Акбар БАЙБОЛОВ, "Казахстанская правда", 19 октября
В ноябре исполнится год, как российский промышленный холдинг "Базовый элемент" получил контроль над производителем цемента "Сас-Тобе" в Южно-Казахстанской области. О первых итогах работы, планах компании в нашей стране в интервью "Казахстанской правде" рассказал генеральный директор компании "БазэлЦемент" Дмитрий Савенков.
- В октябре со страниц европейской и российской прессы не сходили сообщения о создании совместного предприятия российского промышленного холдинга "Базовый элемент" и австрийского строительного концерна Strabag по выпуску цемента в Европе. Эксперты предсказывали, в частности, что объем инвестиций во вновь создаваемую компанию превысит 1,5 миллиарда долларов. Поясните, что состоится в рамках сотрудничества двух компаний?
- Да, "Базовый элемент" и Strabag, один из крупнейших австрийских строительных концернов с оборотом почти в десять миллиардов евро, в начале октября объявили о создании СП по выпуску цемента и нерудных материалов. Strabag вносит в капитал СП собственные заводы по выпуску цемента, "Базовый элемент" - свои предприятия, в частности, казахстанский завод в Сас-Тобе.
Причины, которые подвигли компании к сотрудничеству, очевидны. Один из крупнейших строительных концернов Европы обладает бесценными знаниями в области технологий и производства материалов, а страны СНГ, прежде всего, Россия, Казахстан и Украина, являются огромными рынками для применения европейских технологий, у нас очень интенсивно ведется строительство зданий и объектов промышленного назначения, а также жилых домов. Такие объемы работ европейским строителям могут только сниться.
- Какие задачи стоят перед всей группой "БазэлЦемент"?
- Наша цель - выйти на объем производства не менее 16 миллионов тонн цемента к 2012 году, объем инвестиций в развитие компании оценивается примерно в три миллиарда долларов. Вся наша инвестиционная программа реализуется без отклонений по времени. Пока предприятия "БазэлЦемента" работают только в России и Казахстане, и с Казахстаном мы связываем большие планы.
- "Базовый элемент" приобрел завод в Сас-Тобе почти год назад. Чем был вызван интерес к казахстанскому предприятию?
- Казахстанское строительство чрезвычайно активно, и здесь ощущается острый дефицит цемента. Примерно четверть всего потребляемого цемента - около 2,5 миллиона тонн в год - завозится из России, Узбекистана, Китая. Мы полагаем, что здесь отличные возможности для увеличения выпуска цемента и других строительных материалов. Производить цемент в Казахстане выгоднее, чем завозить его из-за рубежа.
- Что изменилось с приходом "БазэлЦемента" на заводе в Сас-Тобе?
- В конце прошлого года, на момент вхождения завода в нашу группу, "Сас-Тобе Цемент" выпускал не более 60 тысяч тонн продукции в год. Это очень мало как по российским, так и по европейским меркам. Мы проанализировали состояние дел на производстве и начали его модернизацию. На первом этапе мы потратили на модернизацию производства около восьми миллионов долларов. По нашим планам, к началу 2008 года завод выйдет на производственную мощность в 50 тысяч тонн цемента в месяц и доведет годовую производительность до 600 тысяч тонн.
Но завод в Сас-Тобе занимается не только цементом. Мы налаживаем также выпуск извести в довольно большом объеме - около 100 тысяч тонн в год. Совмещение производства извести и цемента на одной площадке дает значительную экономию в себестоимости продукта.
- С какими проблемами столкнулся "Базовый элемент", начав работу на предприятии?
- Кадровая политика, вот вопрос, который волнует нас особенно остро. В течение последних пятнадцати лет цементная отрасль не являлась престижной для работников. И для улучшения качества инженерного состава, рабочих приходится прилагать множество усилий. Прежде всего мы повысили заработную плату сотрудникам, для некоторых категорий работников зарплата выросла на 25 процентов, для другой категории - на пятьдесят. Мы начали организовывать курсы по повышению квалификации.
Ну и второй вопрос, конечно, это экологический аспект. До нашего прихода вопросам экологии в Сас-Тобе уделялось далеко не первостепенное внимание. В силу специфики цементные заводы в качестве сырья для печей на 40-60 процентов используют разнообразные отходы, шлаки. Цементный завод - настоящий утилизатор всего вредного, что производит наша цивилизация. И мы бы хотели на примере Сас-Тобе развеять убеждение о том, что цементный завод - вредное производство. Во всем мире эти предприятия - составляющая глобальных экологических программ. Только отношение к этому вопросу должно быть правильным. Поэтому из восьми миллионов инвестиций один миллион мы направляем на решение экологических задач: реконструкцию электрофильтра, создание системы аспирации (пылеулавливание) в помольном отделении.
- Как будет развиваться завод в Сас-Тобе далее?
- Мы разрабатываем ТЭО строительства на Сас-Тобинском заводе новой линии "сухого способа" общей мощностью 1,2-1,5 миллиона тонн. В связи с тем, что предприятие располагает существенными запасами высококачественного сырья (более 66 миллионов тонн известняка) и обладает выгодным географическим положением, мы считаем это строительство одним из наиболее приоритетных направлений развития нашей компании. После подготовки ТЭО в начале 2008 года мы планируем провести тендер на выбор поставщика оборудования и технологии и подрядной организации по строительству завода. Предварительный срок пуска новой линии - июнь 2010 года.
Мы считаем, что это решит проблему дефицита цемента на юге Казахстана. Таким образом, Сас-Тобинский цементный завод достигнет общей мощности в два миллиона тонн в год.
- На рынке активно циркулируют слухи о планах "Базового элемента" заняться скупкой других казахстанских цементных предприятий. Имеют ли они под собой основания?
- Для нас является приоритетным развитие Сас-Тобинского цементного завода. Но мы готовы рассматривать любые предложения. К сожалению, существующие цементные заводы в Казахстане, по нашему мнению, сильно переоценены.
- Планирует ли ваша компания заниматься выпуском каких-либо других видов строительных материалов?
- Наши ближайшие задачи на 2008 год - строительство заводов по выпуску газобетона. Мы ведем переговоры о привлечении инвестиций и закупке оборудования для запуска заводов, которые будут находиться неподалеку от Алматы и Астаны. Проектная мощность каждого предприятия - около 150 тысяч кубометров газобетона в год.
- Как работает российское подразделение компании?
- В октябре начато строительство Серебрянского завода в Рязанской области. Одна из китайских компаний поставит оборудование, стоимость контракта составит более 80 миллионов тонн. В августе закончилась реконструкция первой линии Ачинского цементного завода в Сибири, уже начата отгрузка цемента с этого предприятия потребителям. Заказы расписаны на два месяца вперед. Мы вложили в реконструкцию завода 13 миллионов долларов. Со временем в Ачинске будут запущены еще две новые линии, которые смогут выпускать до 2,1 миллиона тонн продукции в год. И в заданные сроки мы укладываемся.
Кроме того, нами приобретено крупное месторождение цементного сырья на юге России в районе Туапсе, начата разработка проектной документации по строительству цементного завода мощностью четыре миллиона тонн в год.
- Можете ли упомянуть какие-либо еще значимые проекты?
- Вы наверняка слышали о проектах "Базового элемента" в Сочи, городе, где будут проводиться зимние олимпийские игры 2014 года. Чтобы обеспечивать многочисленные стройки "Базового элемента" олимпийских объектов, гостиниц и дорог, мы планируем выпускать цемент на собственном заводе в Туапсе. Объем инвестиций "Базового элемента" в строительство олимпийских и инфраструктурных объектов в Сочи превысит три миллиарда долларов. Государство и частные инвесторы вложат в олимпийскую стройку более 12 миллиардов долларов, так что в Сочи у нас очень прочный плацдарм.
В России начинается реализация проектов в области частно-государственного партнерства. В Санкт-Петербурге планируется строительство Орловского тоннеля и платной объездной дороги вокруг города протяженностью в 46 километров. Объекты требуют больших инвестиций - более двух миллиардов, мы участвуем в консорциумах на строительство этих объектов совместно с рядом других европейских фирм, таких как Hochtief, Strabag, BEgis, Boyuages, так как реализация столь масштабных проектов, даже при поддержке государства, не по силам ни одному частному инвестору - слишком много средств необходимо вложить.
- "Базовый элемент" успешно разворачивает свое участие в модернизации строительной отрасли Казахстана. А не могли бы вы рассказать о инвестициях компании в другие секторы экономики страны?
- Мы большая компания и занимаемся выпуском автомобилей, предоставлением финансовых услуг, разведкой полезных ископаемых. Экономика Казахстана представляет для нас большой интерес. В будущем году Правительство РК планирует объявить тендеры на строительство инфраструктурных объектов, дорог, мостов. Мы выбрали более десяти конкретных проектов, реализацией которых готовы заняться, и будем обсуждать условия участия в этих проектах.
Наша компания является акционером крупнейших европейских компаний Hochtief и Strabag, которые уже построили десятки скоростных дорог, аэропортов, тоннелей во всей Европе. Мы хотели бы принимать активное участие в развитии инфраструктуры Казахстана. |