Артем Нагиев, "Финансовые известия", 24 июля
По данным национального бюро статистики КНР, уже пятый год подряд рост ВВП Китая уверенно преодолевает 10-процентную отметку: в 2006 году - 11,1%, планы на 2007-й - на уровне 10,8%. При этом основной вклад в увеличение ВВП вносят экспортно ориентированные отрасли.
Сегодня, пожалуй, уже нет ни одного сегмента мировой экономики, где бы не были представлены компании из Поднебесной. Никого уже не удивишь китайскими продуктами питания, бытовой техникой, одеждой. Более того, китайские бизнесмены прочно обосновались на мировых рынках металлопродукции, IT-индустрии и машиностроения, где благодаря заниженным ценам успешно конкурируют с крупнейшими транснациональными корпорациями. Хотя, учитывая льготное налогообложение и кредитование, субсидии, предоставляемые экспортоориентированным предприятиям китайским правительством, конкуренцией на равных это не назовешь.
Российские автопроизводители уже успели прочувствовать тяжесть китайского демпинга. В прошлом году продажи китайских автомобилей в России увеличились на 400%. И есть все предпосылки к дальнейшему росту: годовое производство автомобилей в Китае к 2010 году планируется увеличить до 10 млн штук, из которых немалая часть пойдет на экспорт в Россию.
В металлургии ситуация не менее тревожная. Продукция черной металлургии в структуре китайского экспорта в нашу страну начинает занимать все большее место: в 2006 году поставки выросли в стоимостном выражении на 270%. Есть и более впечатляющие примеры: за период с 2004 по 2006 год объемы экспорта китайских насосно-компрессорных труб в Россию увеличились на 4587%. Если тенденция сохранится, считают аналитики, то уже через несколько лет российские металлурги могут лишиться значительной доли внутреннего рынка. Кроме того, это существенно затруднит возврат многомиллиардных частных инвестиций, вложенных за последние десять лет в развитие отечественного металлургического комплекса.
Нечто подобное уже происходило в мире. В 2001 году в результате демпингового давления китайских производителей был практически полностью парализован американский рынок металла, что привело к закрытию 11 металлургических комбинатов. Реакцией на это стало принятие в США более 10 антидемпинговых мер против стального импорта из КНР.
О необходимости принятия мер по поддержке национальных производителей заявляют и европейские металлурги. За 2006 год Китай нарастил поставки стали в ЕС почти на 300% - до 5,7 млн тонн. К концу 2007 года аналитики прогнозируют рост экспорта китайской стали в Европу в два раза - до 10 млн тонн. По словам торгового директора европейской федерации стали Карла Ташеле, "Eurofer уже начал готовить антидемпинговые претензии, основанные на угрозе нарушений прав металлургов". Подобная работа сегодня ведется также в Мексике, Венесуэле, Аргентине. В июне с инициативой о проведении антидемпингового расследования в отношении китайской трубной продукции выступили металлурги из США. Как отмечает аналитик ИК "БрокерКредитСервис" Вячеслав Жабин, после принятия антидемпинговых мер в США, других странах стальной поток из Китая будет переориентирован на Россию.
В нашей же стране по отношению к Китаю до сих пор действует преференционный режим торговли как с развивающейся страной. Этот статус дает возможность китайским экспортерам обойти некоторые российские таможенные ограничения (например, введенная в прошлом году специальная пошлина на трубы большого диаметра на китайскую продукцию не распространяется). Есть, правда, и случаи поддержки отечественных производителей, так, например, недавно четырем китайским автомобильным компаниям было отказано в организации промышленной сборки автомобилей на территории России. Однако, чтобы повлиять на общую тенденцию, необходимы более кардинальные меры, среди которых уже хорошо зарекомендовавшие себя антидемпинговые ограничения и отмена преференционного режима. |