно плавающих во Всемирной паутине
Жанна ОЙШЫБАЕВА, "Литер", 26 мая

По статистике, активных пользователей информационными ресурсами среди казахстанцев всего 6-7 процентов. Но как попасть в вожделенные ряды 50 конкурентоспособных государств, не имея достаточных информационных ресурсов и технологий? Как сделать так, чтобы наши домохозяйки взяли за привычку начинать утро с выхода в Интернет? И когда у каждого казахстанца будет электронная подпись? Эти вопросы "Литер" адресовал председателю правления АО "Национальные информационные технологии" (НИТ) Батыру Маханбетажиеву.

– Правительство обещает сделать Интернет доступным, но до сих пор мы пользуемся возможностями Всемирной паутины за гораздо большую плату, чем россияне. Почему?

– Цены на интернет-услуги снижаются. Так, в прошлом году АО "Казахтелеком" понизил на 50 процентов тарифы на широкополосный доступ, а с 1 февраля этого года – еще на 20 процентов. В следующем году планируется снижение еще на 6 процентов. Но снижение интернет-тарифов – не наша компетенция. Дело в том, что АО "НИТ" оказывает услуги в сфере информационных технологий по договору с правительством. Хотя мы напрямую не занимаемся снижением цен на Интернет, но наши проекты нацелены на то, чтобы обеспечить доступность информации и информационных услуг, оказываемых государством, для всех своих граждан, независимо от социального статуса и возраста.

АО "НИТ", к примеру, работает над созданием электронного правительства. Для чего нужен виртуальный кабинет министров, попробую разъяснить буквально на пальцах. Возьмем, к примеру, такой большой механизм, как государство. Оно гарантирует безопасность своим гражданам, но берет у людей определенную плату в виде налогов. То есть любое государство априори существует за счет своих граждан. В последнее время демократические страны стали выстраивать свою деятельность по новой концепции "Customer’s life events", то есть "для и вокруг событий из жизни гражданина". Государство как бы говорит: "Теперь гражданин в фокусе моих интересов. Я живу за счет него, поэтому должно обслуживать его". Следовательно, в мире возобладал корпоративный подход. К этому времени подоспел Интернет, поэтому информационные сервисы государств были реализованы в Интернете в виде единого окна, через которое гражданин может оформлять все свои взаимоотношения с государством.

– Вы имеете в виду центры одного окна, то есть ЦОНы?

– Нет. Тут нужно выделить несколько уровней взаимоотношений. Первый нацелен на то, чтобы гражданин мог получить информацию. Допустим, я зашел на портал и взял нужную информацию для поступления в вуз или получения справки. На втором уровне можно получить какие-либо документы через Интернет. Это уже интерактивная услуга, где нужно владение соответствующими технологиями, чтобы подать официальную заявку через портал. То есть гражданин подает заявку на получение справки через Интернет, никуда не обращаясь. А через два-три дня заберет готовую справку. Это, конечно, более сложная форма интерактивных действий. Есть еще транзакционная. Это третий уровень, когда человек начинает оплачивать через Интернет налоги посредством своей банковской карточки.

– На каком же уровне находимся мы?

– Уже подошли ко второму. Мы строим определенную информационную инфраструктуру, покупая необходимую технику, технологии, разрабатывая программные продукты. К примеру, к концу этого года Министерство юстиции планирует запустить механизм производства смарт-карт, то есть электронных удостоверений с чипом. Это будут обычные на вид пластиковые удостоверения личности, но со встроенным чипом, где будет содержаться информация с идентификационным номером гражданина. При этом на этот чип можно будет загружать определенную информацию. Например, сертификат электронной цифровой подписи. Не надо будет покупать дополнительную смарт-карту, можно воспользоваться своим удостоверением. Хотя можно приобрести смарт-риддер за 10 долларов с обычным USB-входом, с его помощью идентифицироваться и зайти на портал электронного правительства и официально отправить почту в любой государственный орган. Кстати, этот сервис уже работает. Сегодня через портал е-правительства вы можете отправить запрос в министерство.

– В этом году планируется запуск 14 электронных интерактивных услуг. Что они из себя представляют?

– Они станут доступными для населения к концу этого года на портале электронного правительства. Сейчас они действуют во внутреннем контуре, то есть внутри госорганов. Это комплекс услуг, которые предоставляют несколько министерств. Например, в нем задействован налоговый комитет Минфина. В интерактивном режиме можно получить и проверить РНН, справку по задолженности по налогам для физического лица, зарегистрироваться как юридическое лицо. То есть выбраны услуги, наиболее востребованные населением, за которыми они чаще всего обращаются в ЦОНы. У Агентства по управлению земельными ресурсами можно через портал затребовать справку о наличии или отсутствии земельного участка, у регистрационной службы Минюста – свидетельства о рождении, браке или смерти.

– На каком этапе создания находится е-правительство? И когда у каждого из нас будет личная электронная подпись?

– Уже третий год реализовывается программа создания электронного правительства на 2005–2007 годы. Технически все механизмы реализованы, созданы базовые компоненты инфраструктуры е-правительства. Один из них – удостоверяющий центр при Агентстве по информатизации связи (АИС), который выдает электронные цифровые подписи. Таких центров два. Один для госслужащих, второй мы условно называем "прототип национального удостоверяющего центра", который призван работать с населением. Центр чисто технически уже реализован, но есть определенные процедуры, которые надо соблюсти. Я имею в виду получение доступа к так называемым различным уровням информационной безопасности. То есть на каждый уровень надо получить сертификацию, а потом сдать в центр промышленной эксплуатации. Только после этого государство разрешит использовать удостоверяющий центр в масштабе страны.

Что касается электронной цифровой подписи, то она уже есть. И она не привязана к носителю, а может быть закатана на любой носитель в виде флешки, диска или дискеты. После того как вам ее зарегистрируют, вы можете использовать ее через Интернет. Самый популярный способ получить всем такие подписи – дождаться, когда Минюст наладит производство чиповых удостоверений личности. Вы получаете удостоверение, после с этой смарт-картой вы идете в АО "НИТ", в регистрационный пункт удостоверяющего центра. Вас официально зарегистрируют и выдадут электронную цифровую подпись. Но это будет не бесплатно. К примеру, в Эстонии и Корее она стоит от 20 до 30 долларов в год.

– Но сначала надо ликвидировать электронную безграмотность населения.

– Маховик большой соответствующей программы снижения информационного неравенства от 11 октября прошлого года уже закрутился. Она нацелена на 2007–2009 годы, за это время мы должны решить три задачи. Во-первых, обучить и довести уровень компьютерной грамотности казахстанцев до 20 процентов от численности всего населения. Акиматы под эгидой правительства открывают на местах 512 классов для широкомасштабного обучения. Плюс еще 2000 школ рассчитаны для массового обучения взрослых в летний период. Вторая задача – довести до 20 процентов уровень пользователей услуг Интернета. Третья – повышение значимости информационных технологий в повседневной жизни и развитие так называемого kaznet`a. То есть казахстанского сегмента Интернета. Чего только нет в российской части Всемирной паутины! К сожалению, в нашей такого выбора нет. Задача госпрограммы – как раз развить наш сегмент. В ней предусмотрено достаточно средств, чтобы создать около десяти порталов для различных госорганов. Каждое из включенных в программу министерств будет разрабатывать полноценный информационно-познавательный портал. Например, Министерство культуры и информации будет развивать два портала "Культурное наследие" и "Электронная библиотека Казахстана". Там можно будет получить информацию по всем памятникам архитектуры, изобразительного искусства, книгам и т.д. Также свои порталы будут у министерств индустрии и торговли, образования и науки, здравоохранения и Агентства по информатизации и связи.

– Какие задачи, на ваш взгляд, являются сегодня стратегическими для нашей IT-отрасли?

– В Казахстане нужно развить коммерческий сектор для предоставления электронных услуг. То есть то, что мы называем контентом – организация электронных сервисов, медийных компаний, интернет-торговли. Этому пока мешает неготовность населения. Очень мало спроса, а когда его нет, то и предложение вялое. Если бы тысячи домохозяек заинтересовались тем или иным ресурсом, нашелся бы программист, который будет реализовывать услуги в виде сайта. Но наши люди до сих пор редко заходят в Интернет. А ведь частота посещаемости сайта и приносит доход. Видите, мы опять упираемся в необходимость ликбеза. В информационную эру, чтобы создать гэп-рывок, достаточно периода от 3 месяцев до года. Это как революция: достаточно показать флаг. Или как программа жилищного строительства. Раз она доступна и востребована, то все знают, как в нее попасть. Также и с Интернетом. Все зависит от цели, которую ставит государство. Если цель – развитие внутреннего рынка информационных услуг, то пора запускать массовое обучение населения компьютерной грамотности, "ронять" цены на Интернет. Если же мы хотим одной из точек активного роста национального дохода сделать программирование, как в Индии или Ирландии, то нужно организовать второй Бангалор в Алматинской области и открыть несколько университетов для программистов.

– Известно, что виртуальный мир засасывает, лишая человека полноценной жизни. Учитывая специфику

вашей работы, наверное, вы с супругой познакомились посредством Всемирной паутины?

– Во все времена технологии помогали в ежедневной жизни. Информационные технологии тоже призваны быть аксессуаром, дополнением к жизни. Так, в моей жизни 95 процентов времени тратится на живое общение с людьми. С другой стороны, моя семья активно пользуется электронными библиотеками, мы стали реже покупать книги, так как они есть в Интернете. А с супругой мы познакомились тогда, когда еще не было Интернета.

– Как отразятся недавние поправки в Конституцию на вашей работе?

– Отразятся, безусловно, только позитивно, поскольку проект е-правительства сам по себе является неотъемлемой частью административной реформы.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Компания KAZAKHMYS PLC объявила о предложении участникам ТОО "Корпорация Казахмыс" по обмену их долей в уставном капитале на акции компании 31.05.2007
Конец пенсионного фонда 31.05.2007
СПК "Сарыарка" и компания "Алтын I.G. - 2005" создадут СП для разработки угольного месторождения в Карагандинской области 31.05.2007
GSM Казахстан: Отставание с внедрением 3G может негативно повлиять на вхождение Казахстана в 50 наиболее конкурентоспособных стран 31.05.2007
В республике в течение этого года тарифы на интернет планируется снизить еще на 23% 30.05.2007
Новое налоговое уравнение 30.05.2007
Бремя – деньги 30.05.2007
НК "КазМунайГаз" передала своей "дочке" РД "КазМунайГаз" опцион на покупку 50% Nations Energy 30.05.2007
Казатомпром и корпорация "Cameco" заявили о сотрудничестве в области развития конверсионных мощностей по добыче урана 30.05.2007
Минтранском: строительство новых железнодорожных линий будет осуществлено путем концессии 30.05.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz