NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 07:11 ast
05:11 msk

Импульс консолидации
К.Келимбетов: "Казына" обретает статус холдинга международного уровня. Именно такая сверхзадача поставлена перед "Казыной" руководством страны
28.06.2007 / экономика

Ирина НОС, "Казахстанская правда", 28 июня

Журналисту частенько доводится присутствовать при разного рода событиях, обсуждениях, кулуарных беседах. Мнения зачастую высказываются по одному и тому же поводу полярные. Так было, когда в апреле Правительство одобрило программу "30 корпоративных лидеров". Тогда глава фонда устойчивого развития "Казына" четко обрисовал позицию государства, сказав, что "компаниям будет оказано содействие в организации энергетических мощностей, транспортных маршрутов, обеспечении кадрами и в других производственных факторах". Почти в то же время, но в кулуарах другой встречи других людей и по иному поводу касательно названной программы звучал некий скепсис, мол, "улита едет, когда-то будет…". Однако! Известны перспективные для развития сферы экономики, подтверждающие последовательный курс Президента на ее диверсификацию: нефтехимия, электроэнергетика, переработка сырья, инфраструктура. Проекты уже названы: каждый аким области представил Правительству свои наработки. Потому, думаю, в ироническом замечании все же главное - глагол "едет"! И в этом интервью мы представляем конструктивную точку зрения на диверсификацию экономики и процесс поиска корпоративных лидеров председателя правления ФУР "Казына" Кайрата КЕЛИМБЕТОВА.

- Кайрат Нематович, в одном из интервью "Казправде" вы высказались в таком ключе: "Мы готовимся перейти от финансирования точек роста и пилотных проектов к формированию новых конкурентоспособных отраслей, системообразующих производств, развитию сопутствующей стратегической инфраструктуры и более тесному партнерству с частным сектором". Надо ли нынешние процессы понимать так, что подготовительный период завершен? Ведь уже появилась программа, призванная "вычислить" лидирующие в своих секторах компании и помочь их становлению.

- Государственная программа "30 корпоративных лидеров" - логическое продолжение стратегии индустриально-инновационного развития.

То есть мы сделали ставку на два вектора - индустриализацию страны и построение инновационной системы. В рамках стратегии была выдвинута кластерная инициатива, где было определено несколько направлений, и по ним сегодня уже видны практические результаты. Это металлургия, стройматериалы, нефтехимическая промышленность, нефтегазовое машиностроение и переработка сельскохозяйственной продукции. Думаю, что по любой программе результат достигается не сразу. И никакая программа не может быть панацеей. Потом, если вспомнить историю, любые новые инициативы встречаются в штыки: большинство консервативно относится к инициативам и с сомнением продолжает следить за ходом событий.

В связи с этим я хотел сказать, что все инициативы Главы государства связаны между собой. Принципами его экономической политики являются последовательность, преемственность и поступательность. Это три важных направления, которыми Президент руководствуется и благодаря чему есть прогресс в экономической политике.

Например, инициатива по созданию национальной инновационной системы. Это очень важный шаг в будущее. Мне нравится приводить этот пример: для того, чтобы участвовать в чемпионате мира по футболу, нужно начать строить спортивные площадки, привлекать зарубежных менеджеров, воспитывать молодое поколение, нужны база, инфраструктура. А в инновационном смысле это технопарки, венчурная индустрия, венчурные фонды, инновационные предприятия, IT-парк "Алатау", помощь развитию отечественной науки, трансферт технологий.

- Читателям "Казправды" вы уже рассказывали, какую работу фонд проделал за год: проанализировали расходы, убедились в адекватности процедур, в том, насколько совершенны бизнес-процессы... Что еще дала "первичная диагностика" вошедших в холдинг компаний?

- Позволила убедиться, что есть очень много поводов для совершенствования. Самое главное - преодолевать закрытость и непрозрачность государственных институтов развития. То есть любое решение должно приниматься прозрачно и понятно для бизнесменов, даже если ответ отрицательный. Наша задача - отстроить систему, которая бы не зависела от того, кто в ней работает, прозрачную, эффективную и ориентированную на конкретный результат.

Я думаю, "Казына" может рассматриваться как пилотный проект Правительства в рамках административной реформы. Мы считаем, что через анализ управляющей компании должны пройти все институты развития, а потом мы предложим, как агент Правительства, что с ними можно сделать: приватизировать, сократить или вообще ликвидировать. "Казына" обретает статус холдинга международного уровня. Именно такая сверхзадача поставлена перед "Казыной" руководством страны.

Потому она требует времени и усилий. И первый приоритет становления - подбор кадров, диагностика, изучение, в конце концов, нахождение собственной ниши в системе государственного правления. Мы очень четко определились с двумя важными направлениями - построением финансовой инвестиционной инфраструктуры в масштабах региона и реализацией программ по диверсификации. Вообще, кластерные инициативы, все проекты, которые мы начинаем реализовывать как прорывные, в результате изменили менталитет бизнеса. Без прямого участия Главы государства этот процесс бы затянулся на долгие годы, именно он научил понимать бизнес-сообщество, что проекты в несырьевой сфере могут быть коммерчески привлекательными.

- Кооперация между бизнесом и государством: как вы ее видите?

- Исторически бизнес эффективнее госструктур. Но в смысле нахождения новых ниш во всем мире государство и бизнес друг другу помогают. То есть, если мы будем для бизнеса и вместе с ним структурировать прорывные проекты, ничего в этом плохого нет. Второй вопрос - создание инфраструктуры. К примеру, завод по выпуску биоэтанола в Северо-Казахстанской области и организуемое производство металлургического кремния в Караганде. Бизнес готов к их реализации, но еще сомневается, поскольку очень много шагов должно сделать государство, чтобы эти инициативы состоялись. Взять, например, проект по металлургическому кремнию. Для того чтобы он был рентабельным, нужен доступ к энергетике по предсказуемым тарифам. Для этого государство в рамках создания индустриального парка в Караганде формирует инфраструктуру. Не будет ее - не будет и проекта. А Глава государства ставит задачу - 30 проектов! Естественно, 30 лучших появятся при отборе из сотни.

- Как их обеспечить инфраструктурой? Завтра завод построят, кто на нем будет работать? А кто его вообще будет строить?

- Мы так видим идеальную схему пропорций любого проекта. На треть это инициатива частного сектора (и риски его на треть). Такую же долю готово взять на себя государство в лице "Казыны", и еще на треть мы приветствуем участие высокотехнологичных зарубежных компаний. И от трансформации кластерной инициативы через построение цепочек добавленной стоимости в различных сегментах мы приходим к появлению национальных чемпионов, то есть корпоративных лидеров. К примеру, мы можем конкурировать как бизнес, как кластер: текстиль Казахстана - с текстилем Центральной Азии, или металлургический кластер Казахстана - с российским. Кроме того, есть уровень, когда мы конкурируем на уровне национальных чемпионов. Допустим, в Южной Корее мы знаем Samsung, LG. В Японии - "Мицубиси", в США - "Шеврон". У нас уже есть "Казахмыс", "КазМунайГаз", Евразийская корпорация, "Казахтелеком". Это лидеры в своих сферах.

Но Глава государства поставил задачу создать корпоративных лидеров в других отраслях, прежде всего в секторах с высокой добавленной стоимостью. То есть у нас должны появиться лидеры в металлургической сфере, химической, нефтехимической, сфере биотоплива или строительных материалов. Из них уже три-пять могут быть в ближайшее время самыми успешными. Сегодняшняя задача - найти их как можно быстрее и помочь им сформироваться, и в тех сферах, которые интересны государству - в несырьевом секторе. Такие проекты должны стать основой новой экономики.

- Кайрат Нематович, используем предлагаемую вами аналогию со спортом. Как руководитель фонда что скажете: "Казына" - тренер или директор спортклуба, созидатель инфраструктуры? Или фонд готов взять на себя обе функции?

- С одной стороны, мы помощники Президента и Правительства по организации диалога между государством и бизнесом. И одна из самых важных частей программы создания корпоративных лидеров - достижение консенсуса. Есть такой термин - "государственно-частное партнерство". В широком смысле это - реальный равноправный диалог государства и бизнеса. Цель "Казыны" - поддержание такого диалога. Мы четко понимаем государственные приоритеты, но мы также бизнес-структура, понимающая язык и законы развития бизнеса. И мы готовы решать проблемы обеих сторон.

"Казына" видит себя в том числе навигатором казахстанского бизнеса. Мы готовы оценивать и анализировать те процессы, которые происходят в соседних странах. Для этого в рамках Центра маркетингово-аналитических исследований мы создаем корпорацию по продвижению экспорта. А еще навигатор - это тот, кто оценивает, куда нужно идти. Здесь мы хотели бы объединить интеллектуальные усилия государства и бизнеса.

Говоря о навигаторстве, я имел ввиду то, что бизнес и государство должны смотреть, как вместе конкурировать. Как это реализовать? Для выполнения всех этих задач нужны деньги, которые есть и у бизнеса и у государства. Их надо правильно скомбинировать. Мы создаем фонд фондов, где не только государство берет на себя риск ответственности, но и кто-то другой. Мы начинаем с создания казахстанско-китайского фонда. Его капитализация на первом этапе от 1,5 до двух миллиардов долларов - на паритетной основе. Этот фонд должен финансировать инфраструктурные проекты.

В Санкт-Петербурге на деловом форуме мы достигли договоренности о создании аналогичного фонда совместно с Внешэкономбанком России, по 500 миллионов с каждой стороны.

Сейчас прорабатываем вопрос о создании фонда с правительством Кыргызстана. Казахстан готов рассмотреть возможность инвестирования 100 миллионов долларов.

К деятельности "Казыны" проявляет интерес Европейский банк реконструкции и развития и другие международные финансовые институты. Нам в свою очередь выгодно пригласить их к сотрудничеству. В том числе чтобы отслеживать эффективность институтов развития, мы предполагаем, чтобы одним из акционеров был представитель глобальных рынков, например ЕБРР. Пусть проверят, как мы работаем. Открыто, честно, прозрачно, эффективно. И мы сразу же получим экспертизу мирового уровня.

- ЕБРР придет не только из интереса, они придут со своими условиями. Мы готовы им соответствовать?

- Мы готовы. Естественно, будет еще сверка позиций. Мы недавно встречались с главой ЕБРР господином Жаном Лемьером, который предположил, что после первого этапа сотрудничества Европейский банк реконструкции и развития может стать одним из акционеров "Казыны" и дочерних компаний.

- Опять же в предыдущих интервью нашей газете вы делали акцент на поручении Президента, данном им всему казахстанскому обществу и касающемся развития государственно-частного партнерства. В этом отношении как задействована "Казына"?

- Я считаю, что возникли все возможности для установления реального государственно-частного партнерства. Президент сказал, что настало время консолидации и Фонд "Казына" от этого получает дополнительный импульс. Считаю, что сейчас нужно ответственно идти к созданию общественного консенсуса, к формированию конструктивного диалога и общественного договора. Все это можно реализовать только через устойчивые партийно-парламентские институты. Очень важен переход от общих разговоров к конкретным действиям по созданию новых активов, новой добавленной стоимости; воспитанию новейшего поколения менеджеров. Я вступил в партию "Нур Отан" именно с этим убеждением. Надеюсь, что это мнение разделят со мной мои коллеги, молодые люди, которые работают в государственных органах, институтах развития и бизнес-структурах.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сообщение МИТ 29.06.2007
Налог невозвратный 29.06.2007
"Народный сберегательный банк Казахстана" сообщил о получении награды "Лучший розничный банк в Центральной Азии" от журнала "The Asian Banker" 29.06.2007
АО "Банк ТуранАлем" сообщило о реорганизации деятельности своих представительств за рубежом 29.06.2007
Ист Кэпитал менеджмент 29.06.2007
Запуск второй линии электропередачи 500 кВольт транзита "Север-Юг Казахстан" состоится в сентябре 2008 года 29.06.2007
Акционеры КТК обсудят 3-4 июля увеличение тарифов и мощности 29.06.2007
Власти Китая обвалили фондовый рынок страны 29.06.2007
Импульс консолидации 28.06.2007
Почему госСТРАХ навевает СТРАХ? 28.06.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz