Елена БУТЫРИНА, "Панорама", 18 января
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), обеспечивающий экспорт казахстанской и российской нефти на мировые рынки через морской терминал под Новороссийском, в 2007 году отгрузил 32 млн 612 тыс. 330 тонн сырья. Согласно информации КТК, в том числе в декабре объем отгрузки по системе КТК составил 2 млн 669 тыс. 777 тонн, тогда как в аналогичном месяце 2006 года - 2 млн 639 тыс. 324 тонны. В прошлом году пик отгрузки пришелся на апрель (2 млн 917 тыс. тонн) и октябрь (2 млн 917 тыс. 675 тонн), тогда как наименьший объем экспорта - на ноябрь (2 млн 464 тыс. 603 тонны), что объясняется неблагоприятными погодными условиями. По данным КТК, в прошлом году на выносных причальных устройствах консорциума было загружено в общей сложности 315 танкеров.
Как сообщалось, в 2006 году отгрузка нефти из Казахстана и России по системе КТК составила 31 млн 121 тыс. 220 тонн, в 2005 году - 30 млн 502 тыс. 578 тонн, в 2004 году - 22,5 млн тонн. Консорциум проинформировал, что всего с октября 2001 года, то есть с начала эксплуатации трубопровода Тенгиз - Новороссийск, мировым потребителям было отгружено свыше 143 млн тонн нефти. В первое время по системе отгружалась лишь казахстанская нефть, но с 2004 года на Кропоткинской нефтеперекачивающей станции (НПС) в Краснодарском крае в систему начала поступать и российская. Тем не менее нефть из Казахстана значительно превалирует в структуре поставок в систему КТК, крупнейшим грузоотправителем которой по-прежнему является СП "Тенгизшевройл". Эта компания из-за неудачного запуска завода второго поколения на месторождении Тенгиз (Атырауская область) в 2007 году не смогла увеличить, как планировала, объем нефтедобычи почти на 1 млн тонн - до 14,3 млн тонн, и пока не называет конкретные сроки ввода в строй новых производственных мощностей, которые должны обеспечить ежегодную добычу 25 млн тонн сырья (напомним, первоначально их ввод в строй был намечен на начало, а затем на осень 2007 года). Тем не менее понятно, что в ближайшее время ТШО останется самым крупным поставщиком нефти в систему КТК, пропускная способность которой, похоже, все-таки будет увеличена до 67 млн тонн в год. Официально о согласии России - самого крупного участника КТК - по поводу расширения данной системы никто не заявлял. Однако после подписания в Москве 18 декабря 2007 года соглашения между Россией, Болгарией и Грецией о создании международной проектной компании по строительству трансбалканского нефтепровода Бургас - Александруполис окончательно стало ясно, что гарантией поставок сырья в него будет именно расширение КТК. В новой компании доля России составляет 51% (ООО "Трубопроводный консорциум "Бургас - Александруполис", участниками которого выступают "Транснефть", "Роснефть" и "Газпромнефть"), Болгарии - 24,5% (АО "Проектная компания нефтепровод Бургас-Александруполис - БГ"), Греции - 24,5% (23,5% - у совместного предприятия Hellenic Petroleum и Thraki, 1% - у государства). Для большей гарантии загрузки этого нефтепровода нефтью болгарский и греческий партнеры могут отдать свои доли сторонним инвесторам, например ТНК-ВР, Chevron или "КазМунайГазу", проявляющим интерес к проекту. Последние два, кстати, в прошлом году согласились увязать свое участие в Бургас - Александруполис с согласием России на расширение КТК. По мнению экспертов, фактически Астана согласилась участвовать в проекте "Бургас - Александруполис" по просьбе России, пообещав предоставлять в новую систему порядка 17-18 млн тонн нефти в год. Еще в июне 2007 года в Санкт-Петербурге Казахстан провел предварительные переговоры с правительствами Греции и Болгарии о приобретении доли в данном проекте. Результатами этих переговоров, правда, представители нацкомпании и Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК не делились. А в декабре 2007 года глава "КазМунайГаза" Узакбай Карабалин, общаясь с журналистами, заявил, что нацхолдинг планирует начать более детальные переговоры об участии в проекте "Бургас - Александруполис" после создания международной управляющей компании. Фактически час "КазМунайГаза" уже настал.
По информации российской стороны, строительство 285-километрового нефтепровода Бургас - Александруполис мощностью от 35 млн тонн до 50 млн тонн в год может начаться уже в первой половине этого года, после регистрации международной проектной компании, подготовки ТЭО и расчетов тарифа на прокачку нефти, а завершиться приблизительно через полтора года. Нефтепровод Бургас - Александруполис, строительство которого оценивается в 1 млрд евро, должен снизить нагрузку на перегруженные турецкие проливы Босфор и Дарданеллу, через которые сейчас осуществляются значительные поставки нефти, в том числе в рамках КТК. Его появление создаст дополнительный маршрут, который позволит транспортировать нефть из портов Черного моря на рынки Европы, США и Азиатско-Тихоокеанского региона через Болгарию и Грецию. Предполагается, что нефть, транспортирующаяся по системе КТК, будет отгружаться в танкеры и доставляться по Черному морю в Бургас, откуда по трубопроводу поставляться в Александруполис.
Представители КТК пока не комментировали вопрос увязки проектов расширения системы КТК и скорого строительства нефтепровода Бургас - Александруполис. Из российских источников известно лишь, что акционеры консорциума в ближайшее время соберут внеочередное собрание, где этот вопрос, возможно, и будет одним из основных в его повестке. Российские издания в декабре цитировали Виктора Христенко, который сказал, что, поскольку партнеры по КТК согласились с изменением функционирования консорциума, решение о расширении трубопровода Тенгиз - Новороссийск должно быть принято до конца 2008 года. Напомним, что в результате долгого противостояния между частными акционерами КТК и правительством РФ в сентябре 2007 года было принято решение о повышении с 1 октября тарифа на прокачку нефти с $24,6 до $38 за тонну. Кроме того, процентные ставки на займы, предоставленные добывающими компаниями для первоначального строительства системы, были снижены с 12,66% до 6%. Данные вопросы, инициированные Россией, с самого начала не находили поддержки у остальных акционеров КТК, в связи с чем "Транснефть", которой летом прошлого года было передано право управлять российской долей в проекте, даже пригрозила консорциуму банкротством в случае, если не будет найден компромисс. Тогда частные акционеры КТК, не верившие в банкротство, все же пошли на уступки России.
Как известно, доли участия правительств - основателей КТК распределяются следующим образом: Россия - 24%, Казахстан - 19%, Султанат Оман - 7%. Среди частных нефтяных компаний - участников консорциума - Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), LUKARCO B.V. (2,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (7,5%), Mobil Caspian Pipeline Company (7,5%), Agip International (N.A.) N.V. (2%), BG Overseas Holding Limited (2%), Kazakstan Pipeline Ventures LLC (1,75%) и Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%). |