Рахман АЛШАНОВ, доктор экономических наук, профессор, "Казахстанская правда", 1 февраля
Начало см. здесь
Растущие отрасли
Практически заново формируется транспортное машиностроение, в том числе автомобильное, автобусно-троллейбусное, железнодорожное, судостроительное, авиаремонтное. Действуют и создаются вагоноремонтное, вагоностроительное производства, выпускающие цистерны, грузовые вагоны, колесные пары в городах Мартуке, Петропавловске, Павлодаре, Аральске; подшипниковое – в Степногорске; тепловозо-электровозостроительное – в Атбасаре; сборка тепловозов – в Астане, Шу. А также выпуск локомотивных гильз, автосцепок – в Темиртау; стрелочных переводов – в Кентау; локомотивных устройств безопасности и симплексных радиостанций – в Петропавловске, железобетонных шпал – в АО "БеНТ" (Алматы). Осуществляется сборка КамАЗов в Кокшетау и Алматы; легковых автомобилей "Нива", "Шкода" в Усть-Каменогорске, городских автобусов в Семее, троллейбусов в Алматы. Налаживается шинное производство в Шымкенте и Астане, судостроительное – в Уральске.
Степногорский подшипниковый завод, одно из наиболее крупных предприятий мирового класса, лидирует в СНГ по выпуску буксовых подшипников.
В числе крайне востребованной в стране продукции – остродефицитные железнодорожные вагоны и цистерны, требующие ускоренного выпуска. При реализации государственных прорывных программ эти производства должны получить максимальную поддержку. Примечательно, что АО "ЗИКСТО", обладая опытом капитального ремонта вагонов и цистерн, в 2008 году намерено приступить к выпуску полувагонов для сыпучих грузов оригинальной конструкции, вагонов для перевозки горячих окатышей, а также цементовозов. Вполне реально производство зерновозов. АО "Зенит" (г. Уральск) успешно выпускает катера для пограничной службы, продолжает наращивать производство судостроительной продукции.
Возрождается сельхозмашиностроение. В частности, освоены сборка комбайнов, тракторов, производство дизельных двигателей, жаток, сеялок, пахотного оборудования, запчастей, резинотехнических изделий. С 2004 года совместно с Банком развития Казахстана (БРК) Костанайский дизельный завод (КДЗ) реализует инвестиционный проект по выпуску двигателя нового поколения Д-340 ТА (20 тыс. единиц в год), соответствующего экологическим нормам Евро-3. Подобные силовые агрегаты не производятся в России, других странах СНГ. В 2005 году на КДЗ собрано 200 комбайнов "Енисей" и 200 тракторов серии ВТ, а в 2006 году уже по 500 единиц каждого вида техники. В настоящее время это предприятие выпускает более 40 наименований узлов и деталей, в том числе поршни, гильзы цилиндра, поршневые пальцы, водяные и масляные насосы.
К продукции КДЗ проявляют интерес специалисты "КамАЗа", Курганского и Павловского автобусных заводов. Вполне естественна ориентация автосборочных предприятий республики на продукцию КДЗ. Увеличение в сборочных производствах новых высококачественных деталей и узлов отечественного производства существенно повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции. Завод может стать инновационным полигоном для ученых и специалистов страны, разработавших десятки интересных технических решений, новых идей.
Казахстан, обладающий значительными территориями, нуждается в расширении и обновлении сети автодорог. В стране развернуто масштабное строительство новых и коренная реконструкция действующих. Объективно в стране появление дорожного машиностроения – выпуска строительно-дорожной, крановой техники (г. Павлодар) и оборудования. АО "Кемеровский опытный ремонтно-механический завод" (РФ) с 2007 года создает совместное предприятие по сборке дорожных и коммунальных машин на мощностях Семипалатинского машзавода. К базовым моделям для производства дорожных машин по технологии изготовления быстросъемного навесного оборудования из комплектующих "КОРМЗа" относятся самосвалы КамАЗ казахстанской сборки. ТОО "Автоспецмаш-Павлодар", имеющий высокотехнологичный сервисный центр по обслуживанию и ремонту спецтехники (трубоукладчиков, бульдозеров, дорожных катков, техники специального назначения), запустило производственные линии по сборке автогрейдеров и экскаваторов. В планах предприятия – освоение выпуска необходимой техники с казахстанским участием.
Динамично растущий спрос в республике на строительную продукцию ускорил развитие промышленности строительных материалов. Наиболее высокими темпами рос выпуск линолеума, кирпича, цемента, асбоцементных труб, листов и панелей, кровельных изделий, бетонных, пластмассовых, деревянных строительных конструкций. Высокими темпами вводятся в строй новые предприятия по выпуску стройматериалов.
До 2010 года предполагается запустить 13 цементных заводов общей мощностью 15,3 млн. тонн. Среди них – Таскалинский (п. Семиглавый Мар, ЗКО, 2 млн. тонн), "Каспий Цемент" (пос. Шетпе, Мангистауская обл., 1,8 млн. тонн), Кентауский ("Кентауцемент", 1,6 млн. тонн), Атырауский (1 млн. тонн), Мынаральский ("Мынаралцемент", 1 млн. тонн), Акмолинский ("Bi-Cement", 1 млн. тонн), ("Кокшецемент", 1 млн. тонн), "Казахцемент" (г. Шар, ВКО,1 млн. тонн), Хантауский ("Maтай group", 500 тыс. тонн). Запланировано создание таких предприятий, как Кызылординский завод (1 млн. тонн), Шымкентский (1 млн. тонн), Каратауский ("Юг Цемент", 1,2 млн. тонн), Актюбинский (1,2 млн. тонн).
Возведен ряд новых производств по выпуску облицовочного кирпича, гипсокартона, пенобетона, сухих смесей, газобетонных, керамзитовых блоков, базальтовых тепло-изоляционных плит. В целом за 2002–2007 годы 6,3 тысячи строительных компаний выполнили работы объемом свыше 40 млрд. долларов, построили более 150 тысяч квадратных метров жилья.
К числу быстроразвивающихся отраслей следует отнести фармацевтическую промышленность, медицинскую (производство рентгенаппаратуры "Актюберентген", одноразовых шприцев, медицинской ваты в г. Туркестане, медоборудования и инвентаря). Выпуск основных фармпродуктов за период с 2001 по 2006 год возрос в 7,1 раза, фармпрепаратов – в 2,2 раза. О значительных резервах свидетельствуют данные об объемах продаж этой продукции, которые превысили 200 млн. долларов, а выпуск отечественной достиг в 2007 году порядка 70 млн. долларов. Отрасль, несмотря на снижающийся разрыв в этих показателях, обладает существенным потенциалом роста. Агрессивный импорт фармпродукции, который вырос за 2007 год на 100 млн. и составил 504 млн. долларов, свидетельствует о нарастающем соперничестве на казахстанском лекарственном рынке.
Фирма "SANTO" (Шымкент), лидер отечественной фармации, создает крупнейший в Центральной Азии комплекс по выпуску 300 млн. ампул и 3 млн. флаконов кровозаменителей по южнокорейской технологии, не имеющий аналогов в СНГ. Аналогичные планы разработаны и другими отечественными фармкомпаниями. Рынок требует десятикратного роста.
Новые отрасли
В промышленности активно формируются новые отрасли – парфюмерно-косметическая ("Уркер косметик"), стекольная, бумажная, автомобильная, судостроительная, трубная, биотехнологическая, кремниевая, приборостроительная (весоизмерительная – в Кокшетау и Курчатове, радиометрического контроля, электроизмерительная – в Алматы), радиотехническая (сборка телевизоров, магнитофонов), вычислительной техники (сборка компьютеров), дизелестроение, экологическая (мусороперерабатывающая).
Увеличение потребностей внутреннего рынка в стекольной продукции, где в 2006 году резко возрос импорт – до 303 тыс. тонн, или на 155,5 млн. долларов, стимулировало воссоздание новой отрасли. В стране построены и строятся 10 заводов стекольного профиля. С созданием ОАО "Стекольная компания "САФ" (апрель 1999 г.) развивается стекольное производство и выпуск стеклотары. СК "САФ", лидируя в создании соответствующей продукции в Казахстане, объединяет три действующих завода по выпуску стеклотары. Это филиал "Южный-1, 2" (Алматинская область), филиал "Северный" (г. Щучинск), филиал "Южный-3" (г. Тараз). На предприятиях компании смонтировано современное оборудование мировых лидеров в области производства СФМ. Суммарная производительность – 250 млн. условных бутылок в год. С ориентацией на эксклюзивную тару выпускается более 100 видов стеклотары из бесцветного и зеленого стекла, стеклянные банки для консервирования с венчиком под крышку "twist-off".
Открыт завод стеклотары в г. Лисаковске. Стекольный завод в ЮКО (ТОО "Шымкент Стекло") приступает к производству бутылок для пивоваренной и фармацевтической промышленности, листового стекла.
Активная деятельность одного предприятия ускорила создание других. Так, совместная польско-казахстанская компания ТОО "PRESTIGE GROUP", образованная в 2001 году, – единственная в республике, выпускающая колпачки для алкогольных изделий, которые в больших объемах ранее импортировались. Производится широкий спектр алюминиевых и термоусадочных колпачков различных размеров и цветов, капсул алюминиевых для укупорки шампанского. В ближайшей перспективе предусмотрен выпуск одно- двухкомпонентных колпачков для шампанского и кронин-пробки для пива. Освоено производство качественных этикеток объемом до 500 млн. экземпляров в год только для алкогольной продукции. Компания "Азия Полимер Синтез" увеличила выпуск этикеточных клеев различной модификации.
О расширении потенциала отрасли свидетельствует строительство стекольного завода ТОО "Пилкингтон KZ" (г. Кызылорда) сметной стоимостью 185,3 млн. евро. Привлечены заемные средства БРК в объеме 120,3 млн. евро. С вводом в 2009 году завода его производственная мощность составит 500–600 тонн высококачественного листового стекла в сутки. Продукция рассчитана как на внутренний, так и на внешние центральноазиатские рынки.
Новый стекольный завод мощностью 21,7 млн. кв. м. листового стекла возводится в Актюбинской области. Заявлено о строительстве аналогичного предприятия в Кызылординской области компанией "Дала групп" по производству 500 тыс. тонн листового стекла.
Компании "КазСтройСтекло", обеспечивающей обработку материалов по современной европейской технологии, удалось существенно расширить свое участие в рыночной среде. Производятся сложные стеклопакеты, многопрофильная обработка стекла, осваивается выпуск безопасной продукции. ТОО "Азия-Акмола" производит каленое стекло и стеклопакеты в Астане. ТОО "SAT GLASS" (Алматы) – крупнейшая в Центральной Азии компания по закалке, обработке стекла и стеклопакетов.
Казахстан обладает значительным потенциалом развития кремниевой промышленности. В основе производства – запасы кварца (65 млн. тонн) и кварцитов (267 млн. тонн). В республике есть все условия для быстрого создания полного цикла высокотехнологичного производства кремния и последующего выхода на мировой рынок. С 2006 года в городе Уш-Тобе функционирует завод "KazSilikon" по выпуску технического кремния, аналогичные производства будут введены в Экибастузе. В текущем году компания "Баско" совместно с "Thyssen Krup" приступила к строительству в городе Темиртау комплекса по выпуску 25 тыс. тонн технического и 2,5 тыс. тонн поликристаллического кремния и солнечных батарей.
