Ирина НОС, "Казахстанская правда", 28 июня
Журналисту частенько доводится присутствовать при разного рода событиях, обсуждениях, кулуарных беседах. Мнения зачастую высказываются по одному и тому же поводу полярные. Так было, когда в апреле Правительство одобрило программу "30 корпоративных лидеров". Тогда глава фонда устойчивого развития "Казына" четко обрисовал позицию государства, сказав, что "компаниям будет оказано содействие в организации энергетических мощностей, транспортных маршрутов, обеспечении кадрами и в других производственных факторах". Почти в то же время, но в кулуарах другой встречи других людей и по иному поводу касательно названной программы звучал некий скепсис, мол, "улита едет, когда-то будет…". Однако! Известны перспективные для развития сферы экономики, подтверждающие последовательный курс Президента на ее диверсификацию: нефтехимия, электроэнергетика, переработка сырья, инфраструктура. Проекты уже названы: каждый аким области представил Правительству свои наработки. Потому, думаю, в ироническом замечании все же главное - глагол "едет"! И в этом интервью мы представляем конструктивную точку зрения на диверсификацию экономики и процесс поиска корпоративных лидеров председателя правления ФУР "Казына" Кайрата КЕЛИМБЕТОВА.
- Кайрат Нематович, в одном из интервью "Казправде" вы высказались в таком ключе: "Мы готовимся перейти от финансирования точек роста и пилотных проектов к формированию новых конкурентоспособных отраслей, системообразующих производств, развитию сопутствующей стратегической инфраструктуры и более тесному партнерству с частным сектором". Надо ли нынешние процессы понимать так, что подготовительный период завершен? Ведь уже появилась программа, призванная "вычислить" лидирующие в своих секторах компании и помочь их становлению.
- Государственная программа "30 корпоративных лидеров" - логическое продолжение стратегии индустриально-инновационного развития.
То есть мы сделали ставку на два вектора - индустриализацию страны и построение инновационной системы. В рамках стратегии была выдвинута кластерная инициатива, где было определено несколько направлений, и по ним сегодня уже видны практические результаты. Это металлургия, стройматериалы, нефтехимическая промышленность, нефтегазовое машиностроение и переработка сельскохозяйственной продукции. Думаю, что по любой программе результат достигается не сразу. И никакая программа не может быть панацеей. Потом, если вспомнить историю, любые новые инициативы встречаются в штыки: большинство консервативно относится к инициативам и с сомнением продолжает следить за ходом событий.
В связи с этим я хотел сказать, что все инициативы Главы государства связаны между собой. Принципами его экономической политики являются последовательность, преемственность и поступательность. Это три важных направления, которыми Президент руководствуется и благодаря чему есть прогресс в экономической политике.
Например, инициатива по созданию национальной инновационной системы. Это очень важный шаг в будущее. Мне нравится приводить этот пример: для того, чтобы участвовать в чемпионате мира по футболу, нужно начать строить спортивные площадки, привлекать зарубежных менеджеров, воспитывать молодое поколение, нужны база, инфраструктура. А в инновационном смысле это технопарки, венчурная индустрия, венчурные фонды, инновационные предприятия, IT-парк "Алатау", помощь развитию отечественной науки, трансферт технологий.
- Читателям "Казправды" вы уже рассказывали, какую работу фонд проделал за год: проанализировали расходы, убедились в адекватности процедур, в том, насколько совершенны бизнес-процессы... Что еще дала "первичная диагностика" вошедших в холдинг компаний?
- Позволила убедиться, что есть очень много поводов для совершенствования. Самое главное - преодолевать закрытость и непрозрачность государственных институтов развития. То есть любое решение должно приниматься прозрачно и понятно для бизнесменов, даже если ответ отрицательный. Наша задача - отстроить систему, которая бы не зависела от того, кто в ней работает, прозрачную, эффективную и ориентированную на конкретный результат.
Я думаю, "Казына" может рассматриваться как пилотный проект Правительства в рамках административной реформы. Мы считаем, что через анализ управляющей компании должны пройти все институты развития, а потом мы предложим, как агент Правительства, что с ними можно сделать: приватизировать, сократить или вообще ликвидировать. "Казына" обретает статус холдинга международного уровня. Именно такая сверхзадача поставлена перед "Казыной" руководством страны.
Потому она требует времени и усилий. И первый приоритет становления - подбор кадров, диагностика, изучение, в конце концов, нахождение собственной ниши в системе государственного правления. Мы очень четко определились с двумя важными направлениями - построением финансовой инвестиционной инфраструктуры в масштабах региона и реализацией программ по диверсификации. Вообще, кластерные инициативы, все проекты, которые мы начинаем реализовывать как прорывные, в результате изменили менталитет бизнеса. Без прямого участия Главы государства этот процесс бы затянулся на долгие годы, именно он научил понимать бизнес-сообщество, что проекты в несырьевой сфере могут быть коммерчески привлекательными.
- Кооперация между бизнесом и государством: как вы ее видите?
- Исторически бизнес эффективнее госструктур. Но в смысле нахождения новых ниш во всем мире государство и бизнес друг другу помогают. То есть, если мы будем для бизнеса и вместе с ним структурировать прорывные проекты, ничего в этом плохого нет. Второй вопрос - создание инфраструктуры. К примеру, завод по выпуску биоэтанола в Северо-Казахстанской области и организуемое производство металлургического кремния в Караганде. Бизнес готов к их реализации, но еще сомневается, поскольку очень много шагов должно сделать государство, чтобы эти инициативы состоялись. Взять, например, проект по металлургическому кремнию. Для того чтобы он был рентабельным, нужен доступ к энергетике по предсказуемым тарифам. Для этого государство в рамках создания индустриального парка в Караганде формирует инфраструктуру. Не будет ее - не будет и проекта. А Глава государства ставит задачу - 30 проектов! Естественно, 30 лучших появятся при отборе из сотни.
- Как их обеспечить инфраструктурой? Завтра завод построят, кто на нем будет работать? А кто его вообще будет строить?
- Мы так видим идеальную схему пропорций любого проекта. На треть это инициатива частного сектора (и риски его на треть). Такую же долю готово взять на себя государство в лице "Казыны", и еще на треть мы приветствуем участие высокотехнологичных зарубежных компаний. И от трансформации кластерной инициативы через построение цепочек добавленной стоимости в различных сегментах мы приходим к появлению национальных чемпионов, то есть корпоративных лидеров. К примеру, мы можем конкурировать как бизнес, как кластер: текстиль Казахстана - с текстилем Центральной Азии, или металлургический кластер Казахстана - с российским. Кроме того, есть уровень, когда мы конкурируем на уровне национальных чемпионов. Допустим, в Южной Корее мы знаем Samsung, LG. В Японии - "Мицубиси", в США - "Шеврон". У нас уже есть "Казахмыс", "КазМунайГаз", Евразийская корпорация, "Казахтелеком". Это лидеры в своих сферах.
Но Глава государства поставил задачу создать корпоративных лидеров в других отраслях, прежде всего в секторах с высокой добавленной стоимостью. То есть у нас должны появиться лидеры в металлургической сфере, химической, нефтехимической, сфере биотоплива или строительных материалов. Из них уже три-пять могут быть в ближайшее время самыми успешными. Сегодняшняя задача - найти их как можно быстрее и помочь им сформироваться, и в тех сферах, которые интересны государству - в несырьевом секторе. Такие проекты должны стать основой новой экономики.
- Кайрат Нематович, используем предлагаемую вами аналогию со спортом. Как руководитель фонда что скажете: "Казына" - тренер или директор спортклуба, созидатель инфраструктуры? Или фонд готов взять на себя обе функции?
- С одной стороны, мы помощники Президента и Правительства по организации диалога между государством и бизнесом. И одна из самых важных частей программы создания корпоративных лидеров - достижение консенсуса. Есть такой термин - "государственно-частное партнерство". В широком смысле это - реальный равноправный диалог государства и бизнеса. Цель "Казыны" - поддержание такого диалога. Мы четко понимаем государственные приоритеты, но мы также бизнес-структура, понимающая язык и законы развития бизнеса. И мы готовы решать проблемы обеих сторон.
"Казына" видит себя в том числе навигатором казахстанского бизнеса. Мы готовы оценивать и анализировать те процессы, которые происходят в соседних странах. Для этого в рамках Центра маркетингово-аналитических исследований мы создаем корпорацию по продвижению экспорта. А еще навигатор - это тот, кто оценивает, куда нужно идти. Здесь мы хотели бы объединить интеллектуальные усилия государства и бизнеса.
Говоря о навигаторстве, я имел ввиду то, что бизнес и государство должны смотреть, как вместе конкурировать. Как это реализовать? Для выполнения всех этих задач нужны деньги, которые есть и у бизнеса и у государства. Их надо правильно скомбинировать. Мы создаем фонд фондов, где не только государство берет на себя риск ответственности, но и кто-то другой. Мы начинаем с создания казахстанско-китайского фонда. Его капитализация на первом этапе от 1,5 до двух миллиардов долларов - на паритетной основе. Этот фонд должен финансировать инфраструктурные проекты.
В Санкт-Петербурге на деловом форуме мы достигли договоренности о создании аналогичного фонда совместно с Внешэкономбанком России, по 500 миллионов с каждой стороны.
Сейчас прорабатываем вопрос о создании фонда с правительством Кыргызстана. Казахстан готов рассмотреть возможность инвестирования 100 миллионов долларов.
К деятельности "Казыны" проявляет интерес Европейский банк реконструкции и развития и другие международные финансовые институты. Нам в свою очередь выгодно пригласить их к сотрудничеству. В том числе чтобы отслеживать эффективность институтов развития, мы предполагаем, чтобы одним из акционеров был представитель глобальных рынков, например ЕБРР. Пусть проверят, как мы работаем. Открыто, честно, прозрачно, эффективно. И мы сразу же получим экспертизу мирового уровня.
- ЕБРР придет не только из интереса, они придут со своими условиями. Мы готовы им соответствовать?
- Мы готовы. Естественно, будет еще сверка позиций. Мы недавно встречались с главой ЕБРР господином Жаном Лемьером, который предположил, что после первого этапа сотрудничества Европейский банк реконструкции и развития может стать одним из акционеров "Казыны" и дочерних компаний.
- Опять же в предыдущих интервью нашей газете вы делали акцент на поручении Президента, данном им всему казахстанскому обществу и касающемся развития государственно-частного партнерства. В этом отношении как задействована "Казына"?
- Я считаю, что возникли все возможности для установления реального государственно-частного партнерства. Президент сказал, что настало время консолидации и Фонд "Казына" от этого получает дополнительный импульс. Считаю, что сейчас нужно ответственно идти к созданию общественного консенсуса, к формированию конструктивного диалога и общественного договора. Все это можно реализовать только через устойчивые партийно-парламентские институты. Очень важен переход от общих разговоров к конкретным действиям по созданию новых активов, новой добавленной стоимости; воспитанию новейшего поколения менеджеров. Я вступил в партию "Нур Отан" именно с этим убеждением. Надеюсь, что это мнение разделят со мной мои коллеги, молодые люди, которые работают в государственных органах, институтах развития и бизнес-структурах. |