Дмитрий ПОПАЗОВ, "Казахстанская правда", 27 июня
Для электроэнергетической сферы страны наступает время конкретных дел. Правительство вплотную занялось разработкой поправок в законодательство для дальнейшего развития отрасли. На заседании Кабинета министров под председательством Премьер-Министра Карима Масимова подробно обсуждены меры, применение которых не допустит энергетического кризиса и увеличит отечественный энергопотенциал.
Напомним, что в начале сентября прошлого года Правительство одобрило предложения Министерства энергетики и минеральных ресурсов о постепенном повышении тарифов на электроэнергию к 2015 году. Уже тогда Премьер сказал, что политика Кабмина в этих вопросах определена, и другой они не видят. Однако реализовать ее не так просто, делать это следует осторожно, но медлить нельзя. Поэтому глава МЭМРа Сауат Мынбаев обстоятельно рассказал о дальнейших действиях.
Согласно прогнозным расчетам, объемы потребления электроэнергии в нашей стране к 2015 году должны вырасти на 163 процента. Но уже со следующего года технически возможный потенциал отрасли будет исчерпан, что приведет к дефициту мощности в ближайшую зиму на юге. При этом первые энергогенерирующие мощности можно будет запустить не ранее 2011 года. Плюс к этому износ оборудования на электростанциях, электросетевых и теплоснабжающих объектах. Как следствие - увеличение технических потерь. Усугубляет ситуацию маловодный период в Центральной Азии, что практически на нет сводит регулирующие возможности гидроэлектростанций этих стран. Но выход есть.
По словам С. Мынбаева, в условиях дефицита электроэнергии наиболее остро стоит вопрос ее эффективного использования и энергосбережения. Энергоемкость производимой продукции и в целом ВВП нашей страны в 3-5 раз выше, чем в развитых странах.
- Основной стимул энергосбережения, прежде всего, высокие тарифы на электроэнергию, но наша цена на электроэнергию не подталкивает потребителей энергоресурсов к использованию энергосберегающих технологий, - считает министр. - Однако энергосбережение нельзя сводить только к высоким ценам, тем более что это не всегда возможно и имеет свои минусы.
В этой связи, по его словам, в 2009 году предстоит утвердить государственную программу по энергосбережению на 2009-2015 годы, которая сейчас разрабатывается. Она включает нормативы энергопотребления на единицу продукции, измененные ГОСТы, строительные нормы и правила, новую редакцию законопроекта "Об энергосбережении", который предполагается внести в Мажилис в первом полугодии 2009 года.
Вместе с тем необходимо начать реализацию проектов по реконструкции, модернизации существующих и строительству новых энергоисточников и энергосетевых объектов. Соответствующий план, утвержденный Правительством, есть. Он включает строительство Балхашской ТЭС, Мойнакской ГЭС, энергоблоков Экибастузской ГРЭС-2, восстановление неработающего энергоблока Экибастузской ГРЭС-1, расширение новыми энергоблоками Аксуской ГРЭС, на стадии проектных разработок находится проект по строительству АЭС в Мангистауской области. Все проекты предлагается реализовать усилиями в основном частных инвесторов. Но, по мнению С. Мынбаева, пока это проблематично. Как он пояснил, все инвестиционные решения в электроэнергетике долгосрочные, на 7-10 лет и более. Ключевой вопрос в электроэнергетике Казахстана сегодня - наличие долгосрочной тарифной, ценовой политики.
По словам министра, для утверждения долгосрочной динамики цен нужна соответствующая законодательная база. Поэтому МЭМР и АРЕМ предложили изменения в действующее законодательство. Суть поправок - предписанное законом обязательство Правительства устанавливать предельные базовые цены для групп однородных электростанций на период до 7-10 лет. В результате Кабмин должен утвердить реалистичную и адекватно возрастающую динамику цен на электроэнергию до 2015 года.
На вопрос, что будет после 2015 года, в МЭМРе также готовы ответить. Мы должны сократить большой разрыв в уровне цен на электроэнергию в Казахстане с ценами на международных рынках. Сохранив конкурентное преимущество по производству энергоемкой продукции за счет наличия сравнительно недорогой электроэнергии.
- Заранее декларированный рост цен на электроэнергию до 2015 года в нашей стране позволит избежать шоковой терапии и одновременно даст ясный сигнал отрасли для масштабного инвестирования, - отметил министр.
После 2015 года МЭМР намерен установить действительно свободное ценообразование на генерацию. Вместе с вводом предельных цен предполагается два "исключения из правил". Во-первых, для проектов, инвесторы которых не хотят ждать 2015 года или их не устраивают темпы роста цен на электроэнергию, законодательно предусматривается возможность установления индивидуальных тарифов, на уровне выше предельных цен. Ведь им нужен повышенный тариф для окупаемости инвестиций. К тому же эти проекты крайне необходимы экономике страны, и из-за них Правительство не может позволить резкого скачка цен во всей отрасли.
Во-вторых, цены, формируемые на централизованных спот-торгах - за час вперед, за день вперед, устанавливаются вне каких-либо предельных ценовых ограничений. Аргументы таковы: это небольшой сегмент рынка с минимальными последствиями для инфляции. Такое "исключение" позволит лишь незначительно изменить хорошо зарекомендовавшую себя инфраструктуру централизованных торгов.
Не забыли и о развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Сейчас их доля незначительна, и развитие ВИЭ в рыночных условиях без соответствующей законодательной поддержки со стороны государства сложно, прежде всего из-за высокой стоимости вырабатываемой на них электроэнергии. Это важное направление. По информации МЭМРа, потенциал гидроэнергии в стране составляет примерно 30 миллиардов кВт-ч в год, количество солнечных часов - 2 200-3 000. Но наиболее значительный потенциал энергии ветра, который оценивается более чем в 1,8 триллиона кВт-ч в год. Уже начаты работы по организации строительства в Джунгарских воротах пилотной ветроэлектростанции мощностью 5 МВт с вводом в 2009 году. Определены перспективные места и начат мониторинг ветрового потенциала в восьми местах в различных регионах республики. Разработан проект закона о поддержке использования возобновляемых источников энергии.
Все озвученные вопросы уже обсуждены с представителями Совета иностранных инвесторов, заинтересованными госорганами и энергетическими предприятиями. Аргументы, подкрепляемые цифрами, дали закономерный итог.
- Я поддерживаю концептуальные предложения, которые были высказаны, - резюмировал Карим Масимов. - Поручаю Минэнерго и другим соответствующим структурам в июле внести на заседание Правительства весь блок необходимых законопроектов, чтобы мы могли в сентябре внести изменения на рассмотрение Парламента.
Цитата
"Поручаю Министерству экономики и бюджетного планирования внести проект увеличения прогнозных тарифов до 2015 года, чтобы мы могли в предстоящем трехгодичном бюджете предусмотреть меры защиты социально уязвимых граждан".
Премьер-Министр Карим Масимов |