Ольга ШУЛЬБИНА, "Литер", 6 июня
Похоже, правительство Казахстана намерено отобрать у метеорологов пальму первенства по ошибкам в прогнозировании. С начала года кабмин трижды корректировал макроэкономические показатели на предстоящие три года в сторону понижения. Такое жонглирование цифрами не оправдывает даже открытость казахстанской экономики, впитывающей мировые проблемы, ибо постоянные корректировки макроэкономического развития страны не что иное, как подтверждение трудностей научно-методического характера при разработке стратегических планов.
В начале мая прогноз роста ВВП на 2008 год был понижен до 5,3 процента, зато на 2009-й и 2010 год этот показатель планировался на уровне 9,2 процента и 8,6 процента соответственно. Но кабмин, видимо, поставил перед собой сверхзадачи, если спустя несколько недель снова скорректировал собственные прогнозы на 2009-2010 годы, остановившись на цифрах в 6 процентов и 5,6 процента.
Еще до презентации в парламенте корректировок в бюджет на текущий год макропрогноз существенно отличался от нынешнего. И разница в абсолютных цифрах составляла около 200-300 млрд тенге. Спустя всего месяц единственной величиной, не подвергшейся изменениям, оказалась прогнозируемая стоимость нефти на 2009-2010 годы.
В том, что правительство реагирует на изменившиеся обстоятельства, ничего плохого нет. Но почему подобные корректировки становятся чуть ли не еженедельными? Эксперты считают, что в центрах принятия решений нет соответствующих профессионалов. А экономическая наука в загоне.
- Изначально в бюджет 2008 года закладывалась одна цена барреля "черного золота" - 60 долларов, а теперь стоимость возросла до 95 долларов. Это только подтверждает, что уточнение бюджета было формальным, - говорит заместитель директора Центра анализа общественных проблем Канат Берентаев. - Корректировка только лишь основных параметров без качественного пересмотра бюджета и индикативных планов наталкивает на определенные размышления. В начале мая сокращение бюджетных программ планировалось на уровне 85 млрд тенге, а на презентации поправок в бюджет в парламенте величина сократилась до 34,5 млрд тенге. Я считаю подобный подход элементарным жонглированием цифрами.
Очевидно, что цены на экспортное сырье могут меняться, и с этим нужно мириться. Но именно с целью более точного прогнозирования в Казахстане и разрабатывается трехлетний бюджет. Кабмин сегодня оказался в замкнутом круге. Ведь для бюджетного планирования нужны основные прогнозные документы - схема размещения производительных сил, развития основных отраслей производства, социальной инфраструктуры. А покуда ни одно из этих направлений на стратегическом уровне в стране не изучается, соответственно, хромает и прогнозирование, и бюджетное планирование.
По словам Каната Берентаева, в Казахстане отсутствует общая макроэкономическая стратегия, поэтому ориентируются чиновники финансового сектора на стоимость нефти и делают упор на минимальный дефицит бюджета.
- Сам министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов не так давно признался в том, что никто не занимается разработкой схемы размещения производительных сил, хотя этим и работой над индикативными планами должно заниматься именно его ведомство, - подчеркнул эксперт. - Все, чем занято плановое ведомство, - разработкой бюджета. А ведь это чисто бухгалтерские задачи, которые по силам Минфину.
В советское время любой проект, даже если он мегаэффективный, не входил в бюджетное планирование, если не попал в схему размещения производительных сил. Ситуация современного Казахстана такова, что для превращения любого проекта в бюджетную программу достаточно лиш ь усилий нескольких лоббистов.
- Глава государства недавно выдвинул замечательную идею основания в стране интеллектуальных школ. Но президент вовсе не говорил о том, чтобы его предложение было реализовано в кратчайшие сроки без четкой документальной проработки, - прокомментировал ситуацию Канат Берентаев. - Что мы имеем в итоге? Выделение из бюджета 2008 года 10 млрд тенге при абсолютном отсутствии механизма реализации проекта. Аналогичным образом чиновники подхватили слова президента об энергосбережении.
Проблема правительственных финансистов в том, что под каждый сценарий развития события они подбирают подходящую модель экономики. Это тоже подтверждение отсутствия в стране прикладной экономической науки. Ни один из исследовательских институтов не занимается прогнозными исследованиями и разработкой сценариев серьезно и постоянно. В основном работа заключается в реализации чьих-то узкопрофильных идей или в подготовке аналитических записок, имеющих очень мало общего с реалиями жизни. Иными словами, аналитики работают под заказчика.
Как нужно заниматься макроэкономическим прогнозированием, за примерами далеко ходить не надо. В одной только Москве порядка 10 научно-исследовательских институтов разрабатывают концепции развития России, конкурируя между собой на уровне идей. В Астане, похоже, с подобным креативом гораздо скромнее…
Точку зрения Берентаева частично разделяет главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК Гульнур Рахматулина:
- С одной стороны, корректировку макроэкономических показателей правительством можно считать довольно смелым шагом - кабмин признал снижение темпов промышленного роста в стране. С другой стороны, если бы чиновники уделяли промышленному сектору больше внимания до наступления кризиса, а не делали упор только на экспорт сырья, макроэкономические показатели могли бы быть выше. Раньше математическими методами моделирования в Казахстане занимались два института, а сегодня их нет. Вот и ограничиваемся методикой расчета, носящей сугубо экспортный характер.
По мнению Гульнур Рахматулиной, последние макроэкономические прогнозы правительства больше похожи на реальность, нежели предыдущие, хотя для промышленного роста, который вполне мог бы подтянуть экономику, создана масса государственных институтов развития.
До сих пор непонятно, что мешает промышленному сектору показать свои возможности в полную мощь: привязанность к экспорту, адмбарьеры или формальная работа институтов развития. Ответы на эти вопросы должны быть, а их нет.
Напомним, в следующем году правительство планировало принять бюджет не на один год, а сразу на три. Не возрастет ли количество прогнозных неточностей в этом случае? Недавно министр финансов Болат Жамишев очень уклончиво ответил на этот вопрос в своем интервью "Литеру". По его словам выходило, что торопиться не надо. Между тем сегодня совершенно очевидно, что правительственные аналитики ошибаются гораздо чаще метеорологов, которые хотя бы не корректируют вчерашние прогнозы. |