Проведены опытно-промышленные испытания отечественных установок солнечной энергетики. Имеются наработки, проекты по выпуску монокристаллического кремния и кремниевых пластин. В Актау намечено строительство завода по выпуску солнечных батарей. Новым этапом могло бы стать освоение кварцевых изделий, возможности которого достаточно подробно были исследованы профессором Г. Д. Аеровым. На базе кремниевых предприятий вполне реально создание кварцевой промышленности.
К перспективным отраслям в отечественной экономике следует отнести автомобильную промышленность. К автосборочным заводам, которые уже функционируют в стране, планируется открытие предприятия в столице ("Ниссан"). Темпы сборки КамАЗов, производство комплектующих существенно превзошли запланированные темпы. АО "Искер" в Алматы осуществляет сборку ряда разновидностей автомобилей КамАЗ: бортовой тентовый, седельный тягач, большегрузные карьерные самосвалы грузоподъемностью от 13 до 15 тонн, мусоровозы, бетоносмесители. "БИПЕК Авто" наращивает производство в Усть-Каменогорске. Начата сборка городских автобусов "Дэу" в Семее. В АО "ЗИКСТО" намечено изготовление кузовов и прицепов к КамАЗам.
В 2009 году на основе финских технологий в Астане планируется приступить к строительству крупного шинного завода ежегодной мощностью в 4 млн. штук. Представители казахстанско-финской компании "Ordabasy-Nokian Tyres" информируют о специализации этого предприятия на выпуске легковых покрышек, особенно зимних, а завод в Шымкенте – на сельскохозяйственных и грузовых шинах. Планируется вовлечь в орбиту такие производства, как "Костанайское химволокно" для обеспечения текстильными кордами, "Казатомпром" – белой сажей. В 2007 году импорт автошин достиг 3,5 млн. штук и превысил 300 млн. долларов.
Географическое расположение Казахстана, особые потребительские предпочтения проявляются в стремительном росте авторынка. Количество легковых автомашин быстро увеличивается и в ближайшие годы достигнет 2 млн. единиц. Перспективная потребность – 8–10 миллионов. В 2007 году импорт достиг 400 тыс. легковых, 36 тыс. грузовых автомашин на 2,4 млрд. и 800 млн. долларов соответственно. В этих условиях автосборочные предприятия наиболее востребованы. Производство запчастей, комплектующих, обслуживание и ремонт становятся важной сферой. В республике налажен выпуск автомобильных аккумуляторов, шин, дизельных двигателей, карданных валов, оцинкованного автолиста, красок и т. п. Имеются все возможности для расширения объемов и ассортимента продукции.
В стране создается качественно новая трубная промышленность. На 20 предприятиях, в том числе на 14 вновь открытых, совокупный объем выпуска всех видов труб превысил 101 тыс. тонн (стальных – 61,6 тыс., пластмассовых – 31,3 тыс., асбо-фиброцементных – 7,8 тыс., резиновых – 229 тонн. Производство стальных труб большого и малого диаметра (нефтегазовых, водопроводных) осуществляется на трубных заводах в городах Павлодаре, Актау, Уральске, Темиртау, Талдыкоргане; чугунных – в Караганде. В Актау и Актобе введены в строй предприятия, выпускающие стекловолокнистые трубы.
К выпуску полиэтиленовых, полиэфирных труб приступили Атырауский (АПЗ "Шеврон Мунайгаз"), Кокшетауский (АО "Тыныс"), Актюбинский (АЗНТ), Саранский (Карагандинская обл.), Сарыозекский (Алматинская обл.), ТОО Амитех Карасай Пайп (г. Астана) заводы.
Карагандинский, семипалатинский и шымкентский заводы асбоцементных изделий производят асбоцементные трубы, Саранский ("Карагандарезинотехника") – резиновые, АО "БеНТ" (г. Алматы) – железобетонные напорные со стальным сердечником, ТОО "Кастинг" – медные, астанинский – предизолированные трубы. После введения всех трубных предприятий общий объем увеличится в 5 раз и превысит 500 тыс. тонн.
Имеются возможности выпуска труб из титана, алюминия, нержавеющей и оцинкованной стали. Увеличиваются масштабы сопутствующих производств – запорной арматуры, вентилей, кранов (г. Усть-Каменогорск), насосов, изоляционных материалов (г. Петропавловск). Отрасль имеет широкие перспективы. В настоящее время этой продукции в страну ввозится более чем на 1 млрд. долларов.
Большим потенциалом обладают деревообрабатывающая, мебельная, целлюлозно-бумажная промышленность. В Алматы и Семее запущены современные предприятия, выпускающие бумагу, гофрированный картон. В стране действуют 11 производств по выпуску гофротары. В 2007 году ТОО "Кагазы Ресайклинг" ввело вторую очередь завода по производству гофроупаковки (г. Алматы). 80 % сырья составляет макулатура. Мощность предприятия достигла 60 тыс. тонн гофрокартона, 40 тыс. тонн готовой упаковки. За 2000–2007 год производство подобной продукции в стране выросло в 6 раз. Обеспечен выпуск экспортных товаров, поставляемых на региональные рынки, – бумаги, гофрокартона, гофроящиков и т. п.
Новые предприятия, перерабатывающие макулатуру, при более полном использовании сырья способны в несколько раз увеличить объемы. Так, Германия более 54 % потребностей в бумаге покрывает за счет переработки всех сортов макулатуры. В Казахстане этот показатель не превышает и 10 %.
В республике создается экологическая промышленность (утилизация попутных газов, переработка лома, макулатуры, отходов), в том числе мусороперерабатывающая, введено несколько предприятий в Алматы, Астане, Лисаковске, Талдыкоргане. Намечено строительство более десятка заводов. Комплексная переработка сопровождается производством сырья для дальнейшей переработки пластмасс, макулатуры, лома, получения тепловой энергии и т. д.
Казахстанская экономика обладает относительно высоким объемом лесоматериалов. Доля отечественного мебельного производства на внутреннем рынке занимает порядка 29 % и, по оценкам экспертов, возрастет до 1 млрд. долларов. Производство мебели для сидения выросло в 2,5 раза – до 4,3 миллиарда тенге, офисной – до 369 тысяч единиц, кухонной – до 168 тысяч единиц. Однако отрасль испытывает недостаток в современных, конкурентоспособных производствах, таких как выпуск ламинированного ДСП, фасадной части мебели, конструкционного клееного бруса. Выпуск ДВП в стране составляет 2,2 млн. кв. метров, а импорт – 10,9 млн. Освоение производства 20 тыс. куб. метров клееной доски для евроокон на Павлодарском деревообрабатывающем заводе, ламинированных ДВП в ТОО "Иртыштрансойл", сокращает закупки за рубежом, но не решает проблему дефицита.
Потенциальный объем рынка ЛПК, по оценкам, приближается к 4 млрд. долларов. Импорт ДСП и ДВП увеличивается. Так, в 2005 году ввоз ДСП составил 180 тыс. тонн, ДВП – 54 тысячи.
В деревообрабатывающей отрасли наивысший рост наблюдался в 2003 году, когда объем продукции увеличился на 65,3 %. Это наиболее высокий показатель в промышленности. Потенциальные резервы связаны с эффективным использованием уникального географического коридора "Север – Юг". Как известно, основные потоки российской древесины в южном направлении проходят через Казахстан (сырьевая база – в Сибирском регионе, рынок сбыта – в Китае). Имеются и другие перспективные проекты, позволяющие существенно нарастить потенциал отрасли.
Диверсификация экономики – основа ее устойчивости
Достаточно очевидно, что экономика страны активно диверсифицируется, ориентируясь, главным образом, на внутренний рынок. Об этом свидетельствует развитие не менее 200 отраслей и подотраслей, число которых нарастает.
Внутренний рынок в условиях стремительного роста национальной экономики превращается в более емкую и быстрорастущую сферу сбыта. В центральноазиатских странах из-за недостаточно масштабного роста рыночный потенциал особого интереса для отечественных производителей не представляет. Хотя для расположенных в географически близких регионах освоение новой продукции с меньшими издержками имеет исключительное значение. Как показывает анализ, появление новых предприятий сопровождается, как правило, обновлением номенклатуры экспорта.
Вместе с тем не вызывает сомнений, что перспективы зарубежных поставок любой продукции достаточно иллюзорны. Интенсивное изучение рынка, неудовлетворительный выпуск востребованных, но неконкурентоспособных товаров, позволили приобрести необходимый бизнес-опыт, перейти к освоению продукции, пользующейся платежеспособным спросом. Активный трансферт технологий, копирайт, франчайзинг, лизинг, аутсорсинг в настоящее время наиболее востребованы.
Проблема и задача новой индустриальной политики – тщательный анализ и выявление возможностей встраивания казахстанской составляющей в мировое производство. Так поступает весь мир. Безусловно, нужно стремиться к полному освоению готового продукта, но это не самоцель. Следует учитывать, что срок как морального, так и физического износа существенно сократился. Нужна ускоренная адаптация, освоение новой продукции и не менее быстрая ее замена. Мобильность предприятий, готовность коллектива к освоению и внедрению инноваций становятся решающим фактором повышения эффективности производства, состоятельности предприятия.
Особую роль приобретает оптимальность масштабов производства, выработка и реализация рациональной инвестиционной, производственной, маркетинговой сбытовой политики. Так, нарастающие объемы строительства, увеличившие спрос на стройматериалы, особенно цемента, отразились на ускоренном инвестировании 9 цементных заводов. Их совокупные мощности в 16 млн. тонн, а также 5 млн. тонн действующих, вдвое превышающие реальные потребности в 9,5 млн., могут привести к затовариванию, недозагрузке производственных мощностей, нанесут заметный ущерб экономическим показателям. Аналогичная ситуация и в производстве арматурной стали, листового стекла и др. Реализация прорывных проектов объемом не менее 100 млн. долларов не должна возродить гигантизм, на котором споткнулась советская экономика. Главный критерий – не только востребованность, но и рыночная эффективность, конкурентоспособность.
Необходимо всемерно, комплексно использовать создаваемый производственный потенциал. Так, выпуск современных дизельных двигателей в Костанае, кузовов в Петропавловске может быть максимально использован при сборке КамАЗов в Кокшетау и автобусов в Семее. На Казахстанском электролизном заводе имеется потенциал для организации литья алюминиевых блоков цилиндров для двигателей Костанайского дизельного завода, фольги для пищевой промышленности. Жатки отечественного производства следует использовать при сборке комбайнов. Стекольные предприятия способны освоить выпуск автостекла для собираемых автомобилей и пассажирских вагонов, стекловолокна для производителей стекловолокнистых труб, стекловаты для строителей. Оцинкованный автолист, выпускаемый в "Испат-Кармете", можно применять при выпуске легковых автомобилей в Усть-Каменогорске. Аналогичная ситуация с красками, резинотехнической продукцией, аккумуляторами и т. д.
Следует отметить, что диверсификация имеет различные аспекты. В качественном плане, несмотря на жесткое соперничество, отечественное предпринимательство, бизнес отвоевывают рыночные позиции, укрепляют свое положение как в действующих, так и в зарождающихся сферах. Об этом свидетельствуют появление и эффективное функционирование растущего числа новых производств. В количественном плане налицо увеличение объемов выпуска, разнообразие новой продукции. При этом достигаются позитивные показатели роста. Благотворное воздействие оказывает общая экономическая ситуация в стране, растущая емкость внутреннего рынка, а также рост масштабов мировой экономики.
К сожалению, обрабатывающая промышленность все еще не достигла высоких результатов. Это связано с сохранением устойчивого спроса на сырьевые ресурсы. Взлет мировых цен на нефть сопровождается ростом объемов добычи в республике, наращиванием экспорта, что существенно повышает удельный вес этих факторов в ВВП. И здесь необходимо ускоренно и тщательно анализировать потенциал обрабатывающего сектора, его динамику. Такой подход позволит более полно выявить реальную ситуацию в несырьевых, ненефтяных секторах национальной экономики.
В новой индустриальной политике особое значение приобретает решение нескольких важнейших задач. Во-первых, в максимально короткие сроки преодолеть растущую динамику экспорта сырья, запасы которого позволяют наладить более высокие и перспективные переделы, (используемые в течение длительного времени). В отношении нефти это – наращивание объемов нефтепереработки, освоение нефтехимических производств. В черной металлургии – ускоренный выпуск металлизованных окатышей, объемов стали, включая нержавеющую, расширение ассортимента, поддержка новых сталелитейных производств, полная переработка металлолома, расширение выпуска сплавов, металлопроката, инструментов. "Готовый продукт – вместо сырья" – экспортный лозунг нового времени.
Во-вторых, возрастает значение всемерной поддержки предприятий, нацеленных на выпуск остродефицитной продукции, импортируемой в страну в нарастающих объемах. Это, прежде всего, трубная, вагоностроительная, сортопрокатная, дорожно-строительная. В пищевой промышленности – увеличение выпуска растительных масел (подсолнечного, рапсового, рисового и др.), в деревообрабатывающей – выпуск ДСП, ДВП, в химической – геотекстильных материалов, стирола.
Программы по выпуску необходимых товаров должны получить не только одобрение, но и существенную государственную инвестиционную поддержку. Как предпринимательство, так и правительственные органы должны оперативно реагировать на растущий дефицит. Так, например, вызывает недоумение "неожиданно возникший" недостаток серной кислоты для атомной промышленности. И это в условиях, когда государство озабочено избытком серы, серного ангидрида. Очевидно, что отечественные предприятия, учитывая быстро меняющуюся конъюнктуру, обязаны ускоренно диверсифицировать производства, освобождаясь от выпуска устаревшей продукции, максимально использовать возможности перехода на новый инновационный уровень.
В отечественной экономике, активно привлекающей иностранные капиталы, в последние годы достаточно четко проявилась их односторонняя нацеленность на сырьевой сектор. Контролируя стратегически важные объекты, зарубежные компании, несмотря на неоднократные напоминания правительственных органов, крайне неохотно налаживают переработку минеральных ресурсов на казахстанской территории. В этих условиях порядок их деятельности в казахстанской экономике необходимо ужесточить. Используя российский опыт, следует установить высокий сырьевой налог, упорядочить рентные платежи, отказаться от всевозможных льгот, послаблений и преференций, усилить контроль над трансфертным ценообразованием, в конечном счете, наращивать отечественную составляющую в стратегических отраслях.
Не вызывает сомнений, что активная диверсификация повысит уровень самодостаточности, самообеспеченности национальной экономики, расширит ее объемы, а значит, снизит зависимость и уязвимость от внешних факторов, придаст ей устойчивость. Этот курс требует всемерной поддержки и развития.
Следующим этапом станет освоение внешних рынков за счет расширения и многообразия зарубежных поставок. Доля обрабатывающей промышленности в экспорте в целях адекватного замещения сырьевого сектора должна, по расчетам, вырасти в 15–20 раз (до 150–200 млрд. долларов). При этом более полная и глубокая переработка, направляемых за пределы страны объемов сырья, позволит увеличить доходы в 3–5-кратном размере. Потенциал роста здесь достаточно велик.
Учеными Лондонской школы бизнеса и Стэндфордского университета выявлена закономерность диверсификации 89 стран: вначале диверсификация, затем – специализация. Определенным рубежом перехода от диверсификации к специализации был уровень в 9 тысяч долларов ВВП на душу населения. Казахстан приблизился к этому показателю. Какие производства выдержат испытание глобальной конкуренцией, покажет время. Очевидно, что этот барьер преодолеют не все. За место под солнцем нужно бороться, не покладая рук. |