Адиль Урманов, "Бизнес и власть", 28 декабря
Бензиновые трейдеры преподнесли нам вполне ожидаемый новогодний подарок: в преддверии праздника цены на литр бензина марки Аи-93 подскочили на 10-15 тенге – до 87-95 тенге. Параллельно торговцы топливом нанесли удар и по правительству, ключевая задача которого в наступающем году – борьба с инфляцией.
Главная причина подорожания ГСМ в Казахстане, по мнению аналитиков и игроков рынка, – повышение оптовых цен на высокооктановое топливо в России. Более 40% потребляемого в Казахстане бензина марок Аи-92, Аи-93, Аи-96 и Аи-98 импортируется из России. Это ставит внутренний рынок страны в зависимость от действий Кремля. "Розничные цены растут вслед за оптовыми. В России вмешательство государства привело к замораживанию бензиновой розницы, однако оптовые цены некоторое время продолжали расти", – говорит "&" аналитик российской Financial Bridge Дмитрий Александров.
С другой стороны, часть нефти, перерабатываемой на казахстанских НПЗ, также поступает из России. Соответственно, стоимость произведенного из этой нефти топлива, в частности на Павлодарском НХЗ, будет расти вслед за ростом цен на экспортную российскую нефть. С 1 декабря 2007 года экспортная пошлина на нефть в РФ выросла с $250 до $275 за тонну, на светлые нефтепродукты – с $181 до $198. "С учетом значительного роста российских пошлин, размер которых с февраля 2008 года составит $330 за тонну нефти и $235 за тонну светлых нефтепродуктов, Казахстану роста цен на бензин в ближайшем будущем не избежать", – уверен г-н Александров.
"Конечно, цены на топливо будет трудно контролировать, если Россия перестанет поставлять необходимые нам объемы, – соглашается с аналитиком исполнительный директор ИК "Казкоммерцинвест" Ерке Нуркенов. – Однако и в России цены "взяты за поводок" лишь в ожидании выборов президента страны. Что будет с ценами после выборов, неизвестно".
"Рынок высокооктанового бензина и дизтоплива чрезвычайно зависим от процессов, происходящих в России, – поделился мнением с "&" участник отечественного рынка, пожелавший остаться неназванным. – Трейдеры, не связанные с компаниями "КазМунайГаз" (КМГ), "Мангистаумунайгаз" и CNPC, не получают ГСМ с казахстанских НПЗ. Поэтому они закупают топливо в основном в России".
В правительстве не прошли мимо очередного скачка цен на ГСМ. Выступая в понедельник на селекторном совещании, премьер Масимов предложил проводить товарные интервенции на топливном рынке через КМГ. Президент КМГ Узакбай Карабалин заявил в ответ, что компания предпримет все меры для недопущения роста цен на бензин, реализуемый на заправках КМГ. Вот только гарантировать стабильность цен КМГ не может, так как бензиновая "дочка" нацкомпании – "Торговый дом КМГ" (ТД КМГ) – владеет лишь 600 АЗС, или около 3% от общего числа заправок в стране. "Поэтому влиять на цены компания не может", – констатировал глава КМГ. Здесь уместно вспомнить, что в начале декабря ТД КМГ снизил свои планы по внутренней экспансии на рынке ГСМ, заявив, что к 2010 году компания планирует построить и смонтировать в Казахстане до 300 заправок вместо ранее заявленных 500 АЗС. После вышеупомянутого совещания в правительстве Карабалин заверил журналистов, что КМГ примет все меры, чтобы цены на бензин на своих АЗС сохранить на уровне тех, что были отмечены в начале декабря этого года (выделено нами. – "&"). "В то же время у нас нет возможности низко опускать цены на нефтепродукты, поскольку с наших заправок все сметают, а потом продают дороже", – добавил он.
Комментируя эти слова для "&", пресс-секретарь ТД КМГ Галым Тумабаев подчеркнул, что глава КМГ говорил о ценах, которые сформировались на рынке в 20-х числах декабря. "На своих заправках мы будем держать устоявшиеся цены. И мы не намерены отказываться от своей социальной нагрузки, поэтому предпринимаем все меры для недопущения возможных срывов реализации топлива после Нового года", – сказал г-н Тумабаев.
Между тем аналитики считают, что руководство КМГ недооценивает свои возможности. "КМГ, помимо собственной сети заправок, контролирует еще и все три НПЗ Казахстана. Нацкомпании принадлежат 100% Атырауского НПЗ, 50% Шымкентского, и она уже фактически является владельцем Павлодарского НХЗ. Поэтому КМГ вполне в состоянии контролировать ситуацию на рынке ГСМ", – полагает г-н Нуркенов.
"Если есть необходимость регулирования цен на топливо, то прежде всего надо зафиксировать оптовые цены, – заметил г-н Александров. – С учетом долей участия КМГ во всех казахстанских НПЗ все рычаги для такого регулирования у нацкомпании есть. При этом механизмы регулирования могут быть и другие – например, увеличение экспортных пошлин". С другой стороны, отказ КМГ гарантировать стабильность цен не совсем понятен и указывает на внутреннюю клановую борьбу, рассуждает он. В частности, на возможные разногласия между Карабалиным и Масимовым, предполагает г-н Александров. |