Рахман АЛШАНОВ, доктор экономических наук, профессор, "Казахстанская правда", 15 февраля
Начало см. Часть 1, 2, 3
Создание наукоемкого производства в Казахстане не просто дань моде, а назревшая необходимость. Как известно, в инновациях нуждаются все отрасли, в том числе и сырьевая экономика. Ее достижения связаны с внедрением крупных научных идей и разработок. Слабыми остаются последующие звенья. Структурные преобразования предполагают не только сохранение достаточно развитых добывающих производств, но и, прежде всего, достраивание индустриальных звеньев с высокой добавленной стоимостью, основанных на ускоренном внедрении инновационных технологий.
В период с 2003 по 2006 годы объем инновационной продукции в республике увеличился с 65 до 156 млрд. тенге. Однако ее доля в общем объеме выпуска промышленной продукции сохранилась на уровне 2,4 %. Вместе с тем в инновационной деятельности предприятий наблюдаются прогрессивные структурные изменения. Удельный вес вновь внедренной или подвергнутой значительным технологическим изменениям продукции возрос с 9,5 до 88,4 млрд. тенге, или с 14,7 до 56,7 %. В то же время доля усовершенствованной продукции снизилась с 72,2 до 36,2 %.
Число предприятий, имеющих законченные технологические инновации, увеличилось со 148 до 420, рост - в 2,8 раза. Затраты на технологические инновации возросли с 26,9 до 79,9 млрд. тенге, рост - в 2,9 раза. На исследования и разработки в 2002 году было направлено 9,37 млрд. тенге, в 2006-м - 33,1 млрд., рост - в 3,5 раза. Из общей суммы расходов собственными силами научных организаций в эти годы выполнено соответственно 78,4 и 76,9 %. Объем научно-технических услуг сократился с 4,4 до 2,5 млрд. тенге.
В инновационных инвестициях в течение трех лет произошли важные структурные изменения, что проявилось в существенном увеличении внутренних затрат предприятий. В 2003 году в общих расходах на технологические инновации на собственные средства предприятий приходилось 97,3, в 2006 году - 85,5 %. Наиболее быстрыми темпами росла доля иностранных инвестиций - с 0,9 до 22,3 % . Их затраты за этот период выросли в 60 раз - с 246,3 млн. до 15 млрд. тенге. Однако в 2006 году произошло их резкое сокращение - до 2,8 млрд., доля снизилась до 3,4 %.
В финансировании инноваций удельный вес государственного бюджета увеличился с 0,16 до 8 %, или с 430,2 млн. тенге до 6,5 млрд., то есть в 15 раз. Это свидетельствует о своевременном выполнении ранее заявленной программы, предполагавшей 25-кратный рост расходов на эти цели. Как известно, в 2005 году в этом секторе экономики были сформированы институты развития, инвестировавшие в инновации 2,7 млрд. тенге - до 3,9 % бюджета. К сожалению, в 2006 году эти расходы сократились до 16,3 млн. Проблема, требующая ускоренного разрешения, - установление прямой связи между растущими расходами на НИОКР и их отдачей, эффективностью использования ресурсов.
Обращает на себя внимание тот факт, что научные организации выполняют основной объем научных исследований и разработок по собственным программам за счет внутренних ресурсов, предприятия обеспечивают внедрение технологических инноваций также своими затратами. Программы научных учреждений и инновационные проекты предприятий практически не взаимосвязаны. Хотя отдельным организациям и вузам удается максимально приблизить исследования к требованиям производства, а предприятиям - привлечь ученых к реализации разработанных проектов.
Не случайно доля инновационной продукции отечественного производства остается крайне низкой - на уровне 2,4 %. Для сравнения: в Украине этот показатель колеблется в пределах 7-8, в России - 2,5-4,5 %, в странах ЕС - от 40 до 90 %. Казахстан занимает 67-е место по индексу инновационности.
В числе наиболее активных регионов - Мангистауская область, где удельный вес инновационной продукции составляет 4,5; Карагандинская - 4,2; Павлодарская - 3,4; Актюбинская - 3,2 %. Вызывает недоумение весьма низкий показатель в Алматы - лишь 2,6 %, что свидетельствует о недостаточном развитии важнейшего процесса.
В промышленности этот показатель вдвое превышает общереспубликанский уровень и составляет порядка 5 %. Наиболее высокими данными, сопоставимыми с некоторыми европейскими странами, обладают: производство кожи, изделий из нее, включая обувь, - 25; нефтепродуктов и ядерных материалов - 25; электрооборудования - 20,8; резинотехнических и пластмассовых изделий - 16,7; металлургическая промышленность - 12,9 %. Некоторая стабилизация достигнутого уровня в условиях жесткой конкуренции с нарастающими импортными поставками инновационной продукции в определенной степени одобряется. Однако этого недостаточно. Для соответствия мировым стандартам конкурентоспособности предстоит повысить инновационный уровень не менее чем в 15-30 раз.
В числе важнейших составляющих новой экономики - развитие информационных технологий. В 2006 году общие затраты на эти цели составили 44,6 млрд. тенге, в том числе в отрасли связи - 12,8 млрд., в горнодобывающей промышленности - 10,2 млрд., в обрабатывающей - 7,9 млрд., в деятельности, связанной с вычислительной техникой, - 5,3 млрд., в строительстве - 2,6 млрд., в исследовательском секторе - 2 млрд., в высшем образовании - 1,9 млрд., в энергетике - 1,5 млрд., в сельском хозяйстве - 0,2 млрд. тенге.
В обрабатывающей промышленности 22 % затрат на ИКТ приходилось на металлургическую отрасль, 21 - на пищевую, 19,8 - на целлюлозно-бумажную, издательское дело, 18,6 % - на электротехническую.
В 2006 году 75,4 % казахстанских предприятий были оснащены компьютерной техникой (233 тыс. ед.), из них 55,9 % (93,6 тыс.) имели доступ в Интернет, 11,1 % - собственные вебсайты, 15,2 % размещали заказы по Интернету и 14,8 % получали заказы. В стране открыто 199 интернет-магазинов, 656 электронных каталогов, 180 электронных бирж, зарегистрировано 1,6 млн. пользователей Интернета. В использовании Интернета в Казахстане (8 520 ед.) лидируют строительство - 1 222 единицы, издательское дело - 1 070, пищевая промышленность - 1 068, энергетика - 534, горнодобывающая - 508, высшее образование - 500, металлургия - 397, машиностроение - 431, текстильная и швейная - 242 единиц.
Прямая корреляция между информационной активностью и достигнутыми успехами вполне очевидна. Находящиеся в постоянном поиске вознаграждаются достойными результатами. Из общих затрат на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на оплату услуг связи выделено 14,8 млрд. тенге, на покупку вычислительной техники - 13,4 млрд., на приобретение программных средств - 7,2 млрд. тенге.
В региональном разрезе инвестиций лидирует город Алматы, на который приходится 45,8 % общего объема. В Атырауской области этот показатель составляет 3,6 млрд. тенге, в Карагандинской - 1,04 млрд., в ВКО - 1,02 млрд., в Мангистауской - 0,9 млрд. тенге. На 12-м месте находится г. Астана, отстающий от Алматы по этому показателю в 31 раз.
Занятость в ИКТ быстро растет. В 2006 году в этой сфере работало более 220 тысяч специалистов высшего уровня квалификации - инженеров по электронике, связи, приборостроению, программистов, системных администраторов, разработчиков компьютерных программ.
Об отставании отрасли, нехватке государственного финансирования заявляют многие участники этого сектора отечественной экономики. Не вызывает сомнений недостаточное инвестирование информационных технологий. Разрыв между требованиями новой экономики и реальным состоянием этой сферы все еще высок. Затраты на эти цели следует значительно увеличить. Для сравнения: в 2007 году в России объем рынка информационных технологий составил 8,5 млрд. долларов, в 2010 году ожидается 40 млрд. долларов. Казахстан, обладающий объемом не менее 372 млн. долларов и за три года существенно сокративший разрыв, отстает от темпов соседней страны в 2,3 раза.
Основная проблема казахстанской новой экономики - повышение инновационной эффективности. На данном этапе результативность в индустриальной политике за счет трансферта технологий и создания инновационной инфраструктуры достаточно очевидна. Звенья, созданные с целью содействия внедрению новых идей в производство, все еще не дают должного эффекта. Открыты Банк развития Казахстана, Инвестиционный и Инновационный фонды, Фонд поддержки малого бизнеса, Центр маркетингово-аналитических исследований, Фонд науки, венчурные фонды, ряд технопарков, университетских научных лабораторий. Приняты программы космических, информационных, ядерных, нано-, биотехнологий. По данным ФУР "Казына", всеми институтами развития поддержано 135 инвестиционных проектов на сумму 5 млрд. долларов.
