Наталья БУЕНКО, "Мегаполис", 25 июня
Менеджмент АО "Казпочта" работает из рук вон плохо. Благодаря его стараниям и неуемным аппетитам печатные издания скоро выписывать никто не будет. А из-за дороговизны предоставляемых услуг многие региональные газеты и вовсе канут в Лету. Зато, как выяснилось, компания увеличивает расходы на благотворительность и содержание управленческого аппарата.
– Тарифная политика, проводимая АО "Казпочта", характеризуется дороговизной и постоянным повышением стоимости почтовых услуг. Особо хотелось бы сказать о стоимости услуг по распространению печатной продукции национальным оператором почты, который на сегодня остается самым крупным субъектом на этом рынке, – считает теперь уже экс-мажилисмен Рауан Шаекин. – На его долю приходится около 85 процентов тиражей подписных печатных изданий. Являясь субъектом естественной монополии, общество само устанавливает правила распространения и стоимости услуг. Из-за высоких тарифов особенно местные подписные издания, а это больше половины газет и журналов, пользующихся услугами общества, вынуждены 50-60 процентов своего дохода отдавать за услуги Казпочты. Элементарный расчет одного из карагандинских областных изданий показывает, что газета находится на грани выживания.
По его словам, из-за высоких затрат на содержание в последнее время наблюдается снижение количества периодических изданий. Этот факт компания объясняет появлением новых средств связи и возрастающей конкуренцией со стороны аналогичных поставщиков услуг. Однако это весьма спорное заявление, поскольку в сельской местности АО "Казпочта" по-прежнему остается монополистом. А высокие технологии в виде Всемирной паутины доступны в глубинке еще далеко не всем. Поэтому желающим следить за происходящими событиями в стране и мире ничего не остается, как черпать информацию из газет и журналов.
А вот здесь говорить о качестве услуг, в частности о скорости доставки корреспонденции, не приходится. Лично мне не раз приходилось выслушивать от чиновников за то, что наша газета не попадает к адресатам в день выхода очередного номера. Но сколько бы ни поднимали эту проблему, решать ее никто не торопится. И это происходит в столице. Можно представить, что творится в регионах.
И это на фоне того, что АО "Казпочта" на 100% принадлежит государству, но, как показал анализ, вместо выплаты дивидендов по госпакету ежегодно свой чистый доход компания направляет на пополнение резервного капитала. В то же время из средств госказны на увеличение уставного капитала ежегодно выделяются огромные средства, общая сумма которых уже в этом году составит около 7 миллиардов тенге. Как подчеркнул экс-депутат, административные расходы на содержание управленческого аппарата растут, меры по их сокращению и оптимизации не принимаются. Более того, увеличиваются расходы на благотворительность. К сожалению, Рауан Шаекин не назвал тех, кому оказывается спонсорская помощь, а хотелось бы узнать, на что тратятся казенные деньги.
Зато о собственных работниках, менеджеры компании, судя по всему, не думают. А надо бы. Если в городе работа почтальона не особенно ценится, то на селе почтальон – первый человек. Да и труд у него, прямо скажем, не из легких. Ежедневные 10-километровые марш-броски по доставочным участкам с 5-7-килограммовой сумкой за плечом, сортировка тонн писем, посылок, газетных пачек. В силу того, что на селе Казпочта является практически единственным поставщиком финансовых услуг, операторы почты осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, выплату пенсий и пособий, заработной платы, в том числе и бюджетникам. Принимают налоговые и другие платежи. На них же агентские услуги по обслуживанию жилстройсбережений, потребительскому кредитованию, заключению договоров с накопительными пенсионными фондами и страховыми компаниями. Зачастую приходится работать допоздна, а при выдаче денег и без соответствующей охраны. Как заметил экс-депутат, местные участковые по различным причинам обеспечить ее могут не всегда.
– Нередко приходилось быть свидетелем, как почтальоны, часами стоя на дороге, встречают рейсовые автобусы, которые доставляют почту. И потом им практически на себе приходится нести полученный груз до отделения связи, – сетует народный избранник. – Охрана здания также ложится на плечи начальников ОПС, отопление в холодное время и уборка помещения тоже на нем.
Операторы почты по окончании рабочего дня на дому составляют отчеты об ежедневных операциях, которые отнимают львиную долю времени. Более того, в ближайшее время перечень их работ дополнит развитие почтовой торговли "товары – почтой" и система электронного правительства.
Одним словом, почтальон на селе, как в той поговорке: "и чтец, и жнец, и на дуде игрец". С огромным уровнем ответственности, чрезмерной нагрузкой, ненормированным рабочим днем и зарплатой в некоторых регионах, по словам Рауана Шаекина, в 2,5-3 тысячи тенге. Интересно, пробовали ли их первые руководители прожить на такие деньги хотя бы несколько дней? |