Евгений Дмитриев, "Известия-Казахстан", 4 сентября
Похоже, что на всех слухах и пересудах о намерениях правительства создать в Казахстане второго национального авиаперевозчика можно ставить крест. Вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров в ходе второго центральноазиатского фестиваля "Business Weekend Central Asia-2007" доходчиво объяснил, почему государство в лице правительства не пойдет на создание второй крупной авиакомпании даже ради появления у "Эйр Астаны" реального конкурента.
"У нас есть проект - "Эйр Астана", государство в него вошло и владеет доминирующим пакетом акций. И если ты нормальный, здравомыслящий бизнесмен, то не будешь себе создавать еще одного конкурента, - пояснил Азат Бектуров позицию министерства по этому вопросу. - Емкость рынка такова, что когда ты вторым конкурентом заходишь на него, то фактически бьешь первого. То есть второй рукой будешь бить первую, которая прекрасно работает и приносит доход государству".
Государство действительно может быть довольно - по сведениям представителя МТК, "Эйр Астана" уже приносит ему 100 миллионов долларов в виде налогов. А вот потребитель авиауслуг не всегда доволен монополией на самых "мясистых" (Астана - Алматы, Астана - Атырау и т. д.), по выражению вице-министра, рейсах. Не потому, что из принципа проникся идеей необходимости конкуренции на любом рынке, а потому, что регулярно сталкивается с издержками монополии вроде отсутствия билетов в нужную минуту. Будь у "ЭА" хоть один конкурент, у потребителя была хотя бы возможность, "опоздав" на рейс одной компании, воспользоваться услугами другой…
Азат Бектуров существование ряда проблем, связанных с монополией на отдельных рейсах, признает. Однако настаивает, что в этом вопросе есть и оборотная сторона. Она связана прежде всего с соображениями безопасности, а также определенными стандартами, которым должны соответствовать перевозчики. По его словам, МТК хоть сейчас готово впустить на "мясистые" рейсы альтернативные компании при одном-единственном условии - если те предъявят министерству новые "борты" классом не хуже, чем те, которыми располагает полугосударственный монополист.
"Мы им (авиакомпаниям. - Прим. авт.) говорим: покажите нам современное судно, как у "Эйр Астаны", и тогда эта конкуренция будет. Если вы найдете инвестора со "свежим" "Боингом-737-800, пожалуйста, я вам гарантирую - будете регулярно летать по маршруту Астана - Алматы параллельно с "Эйр Астаной", но вы же мне не покажете новый "737", - говорит Азат Бектуров. И, по сути, он прав. Приобретение нового "Боинга" - удовольствие дорогостоящее, и ни одна авиакомпания не пойдет на эту покупку, если не будет уверена на все сто в возможности его эксплуатировать. "В авиации это вопрос курицы и яйца: вы им не даете маршрута, потому что у них нет современного самолета, а они физически не могут заиметь современный самолет, не имея гарантий на маршруты. Получается, такой замкнутый круг у нас и существует последние 2-3 года", - говорит представитель МТК.
Кстати, когда Азат Бектуров говорит о "современном самолете", он, разумеется, подразумевает под этим требованием и еще целый ряд сопутствующих "мелочей" - от квалификации экипажа до возможностей ремонтной и обслуживающей базы компании работать именно с этим типом самолета. Но даже если какая-либо казахстанская авиакомпания найдет инвестора, готового не просто закупить новый "Боинг", но и вложить деньги в развитие сопутствующей этому борту инфраструктуры, то именно сейчас у нее будут серьезные проблемы с его приобретением.
"Не надо забывать - во всем мире настоящий бум гражданской авиации, нет свободных самолетов на рынке, даже для "Эйр Астаны" приобрести новый борт - большая проблема. А остальным нашим авиакомпаниям это сейчас будет тем более очень тяжело осуществить. Но любой рынок переживает периоды пика и спада, и именно в период общего спада на мировых авиарынках появятся свободные самолеты, и должны появиться инвесторы, которые увидят в казахстанском рынке гражданской авиации возможности для вложения своих средств", - полагает вице-министр транспорта и коммуникаций.
Когда именно наступит этот благоприятный момент для разбавления монополии "Эйр Астаны", никто точно сказать не может. Азат Бектуров в этом трагедии не видит: по его мнению, доминирование компании на авиарынке республики является важным моментом для государства. "Эйр Астана" не просто работает на каком-то одном выгодном маршруте, она выстраивает целую сеть маршрутов, чтобы пассажир мог не просто долететь из Астаны в другую "точку", но и потом пересесть на самолет этой же компании и долететь по менее прибыльному для нее маршруту в третий-четвертый город. "Многих бы маршрутов, которые сейчас обслуживает "Эйр Астаны", не было на карте, потому что компания без гос-участия, чисто коммерческая, никогда бы не пошла на их субсидирование за счет прибыльных линий", - пояснил вице-министр. |