Бахытжан ЖУМАЛИЕВА, "Республика", 17 августа
Как сообщило Минэнергетики и минеральных ресурсов РК, итальянская Eni, оператор нефтяного месторождения Кашаган, уведомила министерство об очередной отсрочке начала промышленной добычи на месторождении Кашаган, а также об увеличении сметы с $57 млрд до $136 млрд. Публично выразив свое возмущение очередной отсрочкой, наше правительство с 6 августа т.г. приступило к переговорам с иностранными акционерами, потребовав повышения казахстанской доли в прибыльной нефти с 10% до 40%.
Agip KCO не первый раз переносит начало промышленной добычи на Кашагане. Согласно СРП она должна была начаться в 2005 году. За предыдущую задержку Казахстан уже оштрафовал консорциум на $150 млн, хотя первоначально озвучивалась цифра $0,5 млрд. Тогда консорциум планировал начать эксплуатацию в 2007-2008 годах, а теперь сроки отодвигаются до второй половины 2010 года, что, понятно, не может устраивать казахстанских участников.
КМГ начнет свое расследование
- Не думаю, что консорциум пойдет на сокращение своей прибыли на 30%, – сказал нашей газете эксперт по морским проектам Олег ТУРКОВ, – но при этом сумма расходов, названная акционерами, сильно завышена. Видимо, консорциум умышленно завышает. Казахстан в лице национальной компании "КазМунайГаз" в этом проекте имеет 8,33%, иными словами, КМГ должна будет внести свыше $10 млрд. Переговоры предстоят трудные, и, скорей всего, снова сойдутся на штрафе, хотя согласно СРП дальнейших отсрочек не предусматривалось. В нем оговаривалось, что при непредвиденных обстоятельствах сроки промышленной добычи могут быть смещены на срок до трех лет. В создавшейся ситуации виноваты все, и в первую очередь правительство Казахстана. "Казахстанкаспийшельф", компания, созданная в свое время для работы на Каспии, была отстранена от проекта, а ее доля продана иностранным инвесторам. Таким образом, на начальном этане Казахстан вышел из состава акционеров, самоустранившись от проекта. Доля в 8,33% была приобретена лишь в 2005 году. В течение этих трех лет системного контроля также не было, и накопилось много вопросов.
О завышенности суммы, названной консорциумом, говорят и представители казахстанского правительства. "Мы приступаем к изучению расчетов по новым затратам проекта, чтобы выяснить, насколько они обоснованы", – сообщил прессе министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ. Он пояснил, что отсрочка начала добычи связана с проведением дополнительных подготовительных работ на месторождении, чтобы обеспечить безопасность окружающей среды и людей, которые проживают недалеко от Кашагана.
Свое расследование собирается провести и национальная компания. Как в свою очередь заявил президент НК "КазМунайГаз" Узакбай КАРАБАЛИН, "у казахстанской стороны есть серьезные претензии к подрядчику Северокаспийского проекта в связи с отсрочкой начала добычи нефти на Кашагане и ростом затрат по проекту. В целях установления причин, приведших к этому, руководство "КазМунайГаза" проведет собственное расследование с привлечением независимых международных консультантов". К тому же с целью активизации работ на Кашагане КМГ намерена в 2007 году увеличить заем для финансирования своего долевого участия в проекте с $700 млн до $1,5 млрд.
Зачем нужна отсрочка?
Нефтяники отмечают, что и увеличение сметы, и отсрочка реализации проекта связаны со сложными геологическими условиями, месторождение расположено в замерзающей части Каспия, а также имеет место высокое пластовое давление, повышенная сернистость нефти. Некоторые склоняются к мысли, что участники консорциума рискуют не только деньгами, но и своей репутацией, поэтому стремятся более тщательно подготовиться к разработке месторождения, расположенного к тому же в экологически чувствительной зоне Каспия.
По мнению отдельных экспертов, условия раздела продукции основаны на трех критериях: IRR (внутренняя норма рентабельности), отношение доходов к затратам и отбор запасов. В таких условиях отсрочка срока ввода месторождения в эксплуатацию не так гибельна для подрядчика, поскольку и раздел продукции при низкой IRR дольше происходит в его пользу. Однако если Eni согласится на условия увеличения доли Казахстана в прибыльной нефти, окупаемость проекта для подрядчика растягивается на более длительный срок. Соглашение подписывалось на 40 лет, прошло уже 9.
Кроме того, говорят аналитики, в ближайшие 2-3 года не будет решен вопрос транспортировки добываемой нефти. Мощности системы Каспийского трубопроводного консорциума и трубопровода Атырау – Самара заполнены. Для транспортировки в китайском направлении необходимо добиться квоты на прокачку от китайской CNPC и доставлять нефть в Атасу. Как вариант, на первоначальном этапе можно было транспортировать железной дорогой или танкерами из Актау, но месторождение располагается на мелководье, что затрудняет приближение к нему кораблей.
В середине прошлого года было объявлено, что 7,5 млн тонн нефти с Кашагана (с возможным увеличением поставок до 25 млн тонн в год) будет поставляться по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Но переговоры на этот счет еще только ведутся. Тем более что для подключения Кашагана к БТД необходимо создать Казахстанскую каспийскую систему транспортировки нефти, что предполагает строительство трубопровода Ескене – Курык (порт на побережье Каспия).
Многие аналитики проводят аналогию, что похожим образом действовало российское правительство, которое в течение долгого времени не соглашалось на увеличение сметы второго этапа проекта "Сахалин-2" до $ 19,9 млрд, как того требовали исходные акционеры проекта – Shell, Mitsui и Mitsubishi. Однако, как только контроль над проектом получил "Газпром", проблема была снята.
Запасы – будущим поколениям
На переговорах между правительством Казахстана и акционерами консорциума не последнее место займет вопрос охраны окружающей среды. Как стало известно, Росприроднадзор МПР России планирует провести в начале сентября текущего года совещание по проблемам сохранения популяции каспийского тюленя с участием Минсельхоза и МИД России. По итогам совещания должен появиться план сохранения популяции.
По мнению российских экологов, в мае 2006 года в северо-восточной акватории Каспийского моря в результате аварийного выброса углеводородного сырья из скважины, расположенной на территории Agip KCO (Казахстан), зафиксирована массовая гибель тюленей и осетровых. Ущерб оценивается в $1,9 млн. Анализ проб воды показал превышение ПДК по фенолу в 3-6 раз, нефтепродуктам – более чем в 30 раз.
Некоторые казахстанские нефтяники высказывают мысль, что можно было бы приостановить этот проект, чтобы досконально исследовать влияние бурения и добычи на экосреду Каспия. Иными словами, сохранить море и его запасы будущим поколениям.
…Напомним, что в настоящее время состав участников Agip KCO выглядит следующим образом: Eni (Италия), Total (Франция), ExxonMobil (США), Royal Dutch/Shell (Великобритания) имеют по 18,52% доли участия, ConocoPhillips (США) – 9,26%, Inpex (Япония) и "КазМунайГаз" – по 8,33%. |