Естественно, быстрых результатов ожидать не следует. Вместе с тем структура национальной экономики если и меняется, то в первую очередь за счет индустриальных производств. Следует отметить, что более 65,5 % затрат на инновационные инвестиции пришлось на собственные бюджеты предприятий. Эти затраты принесли как минимум 79 млрд. тенге инновационной продукции. Оставшиеся 41,1 млрд. тенге связаны с остальными факторами. Каков реальный инновационный эффект от затраченных институтами развития 600 млрд. тенге? В какие сроки следует ждать результатов? Эти вопросы требуют своего решения.
В списке прорывных проектов, к сожалению, все еще сохраняется дефицит подлинно инновационных производств. Практически все добывающие и перерабатывающие предприятия - это индустриальные производства, не менее важные, но не инновационные. Следует определиться по структуре поставленных целей и задач, в мерах участия бизнеса в индустриальных проектах, государства - в инновационных. За последние годы инновационных предприятий создано крайне мало. И даже все столицы в Казахстане - административная, финансовая, научная, нефтяная, индустриальная - не демонстрируют авангардных позиций в этом деле.
Известен мировой опыт по выращиванию инновационного бизнеса. Так, в Евросоюзе в числе приоритетов новой политики в отношении малого и среднего бизнеса - инновационное развитие, обеспечение финансовых возможностей бизнеса, поощрение предпринимательства, участие малого и среднего бизнеса в стандартизации товаров и услуг, налоговые льготы и т. п. Примером в этой области служит Швеция. Высокая эффективность промышленности и достигнутый уровень благосостояния населения основаны на развитом инновационном секторе экономики, специализации на производстве наукоемкой продукции. Эта страна - европейский лидер по объемам НИОКР в расчете на душу населения. Здесь функционирует около 500 тыс. малых предприятий (МП), на которых работает почти 1/3 всех занятых в промышленности. По количеству подобных предприятий скандинавское государство, при численности населения вдвое меньшей, чем в Казахстане, опережает нашу республику в 2,9 раза, а по действующим - в 5 раз. Ежегодно в Швеции возникает примерно 20 тысяч МП, вносящих наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создание новых видов товаров, услуг и технологий.
В развитых странах в результате тщательно разработанной, многократно апробированной инновационной политики наблюдается совершенно ясная картина. Отработана модель: исследовательские университеты - бизнес-инкубаторы - технопарки - инновационный студенческий бизнес - венчурные фонды - малые инновационные предприятия - новая экономика. В вузах, особенно инновационных, обеспечивается высокий уровень образования молодежи, нацеленной на поиск и внедрение новых идей. Венчурные компании, институты развития ведут постоянный мониторинг, отбор, материально поддерживают оригинальные проекты. В результате формируются малые инновационные предприятия, составляющие костяк новой экономики. Именно они внедряют современные технологии, задают тон в обновлении производства, выпуске новых товаров и услуг, что сопровождается прогрессивными структурными изменениями в экономике.
Ежегодно студенты и выпускники университетов США, Канады, Европы участвуют в создании десятков тысяч инновационных компаний. Сотни венчурных фондов нацелены на их прямую поддержку. Так, выпускниками Массачусетского технологического института организовано 4 тыс. компаний, в них занято более 1 млн. человек, совокупный доход достиг 230 млрд. долларов.
В ЕС разрабатываются механизмы привлечения и поддержки малых и средних инновационных предприятий (Small and Middle enterprises, SMEs) к исследованиям и проектам в области нанотехнологий. Компенсируются до 75 % вкладов инвесторов в эти проекты, проводятся специальные конкурсы поддержки SMEs, до 35 % бюджета этих конкурсов направлено только на поддержание малых и средних предприятий.
В России взят курс на интенсивную поддержку инновационного предпринимательства. Число инновационных малых предприятий превысило 40 тыс. единиц. 10 %-ный барьер количества малых инновационных предприятий от общего числа МП не преодолен. В Европе эта цифра достигает в среднем 48 %. В отдельных странах она значительно выше. В Казахстане число подобных предприятий незначительно - лишь 420, хотя при ориентации на российские темпы их должно быть не менее 4 тысяч, а по европейским стандартам - более 30 тысяч. К сожалению, институтами развития не создано ни одного инновационного малого предприятия, между тем именно они должны быть катализаторами роста.
Следует отметить отсутствие должного учета малых инновационных предприятий в стране. Не определены критерии их выявления. Очевидно, что этих предприятий немало, особенно в сфере услуг, как в действующих, так и в новых отраслях экономики.
В поддержке нуждается не только малый и средний бизнес, но прежде всего инновационный. Наглядный пример успешности таких подходов демонстрирует университетский технопарк "Алтай". Здесь развернута творческая деятельность целого ряда малых инновационных предприятий. Инициаторами стали Г. Мутанов - талантливый и неутомимый менеджер, ректор ВКГТУ имени Д. Серикбаева, десятки увлеченных студентов и молодых ученых, получивших уникальную возможность для ускоренной реализации инновационных идей.
Представляется весьма показательным и перспективным объединение в 5 инновационно-образовательных консорциумов усилий ряда вузов, НИИ, центров, направленных на инновационный результат. Необходимо установить более тесное сотрудничество этих структур с институтами развития. Проблема в том, что представители институтов развития все еще не могут наладить должного взаимодействия с отечественными учеными, вузами, научными институтами. А ведь только опора на имеющийся потенциал, его наращивание и укрепление позволят создать нечто новое. Это со всей очевидностью доказывает мировой опыт.
В отечественной экономике необходимость достигнуть общественного инновационного согласия по распределению функций, приоритетных сфер деятельности актуализировалась. Во многих государствах, активно преодолевших инновационную планку, несмотря на многообразие форм и видов деятельности, типов собственности, нет разрозненности, наоборот, наблюдается слаженность, четкая координация действий, начиная от малого предприятия и заканчивая правительством, парламентом. Смена правительств, победа той или иной партии отличаются лишь новыми подходами в решении общенациональной задачи - повышения конкурентоспособности страны с эффективным использованием современных технологий.
Эффективная экономика
В составе наиболее эффективных секторов отечественной экономики по доходности - горнодобывающая промышленность, где этот показатель в 2006 году составил 1 792,6 млрд. тенге, в обрабатывающей - 557,8 млрд., на транспорте и связи - 228,1 млрд., операциях с недвижимым имуществом и аренде - 150,7 млрд., торговле, ремонте автомобилей и изделий домашнего хозяйства - 33,2 млрд., строительстве - 20,1; в гостиницах и ресторанах - 7,2 млрд., в финансовой деятельности - 3,5 млрд. тенге.
В операциях с недвижимым имуществом в течение трех последних лет доходы повысились в 4,3 раза, в финансовой деятельности - в 2,6; в горнодобывающей и обрабатывающей - в 2,3; на транспорте и связи - в 1,5; в торговле - в 1,2 раза.
В горнодобывающей отрасли, особенно в нефтегазовом производстве, получение 37 % доходов связано с ценовым фактором, его неизбежным укреплением уже в ближайшее время. Это вызвано растущим потреблением энергоресурсов в Китае, Индии и других странах.
Доходность в сельском хозяйстве остается нестабильной. В 2005 году эта отрасль превратилась в убыточную, что оценивалось в 4,8 млрд. тенге. В 2006 году был получен доход в 2,3 млрд. тенге. Наиболее благоприятным был 2007 год. Доходы возросли, особенно из-за резкого роста мировых цен на пшеницу и муку.
Убыточность сохраняется в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, где в 2005 году ее уровень составил 15,9 млрд. тенге, в 2006-м - 7,2 млрд. Аналогичная ситуация в рыболовстве и рыбоводстве - убыток достиг 41 и 17 млн. тенге соответственно. Можно лишь констатировать, что убыточность в них снижена более чем вдвое, но еще не преодолена.
Наиболее высокими темпами росли доходы малых предприятий. За период с 2001 по 2006 год они увеличились с 56,1 млрд. тенге до 716,4 млрд., т. е. в 12,8 раза.
Это связано с ускорением динамики доходов сырьевой сферы. Доходы малых предприятий горнодобывающей промышленности выросли в 240 раз - до 432,1 млрд. тенге, в финансовой деятельности - в 17,2 раза, в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг потребителям - в 5,2; в строительстве - в 4,2; в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования - в 3,4; в обрабатывающей промышленности - в 3,2; на транспорте - в 2,1 раза.
К новым явлениям следует отнести быстрорастущие доходы малых предприятий в горнодобывающей сфере, а также в операциях с недвижимым имуществом. Эти вопросы нуждаются в дополнительных исследованиях.
Производство ВВП на одного занятого в среднем по республике в 2002-2006 годах возросло в 2,5 раза. Этот показатель был наиболее высоким в торговле - 10,9 млн. тенге (90,9 тыс. долл.), в финансовой деятельности - 6,4 млн., операциях с недвижимостью - 4,7 млн., в промышленности - 3,3 млн., строительстве - 2,2 млн., на транспорте - 1,7 млн., оказании коммунальных и социальных услуг - 0,9 млн., в госуправлении - 0,6 млн., здравоохранении - 0,5 млн., образовании - 0,4 млн., сельском хозяйстве - 0,2 млн. тенге (2 тыс. долл.).
Если по объему ВВП на одного работающего показатели лидирующих секторов сопоставимы с развитыми странами, то в отечественном сельском хозяйстве они находятся на уровне развивающихся стран. Разница в производительности между лидерами и аутсайдерами экономики - в 45 раз.
В промышленном производстве сформировался достаточно большой разброс в рентабельности. Этот показатель при добыче сырой нефти составил 140,5 %; в цветной металлургии - 130,2; добыче железных руд - 25,1; черной металлургии - 21,1; производстве нефтепродуктов - 19,4; издательском деле - 14,7; машиностроении - 7,6; добыче цветных руд - 7,3; легкой промышленности - 5,6; угольной - 4,4; пищевой - 2 %. В числе нерентабельных - предприятия энергетики, химической промышленности. Аналогичная картина наблюдается и в использовании производственных мощностей промышленных предприятий. Максимальный коэффициент колебался от 99,7 % при выпуске феррохрома, 98,7 - электрических трансформаторов, минимальный - до 3,8 % при производстве тракторов, 18,4 - мясопродуктов, 18,8 % - круп. Предстоит преодолеть столь существенные различия в важнейших производственно-экономических показателях, обеспечить их выравнивание в развитии отраслей, регионов, оказании селективной поддержки.
Рыночная экономика постоянно отсеивает неконкурентоспособные предприятия. В Европе в течение пяти лет полностью обновляются малые предприятия. Подобные процессы происходят и в Казахстане. Из более 188,5 тыс. малых предприятий 118,9 тыс. были действующими, 53,2 тыс. - активными, 49,8 тыс. - убыточными. Не изжита практика открытия компаний-однодневок для проведения сомнительных операций, особенно для обналичивания денег, укрытия от налогов, таможенных пошлин и т. д.
В развитых странах акценты в санации и банкротстве предприятий сменились с жестких на либеральные, что стимулировало установление щадящего, поддерживающего режима. Назрела необходимость и для казахстанской экономики отказаться от крайних мер. К сожалению, по многим вопросам конструктивного диалога между государством и малым предпринимательством достигнуть не удается.
Заметным явлением в отечественной экономике стало обнародование искусственно заниженных показателей деятельности отдельных предприятий, отражающих их убыточность, что позволяет руководству выступать в роли просителей государственной помощи и поддержки. Между тем другие продуценты, опирающиеся на свои силы, нередко даже завышают свои показатели, чтобы получить кредиты.
Устойчивая экономика
В современных условиях все более актуальными становятся вопросы устойчивого развития. Вызовы, риски, угрозы в условиях глобализации не уменьшаются. Финансовые шоки, локальные, точечные кризисы, экологические бури, конкурентный прессинг не дают оснований для расслабления. Готовность общества, способность государства, мобилизованность населения к закономерным циклическим переменам отражают степень зрелости, уровень устойчивости страны.
Глобальные изменения в мирохозяйственной среде аналогичны тектоническим сдвигам. В экономике появились довольно серьезные игроки, существенно влияющие на расстановку сил на мировой арене. В силу новых обстоятельств идет пересмотр фундаментальных принципов экономического развития. Безраздельное, безоглядное, в течение длительного времени присвоение результатов научно-технологического прогресса уходит в прошлое. В затылок действующим гигантам дышат новые быстро растущие гиганты. Подъем вначале Японии, затем "тигров" Юго-Восточной Азии, в настоящее время Восточной Азии, особенно Китая, заставляет не только оглядываться, но и значительно корректировать экономический курс ведущих экономических конкурентов - Северной Америки, ЕС.
Огромное преимущество в присвоении свободного экономического времени, получаемого за счет интенсивного внедрения инноваций, превращаемого в колоссальное прибавочное время, лишь ненадолго сохраняется в высокоразвитых странах. В результате стремительного освоения инноваций развивающимися странами, трансформируемое прибавочное время становится и их достоянием, а через механизм снижающихся цен - дефляцию становится доступным более широким слоям населения, превращаясь в новое необходимое время, рост и дифференциацию потребления. Смысл глобальной конкуренции лидирующих стран и групп, ТНК в том числе, чтобы быстро и масштабно "снять сливки" с инноваций, живущих весьма короткий срок и готовых уйти в новый отрыв. Проблема стран догоняющего развития - в не менее быстром освоении отрабатываемых технологических инноваций и перевода всего человечества в новое состояние. Ограничителем глобального развития выступает бедность, отсталость многих регионов мира.
Другая проблема - в колоссальных ресурсах, присвоении свободного времени человечества узким кругом миллионеров, миллиардеров в качестве прибавочного времени. Это богатство, капитализируясь особым образом, создает основу спекулятивного капитала, доминирующего на биржевых рынках. Ослабление позиций доллара придает нервозность этому капиталу, заставляя искать новые, относительно надежные сферы приложения. С другой стороны, США пытаются освободиться от чрезмерных накоплений своей валюты, одновременно облегчая долларовые запасы арабских стран, Китая и др., подталкивая их к долларовым инвестициям, поощряющим американскую экономику.
Снижение учетной ставки ФРС с целью облегчения доступа на рынок дешевых кредитных ресурсов выплескивается на сырьевые рынки, особенно на нефтяные, инфляционными долларами, а через них - в нефтяные страны, которые, в свою очередь реэкспортируют инфляционную волну в другие экономики. Одновременно избыточная масса нефтедолларов устремляется в США как на товарный, так и на инвестиционный рынки. Очевидно, американцы, полагаясь на мощь своей экономики, пытаются отыграться в конкурентной борьбе с Азией, в первую очередь с Китаем, а также несколько отодвинуть Европу.
Такая политика вызвала негативную реакцию главным образом нефтедобывающих стран, поставивших вопрос об ограничении зоны доллара, постепенной переориентации на евро, иену. Как известно, все попытки США, ЕС склонить Китай скорректировать курс юаня не дали положительного результата, теперь же получают американский ответ в виде дешевеющего доллара. Тот же результат, но достигнутый иначе. Кто же выиграет в этом перетягивании канатов - сами США, Азия или ЕС? Однозначно, проигрывает Европа, выигрывают США, но Азия с удвоенной энергией может устремиться на пространство, которое освобождается ЕС. Правда и для азиатского континента - эта победа чревата серьезными издержками, но он обладает большими резервами, чем ЕС, сотрясаемый забастовками, противниками снижения европейских издержек за счет работающих.
Снижение доверия к доллару - эталону твердой валюты в течение более чем 60 лет, надежной и незаменимой практически для всех финансовых операций, вызывает обеспокоенность у ее хранителей. Приливная волна облегченных долларов накрывает денежное пространство многих стран, особенно тех, кто наиболее активно оперирует этой денежной единицей.
Облегчение американской валюты сопровождается мировой инфляцией, установлением новых национальных масштабов цен, коррекцией валютных курсов. Эти процессы создали серьезную проблему для устойчивого развития государств, вовлеченных в мировую торговлю, призванных квалифицированно скорректировать свою экономическую политику, грамотно, математически точно установить новый эквивалентный торговый обмен товарами и услугами, не снижая уровня и качества жизни населения.
Растущая зависимость Казахстана от влияния внешних факторов в силу интенсивной интеграции в мирохозяйственные связи, все большей вовлеченности в процессы глобальной экономики, требуют максимального и постоянного учета этих факторов. В этих условиях резко возрастает роль государства, Правительства, Парламента, требования к качеству проводимой экономической политики, включая финансовую и бюджетную составляющие, безошибочное, научно обоснованное определение социально-экономических параметров правительственного курса.
Государство в экономике: поиск новой роли
В постоянных дискуссиях о роли государства в современной экономике идет поиск баланса между действием рыночных, саморегулирующихся сил и государственным вмешательством. Наиболее острый характер этой проблемы проявился в постсоветских странах, где многолетний опыт административной экономики сформировал устойчивые барьеры для иных форм хозяйствования.
Возрождение роли государства, к большому сожалению, зачастую сопровождается рецидивами прежней системы, отсутствием ощутимых результатов. В настоящее время во многих странах государство все чаще присутствует во многих сферах, выступает "дирижером", обладает целым арсеналом инструментов регулирования, обеспечивает их совершенствование, изменение комбинаций в зависимости от обстановки. Необходимость высокопрофессионального владения и эффективного использования всех имеющихся рычагов современного управления экономическими процессами наиболее востребована.
Последние события в Казахстане, да и опыт рыночной экономики свидетельствуют: впереди огромная работа по определению оптимального поведения государства как партнера, гаранта рынка, предпринимательства, бизнеса, защитника экономического пространства, проводника общих интересов на международной арене. Адекватная инвестиционная, жилищная, налоговая, таможенная политика, антимонопольное регулирование, борьба со сверхдоходами, защита конкуренции, трансфертное ценообразование, своевременное обеспечение и поддержание соответствующего уровня жизни - часть государственных рычагов воздействия на экономику.
В числе новых явлений, с которым может столкнуться республика - временная стагфляция, вызванная проблемами в банковской и строительной сферах. Эти секторы обеспечивали до 40 % роста национальной экономики.
Интеграция в мировое экономическое пространство не означает дорогу с односторонним движением - предполагает открытость, а значит, и уязвимость от любых процессов. Импорт высоких доходов, основанный на спекулятивных ценах, несет в себе значительный инфляционный потенциал. Аккумуляция сверхдоходов во всевозможных национальных фондах предполагает не только создание резервного механизма, но и ограждает реальный сектор от деформации.
Однако через бюджет, растущие расходы нефтедобывающих компаний, вовлеченных в сферу сопутствующих производств, инфляция прорывается и в другие сектора экономики. Так, совокупные бюджетные расходы за период с 1997 по 2006 год выросли в 8,3 раза, ВВП - в 6,1. Стимулирующий спрос облегченных денег сказывается на вздутии рентабельности, перераспределении инвестиционных потоков, дезориентирует многие экономические субъекты, подогревает спекулятивный интерес, ведет к "перегреву" экономики. Чем масштабнее инвестиции и длительные сроки их введения, тем медленнее они покрываются новыми товарами и услугами. Инвестиционные деньги, пришедшие на потребительский рынок, с запозданием встречают новую сбалансированную товарную массу.
При малейших колебаниях экономической температуры спекулятивный капитал, включая теневой, криминальный, стремительно перемещается с внутренних на внешние рынки, создавая серьезные угрозы всем финансовым структурам. Многие национальные хозяйства попадают в состояние депрессивного шока, что неизбежно сопровождается перераспределением реальных накоплений, обострением социальных проблем. Безусловно, природа спекулятивного капитала на развивающихся рынках, в том числе и казахстанском, требует тщательного исследования. Это явление фактически уже присутствует в отечественной экономике.
Государству следует максимально освободиться от несвойственных функций, передавая их в конкурентную среду. Предпринимательство, бизнес обязаны действовать по прозрачным и четким правилам игры. Однако в условиях растущего объема платных услуг органов госуправления наблюдается существенное удорожание практически всех разрешительных документов, а их количество не уменьшается. За период с 2003 по 2006 год услуги в области госуправления выросли вдвое и достигли 404,4 млрд. тенге.
Призывы бороться с инфляцией замедлением темпов роста экономики нуждаются в более тщательном обосновании. Потенциал "перегрева" экономики требует глубокого анализа. В снижении нуждаются, в первую очередь, необоснованные бюджетные расходы. А показатели эффективности экономики, производительности труда необходимо постоянно повышать. |