NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:24 ast
18:24 msk

В Казахстане не будет второй "Эйр Астаны"
Похоже, что на всех слухах и пересудах о намерениях правительства создать в Казахстане второго национального авиаперевозчика можно ставить крест
05.09.2007 / экономика

Евгений Дмитриев, "Известия-Казахстан", 4 сентября

Похоже, что на всех слухах и пересудах о намерениях правительства создать в Казахстане второго национального авиаперевозчика можно ставить крест. Вице-министр транспорта и коммуникаций Азат Бектуров в ходе второго центральноазиатского фестиваля "Business Weekend Central Asia-2007" доходчиво объяснил, почему государство в лице правительства не пойдет на создание второй крупной авиакомпании даже ради появления у "Эйр Астаны" реального конкурента.

"У нас есть проект - "Эйр Астана", государство в него вошло и владеет доминирующим пакетом акций. И если ты нормальный, здравомыслящий бизнесмен, то не будешь себе создавать еще одного конкурента, - пояснил Азат Бектуров позицию министерства по этому вопросу. - Емкость рынка такова, что когда ты вторым конкурентом заходишь на него, то фактически бьешь первого. То есть второй рукой будешь бить первую, которая прекрасно работает и приносит доход государству".

Государство действительно может быть довольно - по сведениям представителя МТК, "Эйр Астана" уже приносит ему 100 миллионов долларов в виде налогов. А вот потребитель авиауслуг не всегда доволен монополией на самых "мясистых" (Астана - Алматы, Астана - Атырау и т. д.), по выражению вице-министра, рейсах. Не потому, что из принципа проникся идеей необходимости конкуренции на любом рынке, а потому, что регулярно сталкивается с издержками монополии вроде отсутствия билетов в нужную минуту. Будь у "ЭА" хоть один конкурент, у потребителя была хотя бы возможность, "опоздав" на рейс одной компании, воспользоваться услугами другой…

Азат Бектуров существование ряда проблем, связанных с монополией на отдельных рейсах, признает. Однако настаивает, что в этом вопросе есть и оборотная сторона. Она связана прежде всего с соображениями безопасности, а также определенными стандартами, которым должны соответствовать перевозчики. По его словам, МТК хоть сейчас готово впустить на "мясистые" рейсы альтернативные компании при одном-единственном условии - если те предъявят министерству новые "борты" классом не хуже, чем те, которыми располагает полугосударственный монополист.

"Мы им (авиакомпаниям. - Прим. авт.) говорим: покажите нам современное судно, как у "Эйр Астаны", и тогда эта конкуренция будет. Если вы найдете инвестора со "свежим" "Боингом-737-800, пожалуйста, я вам гарантирую - будете регулярно летать по маршруту Астана - Алматы параллельно с "Эйр Астаной", но вы же мне не покажете новый "737", - говорит Азат Бектуров. И, по сути, он прав. Приобретение нового "Боинга" - удовольствие дорогостоящее, и ни одна авиакомпания не пойдет на эту покупку, если не будет уверена на все сто в возможности его эксплуатировать. "В авиации это вопрос курицы и яйца: вы им не даете маршрута, потому что у них нет современного самолета, а они физически не могут заиметь современный самолет, не имея гарантий на маршруты. Получается, такой замкнутый круг у нас и существует последние 2-3 года", - говорит представитель МТК.

Кстати, когда Азат Бектуров говорит о "современном самолете", он, разумеется, подразумевает под этим требованием и еще целый ряд сопутствующих "мелочей" - от квалификации экипажа до возможностей ремонтной и обслуживающей базы компании работать именно с этим типом самолета. Но даже если какая-либо казахстанская авиакомпания найдет инвестора, готового не просто закупить новый "Боинг", но и вложить деньги в развитие сопутствующей этому борту инфраструктуры, то именно сейчас у нее будут серьезные проблемы с его приобретением.

"Не надо забывать - во всем мире настоящий бум гражданской авиации, нет свободных самолетов на рынке, даже для "Эйр Астаны" приобрести новый борт - большая проблема. А остальным нашим авиакомпаниям это сейчас будет тем более очень тяжело осуществить. Но любой рынок переживает периоды пика и спада, и именно в период общего спада на мировых авиарынках появятся свободные самолеты, и должны появиться инвесторы, которые увидят в казахстанском рынке гражданской авиации возможности для вложения своих средств", - полагает вице-министр транспорта и коммуникаций.

Когда именно наступит этот благоприятный момент для разбавления монополии "Эйр Астаны", никто точно сказать не может. Азат Бектуров в этом трагедии не видит: по его мнению, доминирование компании на авиарынке республики является важным моментом для государства. "Эйр Астана" не просто работает на каком-то одном выгодном маршруте, она выстраивает целую сеть маршрутов, чтобы пассажир мог не просто долететь из Астаны в другую "точку", но и потом пересесть на самолет этой же компании и долететь по менее прибыльному для нее маршруту в третий-четвертый город. "Многих бы маршрутов, которые сейчас обслуживает "Эйр Астаны", не было на карте, потому что компания без гос-участия, чисто коммерческая, никогда бы не пошла на их субсидирование за счет прибыльных линий", - пояснил вице-министр.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нацбанк сохранил ставку рефинансирования на уровне 9% 28.09.2007
Цена на хлеб в крупнейшем городе Казахстана повысится 28.09.2007
"Полностью остановить рост цен в сегодняшней экономической ситуации в Казахстане невозможно" 28.09.2007
Дорогое будущее, но светлое 28.09.2007
Минсельхоз готов выделить средства для формирования зерновых стабфондов в регионах 28.09.2007
Пшеничное зерно раздора 28.09.2007
Стратегия партнерства 28.09.2007
"В Казахстане в ближайшее время не планируется повышать тарифы на грузовые железнодорожные перевозки" 28.09.2007
"ИСТ Кэпитал" переименовывается в Инвестиционную группу "ИСТ Коммерц"; в ее капитал вошел "Казкоммерцбанк" 28.09.2007
ВТБ отказался от покупки банка в Казахстане 28.09.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz