NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Пятница 23.10.2020 11:05 ast
08:05 msk

Новый экономический курс Казахстана. цифры и факты. Часть 3.
Опережающее развитие сферы услуг – общемировая тенденция
08.02.2008 / экономика

Рахман АЛШАНОВ, доктор экономических наук, профессор, "Казахстанская правда", 8 февраля

Начало см. Часть 1 и Часть 2

С повышением производительности общественного производства, ростом эффективности в ВВП снижается доля производственной сферы, возрастает значение и роль инфраструктуры. В мировой экономике, особенно в развитых странах, удельный вес этого сектора, в который, по классификации ВТО, входит не менее 150 отраслей, неизменно растет. Производство услуг увеличивается в технологических цепочках по изготовлению, реализации и содействию потребителям в использовании промышленной, сельскохозяйственной и строительной продукции, в сфере обслуживания основного производства.

Доля транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг в совокупности превысила 70 % ВВП. Быстро увеличивается занятость. Растут услуги в сфере науки, образования, обработки данных, рекламы, профессионального консультирования, юридического обслуживания, коммуникаций, здравоохранения, социальной отрасли, туризма и досуга.

Наиболее высокая динамика наблюдается в секторе информационных услуг. В 2006 году объем ИТ-услуг достиг 676 млрд. долларов, в том числе аутсорсинг – 278 млрд., системная интеграция – 254,8 млрд., разработка и интеграция – 205,7 млрд. долларов. К 2010 году затраты на подобные услуги, по оценке, составят 587 млрд. долларов. Нарастает объем интернет-трафика. В 2007 году ежесуточно посредством этой связи передавалось 5 175 млн. Гбит данных, то есть содержимое крупнейшей в мире библиотеки Конгресса США (10 терабайт) направлялось по электронным каналам 64 тысячи раз в сутки. По оценке IDC, за период с 2006 по 2010 год объем информации увеличится в шесть раз.

В мировой торговле динамично экспортируются услуги. Их коммерческие поставки в настоящее время превысили 1,5 трлн. долларов. В Казахстане сфера услуг, охватывающая свыше ста наименований, развивается опережающими темпами. За период с 2000 по 2007 год производство услуг выросло в 5,4 раза, с 1 257,8 млрд. до 6 846,8 млрд. тенге, ее доля в ВВП увеличилась с 48,4 до 54,3 %.

По данным за 2006 год в числе доминирующих – операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги потребителям – 1 515,7 млрд. тенге (28,7 %), торговля, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования – 1 164,7 млрд. (22,1 %). Значительное место занимают услуги транспорта – 951,4 млрд. тенге (18 %). Эти сектора обеспечили основной прирост подобной продукции. За год они возросли соответственно на 13,3; 12,9 и 12,8 %.

В пятерку лидеров входят услуги финансовой сферы – 475,5 млрд. (9 %), образования – 321,7 млрд. (6,1). Услуги связи оцениваются в 227,4 млрд. (4,3), государственного управления – в 190,9 млрд. (3,6), коммунальные, социальные и персональные услуги – в 171,1 млрд. (3,2), здравоохранения и социальные услуги – в 158,8 млрд. (3), гостиниц и ресторанов – 84,2 млрд. тенге (1,6 %).

Быстро увеличивается объем услуг, оказываемых непрофильными предприятиями. Это свидетельствует о явном отставании в казахстанской экономике аутсорсинга – передачи функций услуг специализированным компаниям. Примером могут служить быстрорастущие услуги специализированных фирм по добыче нефти и газа, в 2006 году превысившие 162,2 млрд. тенге.

Значительное место занимают услуги торговли. При общем росте товарооборота с 719,6 млрд. в 2001 году до 1 868,4 млрд. тенге в 2007 году опережающими темпами увеличивалась торговля непродовольственными товарами. Их удельный вес достиг 65,9 %, доля торговли продовольственными товарами снизилась до 34,1 %. В 2001 году эти показатели составили 57 и 42 % соответственно. На долю продуктов питания в 2001 году приходилось 37 %, в 2006 году – она сократилась до 30, алкогольных напитков стабилизировалась на уровне 4 %. Острота давления затрат на питание будет снижаться. В ближайшей перспективе удельный вес продуктов питания может приблизиться к 15 %, для сравнения: стандарты развитых стран – 10–5 %.

За период с 2002 по 2006 год основной прирост торговли продовольственными товарами в 252,7 млрд. тенге обеспечен реализацией – мяса (44,7 млрд.), алкогольных напитков (33 млрд.), фруктов и овощей (23,9 млрд.), хлеба и мучных изделий (23,7 млрд.), табачных изделий (20,4 млрд.), молока и молочных продуктов (13,3 млрд.), шоколада и кондитерских изделий (9,2 млрд.), сахара (6,8 млрд.).

В группе непродовольственных товаров увеличение объема торговли на 657,8 млрд. тенге обеспечено продажей (показатель дается в млрд. тенге) – бытового жидкого топлива, газа в баллонах, угля, древесного топлива (117,5), электробытовых приборов (60,8), новых автомобилей (54,4), одежды (38,7), компьютеров и программного обеспечения (23,5), аудио-, видеоаппаратуры (21,3), строительных материалов (18,6), косметических изделий (14,4), запчастей к автомобилям (14,4), обуви (13,7). Эти товары лидируют по объему продаж.

Наиболее высокие темпы наблюдались в торговле сотовыми телефонами – в 13,5 раза; подержанными автомобилями – в 7,6; бытовым топливом – в 4,6; компьютерами – в 4; стройматериалами – в 3,9; новыми автомобилями – в 3,9; электробытовыми приборами – в 3,8; аудио-, видеопленками, кассетами, DVD – в 3,8; автозапчастями – в 3,2; медицинскими и ортопедическими товарами – в 3,2; фотоаппаратами – в 2,3; аудио- видеоаппаратурой – в 2,2; канцтоварами – в 2,2; мебелью – в 1,9; фармпродукцией – в 1,8 раза.

Подобной динамикой продовольственные продукты не обладают, что свидетельствует об определенном насыщении этого рыночного сегмента. Потенциал роста и перспективы потребительского рынка, очевидно, связаны с расширением объемов реализации непродовольственных товаров, увеличением в их составе продукции новой экономики.

В ближайшие годы одним из движущих элементов этого рынка станут продажи товаров длительного пользования: автомобили, шины, запчасти, компьютеры, а также продукция, связанная с приобретением жилья, его обустройством, повышением комфортности. После спекулятивных всплесков эти сегменты, на наш взгляд, длительное время будут находиться на стадии развития.

Растущий совокупный спрос населения в условиях повышения доходов сохранит свою стимулирующую роль для торговли и производства. Представляется, что статистика потребления, отражающая доли приобретаемых потребительских благ по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, явно не коррелируется с данными по товарообороту. Так, по оценке Агентства РК по статистике, на продовольственные товары в 2006 году приходилось 39 % всех расходов домашних хозяйств, на непродовольственные – 30, платные услуги – 25 %. В то же время в товарообороте доля продаж непродовольственных товаров выросла до 65,9 %, продовольственных – сократилась до 34,1 %. Объемы услуг, как уже отмечалось, возрастают.

Важной тенденцией стала стабилизация сети торговых предприятий, и даже их некоторое снижение. За последние пять лет их количество оставалось в пределах 45,8 тыс. единиц. При этом наблюдалось небольшое сокращение магазинов – до 28,3 тыс., киосков – до 13,1 тыс. ед., аптек – до 4,5 тыс., кафе и баров – до 4,4 тыс., рынков – до 925, ресторанов – до 407 единиц. Доля рынков в торговле уменьшается седьмой год подряд. С 74,3 в 2001 году этот показатель сократился до 22,4 % в 2007 году. Вместе с тем выросло число складских помещений – с 5,8 до 6,9 тысячи. Растут услуги логистики. Эти процессы свидетельствуют об относительном инфраструктурном насыщении сферы торговли при одновременном увеличении полезных площадей, объемов товарооборота, переходе на современные технологии.

Новые тенденции, ранее характерные для развитых стран, формируются и в республиканской отрасли общественного питания. Все больше казахстанцев питаются вне дома, семейные мероприятия проводят в ресторанах, столовых. Услуги этой сферы выросли в 5,3 раза: с 13,8 млрд. в 2001 году до 73,2 млрд. тенге в 2007 году. Доля затрат на эти цели в расходах домохозяйств увеличилась с семи до 11 процентов и продолжает расти. К примеру, в Италии треть семейного бюджета на питание затрачивается за пределами дома.

Интенсивность общественной жизни отражается в динамике ряда показателей отрасли. Возрастает доля услуг по доставке готовой пищи. Так, в период с 2000 по 2005 год объем поставляемой на предприятия и в учреждения готовой пищи вырос в 11,6 раза: с 60,2 млн. до 699,6 млн. тенге. В частные дома в 2001–2004 годы – в 1,7 раза: с 82,1 млн. до 142,6 млн. тенге (в 2005 году произошло резкое сокращение – до 13,4 млн. тенге). После спада объемов доставки готовой пищи для транспортных предприятий с 2,3 млрд. в 2000 году до 940,8 млн. в 2004 году наблюдается рост – до 1,1 млрд. тенге в 2005 году.

Растут и продажи продуктов быстрого приготовления, таких как замороженные пельмени, реализация которых увеличилась в пять раз.

Следует обратить внимание на новые тенденции в сфере услуг. В финансовой – наиболее заметна деятельность 169 паевых фондов, активы которых достигли 141,7 млрд. тенге. Услуги 39 страховых компаний выросли в семь раз, объем превысил 124 млрд. тенге. Быстрые темпы наблюдаются в развитии 14 акционерных инвестиционных фондов. В 2006 году их активы выросли на 295 % – до 67,3 млрд. тенге. Довольно быстро растут услуги более 20 лизинговых компаний, объемы которых составили 48 млрд. тенге.

Динамичные изменения касаются и услуг здравоохранения. Удельный вес частного сектора в общих доходах отрасли в 2005 году достиг 16,9 %, или 25,9 млрд. тенге. В подобных учреждениях услуги оказаны: больницами на 10,2 млрд. тенге, врачебной практикой – на 8,4 млрд., стоматологами – на 2,7 млрд. Для сравнения: в госучреждениях медицины доходы составили 126,7 млрд. тенге, в том числе больницами – 90,4 млрд., врачебной практикой – 15 млрд., стоматологами – 405,2 млн. тенге. Сопоставление показывает, что по первому показателю доля частников достигла 11,3 %, по второму – 56, третьему – 87,1 %. В целом по общему показателю – 20,4 %. В здравоохранении действуют более 1,7 тыс. малых предприятий, объем продукции которых превысил 14,4 млрд. тенге.

Вновь возводимые уникальные медицинские учреждения наряду с оказанием населению высокопрофессиональных услуг могут выйти на внешние рынки и приносить доход до 100 млн. долларов.

Рынок вузовских образовательных услуг достигает 112 млрд. тенге, из которых почти половина – 51,3 млрд. тенге осваивается частными учебными заведениями. Годовой доход от платного отделения вузов всех форм собственности в 2005/06 учебном году оценивался в 85,4 млрд. тенге. Доля затрат на обучение выросла до 21 % в индивидуальных расходах домохозяйств на товары и услуги. Это довольно ощутимая нагрузка на семейный бюджет, которую государству вполне по силам компенсировать как увеличением образовательных грантов, так и снижением налогов на предприятия, обучающие свои кадры, или же повышением доходов населения.

Из более 40 стран в республику приезжают учиться порядка 8 тыс. человек. Доходы вузов превышают 16 млн. долларов. Потенциальный спрос молодежи из Индии, Пакистана и других государств региона на обучение в Казахстане в основном по медицинским и техническим специальностям оценивается в 150–180 тыс. человек. Республика могла бы ежегодно получать 3-4 млрд. долларов дохода от оказания образовательных услуг иностранным гражданам.

Число частных колледжей за десять лет выросло в 14 раз и достигло 269. Численность обучающихся увеличилась в 81 раз и составила 227,7 тыс. Их удельный вес в составе учащихся всех колледжей страны достиг 50,3 %. Расходы населения на обучение в подобных учреждениях за десять лет возросли в 211 раз, с 70 млн. тенге до 14,8 млрд. в 2006/07 учебном году и продолжают увеличиваться. Взрывной эффект в популярности колледжей обусловлен действием положения о зачислении их выпускников в вузы на 2-3 курсы, а также реальной экономией денежных средств, связанных с более чем трехкратным снижением оплаты за двухгодичную учебу. Ориентировочно подобные сбережения населения ежегодно составляют до 14,4 млрд. тенге. Практическая реализация идеи 12-летнего обучения достижима именно в колледжах. В результате подобного бума количество школьников только за 2002/2003 – 2004/2005 учебные годы снизилось на 180,1 тыс., в 2006 году – на 108,6 тыс. человек.

В республике насчитывается 312 профтехшкол, 25 из них были открыты в течение последних пяти лет. Численность обучающихся возросла до 106,1 тысячи. Увеличивается подготовка по специальностям сельского хозяйства, строительства, сферы обслуживания, технологии машин и оборудования, эксплуатации транспорта.

Возрастают потребности в младших технических специалистах во всех ключевых отраслях экономики: в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, связи, сфере услуг. Это требует быстрого восстановления и развития на современной основе материально-технической базы профтехобразования. Между тем финансирование этих программ вдвое отстает от реальных потребностей. Без переоснащения ПТУ новыми лабораториями, производственным и технологическим оборудованием, обеспечения квалифицированными преподавательскими кадрами, общежитиями говорить о качестве подготовки кадров этого звена не приходится. Проблема рынка труда не в неправильном выборе специальностей, а в острой нехватке мест обучения кадров, особенно рабочих.

В стране действует широкая сеть обучающих центров и курсов, оказывающих услуги на платной основе. В 2007 году в одной тысяче таких организаций работало более 5 тыс. человек. Ими оказано услуг на 7,0 млрд. тенге. Курсы вождения, бухгалтеров, языковые, компьютерные и ряд других – в числе наиболее популярных.

Устойчиво растут потребности населения в транспортных услугах. В междугородних сообщениях увеличивается доля железнодорожных перевозок, в международных – наиболее быстро возрастают авиаперевозки, во внутригородских – доминируют автобусные. В грузовых перевозках по объему преобладают автомобильные, по тонно-километрам – железнодорожные. Наиболее высокими темпами развиваются контейнерные транспортировки. В мировой рынок грузовых авиаперевозок стремительно входят города Алматы и Астана. Активизируется деятельность Карагандинского аэропорта, предоставляющего все большие объемы услуг грузовых авиаперевозок.

В отрасли связи в 2007 году доходы от Интернета выросли на 191,3, сотовой связи – на 146,8 %. Число абонентов сотовой связи увеличилось с 834,5 тыс. в 2001 году до 12, 3 млн. в 2007 году. Уровень проникновения этого вида связи превысил 73 %. Объем рынка сотовой связи составил 186,2 млрд. тенге. В растущих дополнительных услугах лидируют SMS-сообщения, передача данных достигла 16 % их объема. Наибольшая доля доходов приходится на загрузки мелодий, картинок, логотипов. В 2007 году дополнительные услуги на рынке сотовой связи оцениваются не менее чем в 21,6 млрд. тенге (180 млн. долларов), что на 58 % превышает уровень 2006 года.

В числе быстро растущих – рекламные услуги. По данным компании "TNS Gallup Media Asia", общий рекламный бюджет по четырем типам медиа-носителей за три квартала 2007 года в Казахстане возрос до 550,3 млн. против 431,5 млн. долларов за аналогичный период 2006 года. Бюджет телевизионной рекламы составил 76 %, рекламы в прессе – 13,8; наружной рекламы – 6,2; радиорекламы – 3,9 %. Совокупные рекламные бюджеты всех медиа-носителей в 2007 году достиг 90 млрд. тенге. Набирает обороты реклама в Интернете. В ближайшие годы ожидается ее значительный рост – с 3,6 млн. до 9 млрд. тенге.

В стране наметился поворот к здоровому и культурному образу жизни. Услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий увеличились в 3,5 раза: с 24,8 млрд. тенге до 87,6 млрд. За четыре года число посещений театров возросло на 353,2 тысячи и достигло 1,8 млн. в год; зоопарков – на 175 тыс. (до 573 тыс.), кинотеатров – на 2,2 млн. (до 5,7 млн.). Расширяются услуги концертных организаций. В 2006 году 520,9 тыс. человек приобрели путевки на сумму в 7,5 млрд. тенге. Объем туристских услуг в этом году оценивался в 3,9 млрд. тенге. Обладая значительным потенциалом, эта сфера, несомненно, будет наращивать темпы.

Расширяется спектр деловых, выставочных услуг. Увеличилось число компаний по финансовому, инвестиционному, юридическому, управленческому, маркетинговому, кадровому, социологическому, представительскому консалтингу, аудиту, риск-менеджменту, медиа-исследованиям, информационным, переводческим услугам, брэндингу, тренингу и т. д. Консультационные услуги в смежных со строительством научных и технических областях превысили 70,1 млрд. тенге, услуги в области архитектуры – 68,4 млрд. тенге, проведению расследований и обеспечению безопасности – 37,9 млрд., инжиниринга – 25,8 млрд., по обеспечению персоналом – 20,2 млрд., управлению холдингами – 16,1 млрд., коммерческому консалтингу – 12,6 млрд., юридические – 9,8 млрд., аудиту – 8,6 млрд. тенге. Эти показатели продолжают увеличиваться.

Динамичная автомобилизация страны сопровождается бурным ростом десятка сопутствующих услуг, таких как продажи в салонах, страхование, ремонт, заправка, стоянки, покраска, замена, мойка и т. д. В стране 4,4 тысячи АЗС и ГАЗС оказывают услуги по заправке автомобилей на более чем 60 млрд. тенге. Одновременно на этих заправках осуществляются дополнительные услуги более чем на один млрд. тенге. Услуги автомоек оцениваются в 4,8 млрд. тенге в год.

В научной сфере услуги по исследованиям и разработкам увеличились с 20,1 млрд. в 2001 году до 43,6 млрд. тенге в 2006 году.

В числе быстро растущих секторов – компьютерные услуги. В течение 5 лет они выросли в 6,5 раза: с 6,8 млрд. в 2001 году до 36,9 млрд. тенге в 2006 году. Выросли услуги по разработке системных и прикладных программных средств, информационному обеспечению и обработке данных, разработке автоматизированных информационных систем, обслуживанию и ремонту, приобретению, установке и эксплуатации технических средств, обучению.

Растет спрос на услуги охранных компаний. В 2006 году в них работало 52,3 тыс. человек, обеспечивавших защиту 2,2 тыс. объектов. Объем этого рынка составил 25,1 млрд. тенге.

Динамичен рынок платного телевидения. Услуги кабельного телевидения во всех крупных городах республики предоставляются 65 операторами. 40 % рынка приходится на самого крупного оператора – Алма-ТВ. В настоящее время число абонентов по стране превысило 600 тыс. единиц, рынок оценивается в 18 млрд. тенге. Ежегодно продается порядка 12 тысяч спутниковых тарелок на 2,4 млрд. тенге. Рынок платного телевидения растет на 15–20 % и в ближайшие пять лет увеличится до 1,5 млн. абонентов, объем услуг превысит 20 млрд. тенге в год.

Расходы домашних хозяйств, нанимающих прислугу и услуги собственного потребления, достигли 17,5 млрд. тенге.

Увеличение числа платежных карт до пяти млн. единиц, объема карточных операций – до 1,4 трлн. тенге сопровождалось появлением на рынке более десяти процессинговых компаний, оказывающих услуги по их обслуживанию.

Растут интернет-услуги. В 2007 году они достигли 21,3 млрд тенге. На долю физических лиц приходится 65 процентов, юридических лиц – 35 процентов. Основные цели использования Интернета: на электронную почту приходится 67,7 % коммуникационных услуг; в поиске информации и он-лайн услугах на скачивание игр, музыки, видео – 34,7 %, на газеты и журналы – 28,4 %; в коммерческих целях на интернет-банкинг – 53,5 %, на покупку и заказ товаров и услуг – 33,8 %; в поисках контактов с другими организациями 56,2 % – на получение информации о сайтах организации; в целях образования 39,6 % – на обучение в школах и университетах.

Просмотренные казахстанские вебсайты на русском языке составили 81,2 %, на казахском языке – 3,1; на английском – 0,6 %. Доля просмотренных зарубежных вебсайтов на русском языке составила 14,2 %. Объем интернет-услуг в ближайшее время может вырасти не менее чем в 100 раз.

Нотариальные услуги оказывают более 1,3 тыс. нотариусов, объем их услуг оценивается в 2 млрд. тенге в год.

В стране растет число фитнес-клубов, ателье, служб, мастерских по ремонту компьютеров, сотовых телефонов, ремонту и уборке квартир, офисов, салонов красоты, стирке и химчистке белья, одежды, копировальных, ветеринарных услуг и т. д. Так, о популярности фитнес-клубов свидетельствуют данные о развитии сети Fidelity. За три года количество ее абонентов увеличилось в десять раз и продолжает расти.

С ростом доходов компаний, организаций, населения, расширением спектра потребностей сфера услуг становится все разнообразнее, насыщеннее. В бюджетах юридических и физических лиц, домохозяйств доля расходов на эти цели неизменно увеличивается. Структура семейных бюджетов свидетельствует, что период экономики выживания для многих казахстанцев миновал, он трансформируется в период развития.

В сфере услуг работало 3,6 млн. человек, или 50 % всего занятого населения страны. Именно эта сфера способствует росту объемов, масштабов экономики, обеспечивает наибольший прирост рабочих мест.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
"Базис-А" официально подтвердил, что площадь Республики в Алматы будет перекопана 29.02.2008
Рудное мгновенье 29.02.2008
$2 000 000 000! Но на сторону… 29.02.2008
Заводы боятся разорения 29.02.2008
Мир приготовился к экономической катастрофе 29.02.2008
В этом году нового перерасчета пенсий не будет 28.02.2008
"Арселор Миттал" задолжала государству более 100 млрд тенге в виде налогов 28.02.2008
"КазМунайГаз" проведет разведку на участке Жамбыл на Каспии 28.02.2008
Казахстан из-за дефицита овощей вынужден будет прибегнуть к их импорту 28.02.2008
Другое время - другие условия 28.02.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
23.10.20 Пятница
83. САРЖАНОВ Кудайберген
73. МАРТЫНОВ Александр
71. САРТАЕВ Жанбатыр
70. КРАУЗЕ Юрий
69. АБЫЛХОЖИН Жулдузбек
69. БИСЕНГАЛИЕВ Ганимат
65. КАРИМЖАНОВ Бахриден
64. ДЕНЯКИН Александр
64. ЖАКЫПОВ Болат
63. ДЮСЕНОВА Сауле
63. СМАГУЛОВ Сейсехан
62. КУШЕРБАЕВ Жомарт
61. ИБРАЕВ Марат
61. ИБРАЕВА Гафура
57. МОЛДАБАЕВ Каныш
...>>>
24.10.20 Суббота
86. ХОЛОДКОВ Александр
83. ЛЕММЛЕ Вальтер
79. УРМУРЗИНА Гульшара
77. ШВЕДЮК Владимир
74. ТУРСУМБАЕВ Балташ
73. ЖУМИН Канатбек
65. МУСИН Алиаскар
63. БИСЕНБАЕВ Асылбек
60. АГИТАЕВ Садуакас
60. БАРПИБАЕВ Тлектес
60. БЕКМАГАМБЕТОВ Орал
60. КЕНЖАЛИЕВ Малик
58. БАЛГАРИН Амантай
56. УСКЕНБАЕВ Каирбек
54. КУРБАНОВ Ниязбек
...>>>
25.10.20 Воскресенье
81. КОСЕНКО Виктор
80. ЕСКЕНДИРОВ Кайрулла
78. КАЙРУЛЛАЕВ Корганбек
75. БАЙГУТ Мархабат
75. КАЛИЕВ Кудайберген
73. АЛИБАЕВ Айтбай
71. РЫСКАЛИЕВ Амангельды
69. ИЗБАНОВ Мухит
68. ТУЛЕНБАЕВ Мурат
66. МАХАРИНЕЦ Юрий
66. ФАТКУЛЛИН Рашид
63. ЖАСУЗАКОВ Сакен
63. КАРАМАНОВ Серик
63. ХАКИМОВ Шамиль
61. КОНАКБАЕВ Серик
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz